Прямой эфир Новости спорта

Почему тендеры выигрывают подрядчики, не имеющие ни опыта, ни специалистов, ни техники

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Что не так с законом о госзакупках.

В закон о госзакупках с 2015 года вносили изменения и дополнения больше 30 раз. Но до сих пор к нему возникают вопросы, и государство продолжает терпеть убытки от недобросовестных поставщиков. 

17 августа Антикор сообщил, как два иностранных подрядчика нанесли Казахстану ущерб на 20 млрд тенге при строительстве дорог. Они предложили на торгах минимальную цену, а когда получили аванс, расторгли контракт и уехали к себе в страну. 

Почему мы по-прежнему не можем сделать систему госзакупок прозрачной и минимизировать все коррупционные риски? 

Электронная документация

Директор фонда "Цифровое общество" Нургали Рахманов считает, что одна из проблем нынешней системы госзакупок в Казахстане состоит в том, что вся документация по ним находится в электронной базе данных портала в формате PDF.

Это не позволяет полноценно автоматизировать процессы и выявлять превышение цен по многим конкурсам.

Например, фонд, которым руководит Нургали Рахманов, занимается общественным мониторингом и управленческим анализом в области госзакупок. Его специалисты недавно анализировали строительство Дворца школьников в Шымкенте. Вся документация по стоимости услуг и работ на этом объекте была представлена в PDF-файлах. 

Там они обнаружили, что в проекте была заложена закупка одного комплекта фотоаппаратов со сменными линзами, аккумулятором и вспышкой на 14 млн тенге, а также четыре мраморные скамейки за семь миллионов тенге за одну штуку.

"Представьте, по всему Казахстану в год заключается более  миллиона контрактов по госзакупкам. Понятно, что у небольшого количества госаудиторов Минфина нет времени сидеть и копаться в каждом PDF-файле. Если бы вся тендерная документация была в машиночитаемом формате, то автоматизированные системы по обработке данных могли бы сами выявлять эти превышения цен", –объяснил Нургали Рахманов. 

Экономист и руководитель НКО Integrity Astana Жанат Нургалиев добавил, что иногда очень сложно судить, насколько предлагаемые суммы обоснованы. Поэтому для каждого товара, работ и услуг необходимы чёткие нормативы и стандарты. 

"Если мы говорим не о приобретении товаров, а о работах, коих 57% из общего количества тендеров, то там нет чётких нормативов. Например, то же озеленение города, санитарная очистка. За 2021 год по Казахстану на санитарную очистку было выделено 233 млрд тенге, согласно данным портала государственных закупок. Как проверить, какой объём работ необходим, насколько качественно проделана работа? Нет единого стандарта, которым мы могли бы руководствоваться", – пояснил Жанат Нургалиев. 

Независимое обжалование

Сейчас существует несколько механизмов по контролю госзакупок: 

  • государственный аудит, выполняемый Министерством финансов; 
  • общественный мониторинг со стороны различных организаций гражданского общества и СМИ;
  • независимое обжалование решения по тендеру. 

Последний механизм, по мнению Нургали Рахманова, является самым эффективным для создания честной конкуренции на госзакупках. Однако в Казахстане он не сильно развит. Сегодня, если поставщик хочет обжаловать решение по тендеру, он обращается либо в Комитет внутреннего госаудита Министерства финансов, либо в суд. Отдельного независимого органа обжалования для этого нет. 

"Участники тендера лучше всего знают положительные и отрицательные стороны своих конкурентов. Поэтому когда они видят возможную коррупционную схему, они должны иметь возможность обратиться в орган по обжалованию и заявить, что требования заказчика не основаны на убедительных требованиях", – считает Нургали Рахманов. 

Споры поставщиков 

В новостях нередко мелькают сообщения о том, что поставщики срывают контракты из-за судебных споров между собой. Поэтому процесс обжалования в этом ключе звучит как что-то, что может, наоборот, помешать процессу госзакупок. 

Однако, по мнению Нургали Рахманова, обжалование решений может занять не так много времени, если всё делается правильно. 

"Когда говорят о спорах поставщиков, говорят только половину правды. Если изначально госзаказчик не хочет делать правильно и добросовестно, это превращается якобы в спор, и  вся вина сваливается на подрядчика. Но речь идёт о миллиардах долларов. Сталкиваются интересы мощных финансовых групп, и каждый хочет сорвать куш", – рассказал Нургали Рахманов. 

