Прямой эфир Новости спорта

Почему тенге так крепко привязан к рублю

Рубли и тенге / Фото с сайта Depositphotos.com
Рубли и тенге / Фото с сайта Depositphotos.com
Экономисты о том, почему казахстанскую валюту штормит вместе с российской и как с этим жить дальше.

На заседании правительства 1 марта премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов поднял вопрос о влиянии конфликта в Украине на экономику страны.

"На фоне известного всем резкого обострения внешнеполитической ситуации, правительство и Национальный банк приступили к реализации Плана совместных действий. План включает в себя меры по сдерживанию инфляции, сохранению стабильности на валютном рынке, поддержку занятости, созданию новых рабочих мест и развитию предпринимательства", – заявил Алихан Смаилов.

Также, по словам премьер-министра, для обеспечения стабильности и защиты финансового рынка совместно с Нацбанком реализуется программа защиты тенговых вкладов – предусмотрено начисление премий по депозитам и принят новый комплекс мер по контролю и снижению инфляции.

Курс тенге традиционно зависит от двух ключевых факторов – стоимости нефти и самочувствия рубля. Сейчас цены на нефть стремительно растут, а рубль так же резко падает. Так почему же тенге идёт вслед за рублём, а не за баррелем? И что ждёт казахстанскую валюту дальше?

Экономист Жарас Ахметов считает, что сейчас фундаментальных причин для сильного ослабления тенге нет. По его словам, цена на нефть пока высокая и нынешняя лихорадка рано или поздно пройдёт, она вызвана, скорее, эмоциями, чем экономическими факторами.

"Есть туман неизвестности, связанный с санкциями против России, и он создаёт негативный психологический фон, который тянет тенге вниз. Тем более что из-за санкций российский рубль слабеет. Но всё, что мы наблюдаем, – это лихорадка ближайших дней. Рано или поздно она пройдёт, возможно, через пару недель. Тогда мы и сможем более объективно судить о том, насколько обоснован или нет будет курс тенге. Пока делать прогнозы или оценивать что-нибудь нет возможности. Мы же не знаем, какие ответные меры примет сейчас руководство России, для того чтобы спасти свою экономику. Как это скажется на финансовых и торговых операциях между Россией и Казахстаном. Нам остаётся только догадываться", – прокомментировал ситуацию Жарас Ахметов.

Экономист напомнил ситуацию 2014 года, когда тенге очень сильно укрепился по отношению к рублю и казахстанцы массово рванули за покупками в Россию. Тогда объём экспорта из Казахстана в РФ снизился, потому что соотношение стало невыгодным. Импорт из России увеличился, и это оказывало негативное влияние на казахстанскую экономику, но всё было более-менее стабильно. Так может произойти и сейчас.

По словам Ахметова, сегодня сложно предсказать, как поведёт себя российская экономика, если рубль ослабнет по отношению к тенге. Например, если станет один к одному.

"Мы не знаем, что в таком случае будет. Что именно предпримет Кремль? Он может, к примеру, закрыть границы, и тогда курс рубля нас вообще не будет волновать, потому что ни импортировать, ни экспортировать мы не сможем. Либо, наоборот, Россия активизирует свою внешнеторговую экспансию на ближайшие рынки, тогда для нас слабый рубль будет очень болезненным. Но что выберет российское руководство, мы не знаем. Оно непредсказуемо и нелогично. Мы можем только гадать. Непонятно, как на Казахстан повлияют жёсткие санкции, наложенные на Россию. Сейчас в обществе есть страх, неуверенность в завтрашнем дне, и народ начинает метаться, вызывая ажиотажный спрос на доллары и создавая спекулятивную и психическую накачку", – рассказал экономист.


Читайте также: Тенге остановил падение к доллару на KASE


Лучшее, что может сделать Нацбанк, по словам Жараса Ахметова, это провести "нормальную вербальную интервенцию с разъяснением населению, как банк понимает текущую ситуацию и что будет делать, чтобы успокоить население".

Экономист Айдархан Кусаинов пояснил корреспонденту Informburo.kz, что большой объём импорта из России сделал курс тенге зависимым от рубля.

"Мы зависим от рубля, так как российский импорт сейчас является самым дешёвым из всех стран, потому что соседи уже шестой год проводят политику "слабого рубля" и поэтому у них есть определённые успехи в виде импортозамещения, более-менее стабильной экономики и даже под санкциями у них росли золотовалютные резервы, и сейчас в полтора раза больше, чем в 2014 году, – сказал Айдархан Кусаинов. – То есть они перестроили экономику, и поэтому сегодня смело действуют, решая свои внешнеполитические вопросы".

По словам Кусаинова, Казахстан в отличие от России свои экономические проблемы не решил и теперь сидит в заложниках у цены нефти и российского рубля, потому что не хочет лечиться от своей внутренней голландской болезни и проводить серьёзные, принципиальные экономические реформы. Экономист подчеркнул, что тенге зависит не собственно от рубля, а от импорта из России.

"Почти весь наш импорт стал российским. Как только мы изменим нашу экономическую политику и избавимся от голландской болезни, мы перестанем зависеть от рубля и цены на нефть. Наш ближайший сосед давно от этой болезни вылечился и не так сильно зависит от импорта. Он поменял свою экономическую политику и у него есть внутреннее производство", – сказал экономист.


Читайте также: В обменных пунктах курс продажи доллара опустился ниже 500 тенге с открытием торгов на KASE


По поводу падения тенге Кусаинов предложил не паниковать и сконцентрироваться на контроле инфляции, а не курса.

"Курс обвалился и сформировался. Ничего страшного. Надо ждать развития событий. В качества ответа на эту ситуацию ничего делать не нужно. Это наша проблема, что мы так зависим от рубля и нефти. Интервенции бесполезны. Против экономики не попрёшь. Влияние курса валюты на экономику сильно переоценено. Нацбанку по-хорошему нужно не работать для поддержания курса, а контролировать инфляцию. Тенге находился под давлением уже больше года. Я прогнозировал, что курс дойдёт до 500 тенге за доллар даже без санкций. Принципиальное изменение денежно-кредитной экономической политики нужно было и остаётся необходимым вне зависимости от нынешней ситуации, от которой не зависят экономические проблемы страны", – резюмировал Айдархан Кусаинов.

Экономист Оразалы Сабден, наоборот, считает, что сейчас нужно экстренно созывать парламентские слушания по поводу тревожной экономической ситуации с разъяснением населению о предполагаемых мерах по стабилизации обстановки.  

"Надо срочно созывать парламентские слушания с участием правительства и Нацбанка, которые должны доложить о нынешней ситуации и их дальнейшем видении. Затем всем участникам необходимо принять общее решение касательно падения рубля, как обуздать курс тенге и решать в каком количестве проводить интервенции, какова теперь будет процентная ставка по ипотеке. Это нужно, чтобы население правильно поняло, что происходит", – сказал Оразалы Сабден.

По его словам, Казахстану грозит серьёзный кризис.

"Запад накладывает санкции. Китай, хоть и поддерживает Россию, но в раздумьях. Экономика России может прийти в упадок, а это напрямую повлияет на Казахстан, так как большая часть торговли зависит от России. Тенге упадёт, и все товары начнут дорожать, поэтому сейчас необходима антикризисная программа, о которой говорил президент", – спрогнозировал Сабден.  

По мнению экономиста, властям необходимо подсчитать, сколько денег находится в госрезерве, сколько осталось в Нацфонде, сколько средств поступило от олигархов в фонд "Казахстан халкына" и поскорее вернуть в страну средства из офшорных счетов, приняв соответствующий закон.  


Читайте также:


Новости партнеров