Два иностранных подрядчика нанесли государству ущерб на 20,8 млрд тенге при строительстве дорог

Коррупционную схему при освоении правительственных займов на строительство дорог выявили в Казахстане.

Антикор провёл анализ коррупционных рисков в сфере строительства автодорог. Об основных проблемах, которые выявило ведомство, рассказал на брифинге глава службы превенции Антикора Саян Ахметжанов. 

Он сообщил, что деятельность технадзора недостаточно отрегулирована ограничениями и запретами в правовом поле. Технадзор не несёт ответственность по выявленным в течение гарантийного срока нарушениям. Нет запрета на аффилированность (наличие связей) между участниками строительного процесса. Нет даже требований по наличию лабораторий, где должны испытывать качество стройматериалов. Из-за этого, по словам Саяна Ахметжанова, при строительстве дорог используют дешёвые материалы и некачественные аналоги. 

При среднем ремонте не предусмотрен авторский надзор, отсутствует контроль ГАСК, технадзор носит необязательный характер. Это, как отметил глава службы, способствует латентной коррупции – акты приёма работ подписывают только подрядчик и заказчик.

Кроме того, коррупционные риски выявили при освоении средств правительственных займов. Алгоритм следующий:

  • тендер выигрывает иностранный подрядчик, который соглашается выполнить работы с аномально высокой скидкой (например, ОАО "Спик Аккорд" согласилось на скидку в 38%, что уже указывало на серьёзные риски выполнения работ);
  • подрядчику после заключения договора перечисляют аванс по банковской гарантии, выданной неблагонадёжным банком (к примеру, Fortress Bank находится в офшорной зоне);
  • размер аванса увеличивают при отсутствии нормативных условий;
  • подрядчик не выполняет условия договора, и с ним расторгают контракт. Затем подрядчик выезжает на родину, а комитет автомобильных дорог инициирует арбитражное разбирательство.

Антикор обнаружил, что две иностранные компании, действуя таким образом, нанесли государству ущерб на 20,8 млрд тенге.

Саян Ахметжанов добавил, что отсутствие мер по внедрению новых материалов и технологий строительства автодорог также несёт коррупционные риски. 36 нормативно-технических документов приняты ещё в советские времена, 46 иных документов – в 1998-2005 годах.

"Устаревшая нормативно-техническая документация не привязана к появившимся за это время новым технологиям, в результате сметная стоимость завышается и не отражает реальных затрат на строительство", – подчеркнул глава службы превенции. 

Рекомендации по устранению выявленных коррупционных рисков передали в Комитет автомобильных дорог.


Читайте также:


Новости партнеров