Чтобы избежать этого, можно посмотреть на опыт нашего соседа – Таджикистана, отметил эксперт. Там создали правительственный центр реализации проектов, который занимается крупными инфраструктурными объектами. Этот центр нанимает международную консалтинговую компанию, которая очень грамотно помогает правительству в организации правильных и объективных торгов между крупными генподрядчиками.  Соответственно, там таких споров не возникает. 

Не цена, а качество 

Сейчас основным критерием при выборе подрядчика остаётся цена. Победителем тендера становится участник, предложивший наименьшую цену. 

Из-за этого часто возникает много проблем: подрядчики используют некачественные материалы, не исполняют свои обязательства, а затем требуют увеличения стоимости контрактов. 

По словам Нургали Рахманова, Казахстан постепенно отходит от этой системы. Дело в том, что одна из 17 целей устойчивого развития ООН включает в себя метрику "Устойчивые госзакупки". В 2021 году Казахстан принял эту метрику в качестве национальной. Теперь при проведении госзакупок мы должны учитывать не только ценовые параметры, а качество продукта, его жизненный цикл, социальные нужды общества и влияние закупок на окружающую среду.


Читайте также: Антикор предлагает наказывать чиновников, которые закладывают в тендер сумму отката


Двигаться к этому мы будем поэтапно. С 2023 года в Казахстане запланировано проведение гостендеров с использованием стоимости жизненного цикла продукта. Выбор поставщика там осуществляется не на основе начальной цены, а на основе совокупной стоимости всего срока службы товара. 

Также с 1 июля этого года в Казахстане был введён новый способ закупок в виде конкурса с использованием рейтингово-балльной системы. На первом этапе он будет применяться только по закупкам строительно-монтажных работ и работ по разработке проектно-сметной документации.

У рейтингово-балльной системы есть свои преимущества. При ней все данные поставщиков будут проверяться: оплата налогов, финансовая устойчивость, опыт работы, уровень кадров и материально-техническая база. 

"Эти данные есть в информационных системах госорганов. Их просто надо объединить, чтобы затем программа сама по итогам рейтинга принимала решение о том, кому отдать тендер. Таким образом мы снизим человеческий фактор, потому что оставлять заказчика и поставщика один на один нельзя", – рассказал Жанат Нургалиев. 

Международный опыт

Метрику "Устойчивых госзакупок" ООН внедряют в систему госзакупок и другие страны. Литва, например, переходит полностью на неё уже в 2023 году. 

Также ООН разработала и Типовый закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках. По нему многие страны пишут свои правовые акты. Но Казахстан взял из этого документа не так много, отметил Нургали Рахманов. 

"Существует международная практика, которую мы можем перенять для улучшения закона о госзакупках, потому что очень много вопросов не проработано. Мы могли бы собрать хороших экспертов и сделать такой суперзакон, но нужно учитывать, что есть определённые группы влияния, которым это невыгодно, и потому приходится постоянно вносить поправки в закон, убирая разные коррупционные лазейки", – заявил эксперт. 

Он добавил, что в странах ОЭСР 55% всех коррупционных преступлений связано с госзакупками. В нашей стране этот процент может быть выше. 

Тем не менее Нургали Рахманов считает, что в связи с новым курсом Казахстана видна политическая воля менять госзакупки в лучшую сторону, поэтому в закон и внесли последние поправки. 

Профессия – госзакупщик 

Чтобы изменить наше законодательство, необходимо всё время повышать квалификацию госзакупщиков, считает Нургали Рахманов. Сейчас же для специалистов органов госзакупок нет таких специализированных курсов. 

"Должна появиться профессия – госзакупщик. Для неё должен быть разработан профстандарт, чтобы этим мог заниматься не каждый. Тогда чиновники должны будут проходить курсы или получить магистерскую степень в университете по этому направлению", – предложил эксперт. 

Он добавил, что подобная дисциплина по организации и управлению госзакупками появилась уже в АУЭС. И если Министерство финансов сгенерирует спрос на такие курсы, другие университеты также внедрят у себя похожие программы. 


Читайте также:


Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров