Прямой эфир Новости спорта

Почему нельзя бить детей и как в Казахстане будут за это наказывать

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Почему и как следует ужесточить законы за телесное наказание детей.

В сентябрьском Послании народу президент Касым-Жомарт Токаев потребовал ужесточить наказания за любые формы насилия в отношении детей.

"Требую ужесточить наказание за любые формы насилия в отношении несовершеннолетних. Основы формирования гармоничной личности и ответственного гражданина закладываются в детском возрасте. У каждого ребёнка в стране должно быть счастливое и безопасное детство", – отметил президент.

Уполномоченный по правам ребенка Динара Закиева предложила законопроект по обеспечению безопасности детей, который будет обсуждаться с НПО и общественностью в течение сентября текущего года.

Омбудсмен подчеркнула, что в законодательстве отсутствуют отдельные статьи, охватывающие все формы деяний, связанных с применением физического насилия и жестокого обращения с детьми и, соответственно, предусматривающие ответственность за них.

Она предложила ввести в Уголовный кодекс статью "Насилие в отношении несовершеннолетнего", которая охватит все формы перечисленных деяний. Закиева отметила: наказания в виде ограничения свободы недостаточно.

Что предлагается в законопроекте:

  • Исключить примирение сторон по преступлениям, связанным с физическим насилием и жестоким обращением в отношении несовершеннолетних.
  • Ужесточить и обеспечить неотвратимость наказания через исключение ограничения свободы, оставив только лишение свободы.
  • Совершившие деяние, связанное с жестоким обращением в отношении детей, должны пройти обязательный курс психологической помощи.

Как телесные наказания сказываются на детской психике

Некоторые родители считают, что такие варианты как дать шлепок "по мягкому месту", дать по рукам, ставить "в угол на горох" не относятся к телесным наказаниям. По словам детского психолога Татьяны Остапенко, подобные методы "воспитания" оставляют глубокую травму.

Фото с сайта Depositphotos.com

"Телесные наказания – это всё, что так или иначе относится к телу ребёнка и причиняет ему дискомфорт. Угол и ограничение движения – тоже телесное наказание. Это одна из граней насилия, которые родители совершают в отношении детей. Ребёнка нужно не наказывать, а показывать ему последствия его действий и ошибок, которые он совершил", – подчеркнула психолог.

Она назвала три ключевых негативных последствия физического наказания детей:

  1. Нарушение контакта с окружающими.
  2. Формирование толерантности к насилию.
  3. Ухудшение соматического здоровья.

Ниже расскажем о каждой из этих проблем подробнее.

Нарушение контакта с окружающими

Телесное наказание приводит к тому, что у ребёнка нарушается контакт с окружающими людьми. Он перестаёт доверять взрослому и может вовсе потерять доверие к окружающим людям. Поэтому дети замыкаются. Как следствие, во взрослой жизни возникают сложности с доверием.

"Нервная система бывает сильная и слабая. Если нервная система слабая, то такой ребёнок чаще буде принимать роль жертвы и думать, что мир жесток и нужно ему подчиняться. Если нервная система сильная, то он будет сопротивляться. Это те дети, которых не удалось сломать телесными наказаниями. Родители говорят: "Я его луплю, а ребёнок на меня смотрит и говорит: "Я всё равно буду это делать". Он не готов отказываться от того, что ему важно и дорого. И тогда такие дети как раз уходят в "агрессоры", – отметила Татьяна Остапенко.

По её словам, в школах, где существует буллинг (травля), важно наблюдать за такими детьми. Помощь обычно оказывают жертвам буллинга, но агрессоры не берутся во внимание, хотя нужно в первую очередь начинать работу с них. Если не будет агрессора, не будет жертвы.

Буллинг / Фото с сайта Depositphotos.com

"В анамнезе жизни агрессора независимо от возраста всегда есть травма. Ребёнок, который подвергался физическим наказаниям, принимает решение, что он никому не позволит так с собой обращаться. А так как есть недоверие к миру, то любой косой взгляд, не тот тон речи или антипатия к человеку будет вызывать агрессивную реакцию в виде оскорблений и побоев. Кроме того, такой ребёнок склонен жестоко обращаться с животными", – пояснила Татьяна Остапенко.

Формирование толерантности к насилию

Толерантность к насилию приводит к тому, что для ребёнка проявлять насилие и терпеть насилие в отношении себя становится нормой.

Татьяна Остапенко объяснила, что когда привыкшего к насилию ребёнка кто-то оскорбляет, обзывает, шлёпает, ему кажется, что с ним так играют. К примеру, папа ставит щелбан в хорошем настроении, и ребёнку кажется, что это в порядке вещей. Поэтому когда ребёнок получает подзатыльники от своих одноклассников, ему тоже кажется, что это такая игра.

"Именно поэтому многие родители говорят: "Ничего, меня били, нормальным человеком вырос". Тут ещё большой вопрос: вырос ли ты нормальным человеком. Ты вырос травмированным взрослым, толерантным к насилию. И мы видим сейчас, какое у нас общество: мы действительно толерантны к насилию и не сострадательны. Чтобы определить, насколько наше общество гуманно и здорово, нужно обратить внимание на то, как люди относятся к старикам, детям и животным. Судя по тому, сколько животных умирает от рук живодёров, у нас достаточно травмированное общество", – считает эксперт.

Ухудшение соматического здоровья

Насилие – это огромный стресс, который влияет не только на ментальное, но и на физическое состояние. Стресс заставляет наше тело быть в постоянном напряжении. Так, по словам психолога, мышцы и сосуды сжимаются, а это значит, что кровь недостаточно хорошо циркулирует и мышцы спазмируются. Это в свою очередь приводит к тому, что образуется застой лимфы и крови. Люди в таком состоянии больше подвержены вегето-сосудистой дистонии, гипертонусу, дискинезии желчевыводящих путей.


Читайте также: "Бьёт – значит, сядет". Как в Казахстане ужесточат наказание для домашних агрессоров


Другая проблема, которую выделила Татьяна Остапенко,  нарушение внимания. У травмированных детей большая часть внимания, вместо того чтобы быть направленной на обучение и познание мира, направлена на тревогу и поиск того, кто его может побить.

Получается, что дети, которых бьют родители, не очень хорошо учатся. Из-за пребывания в постоянной тревоге их внимание разделено пополам: одна часть его отдаётся на обучение, другая часть – на ожидание наказания.

"Если ребёнок знает, за что ему прилетит, то он хотя бы будет понимать, как сбежать от этого насилия. Ребёнок может хорошо учиться или просить в слезах учителя поставить ему не "двойку", а "тройку". А если прилетает от того, что папа с мамой поссорились, то здесь невозможно предположить, когда родители снова поругаются и ребёнку снова достанется. И тогда ему нужно быть в постоянной боевой готовности", – объяснила Татьяна Остапенко.

Как сегодня работает система по защите детей от насилия в Казахстане

По словам юриста Халиды Ажигуловой, уполномоченного по правам детей по Алматы, в действующем сейчас законодательстве есть четыре статьи, направленные на защиту детей от насилия.

  1. Статья 127 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РК устанавливает ответственность за неисполнение родительских обязанностей. Если родители бьют детей, инспекторы ювенальной полиции очень часто привлекают родителей именно по этой статье.
  2. Статья 73 в КоАП РК с примечаниями 1 (умышленное причинение лёгкого вреда здоровью) и 2 (побои), устанавливает ответственность для любого члена семьи (необязательно родителей) за домашнее насилие в отношении детей.
  3. Если избиения происходят систематически, то здесь применяется статья 110 Уголовного кодекса РК – истязания.
  4. В Уголовном кодексе есть ещё статья 140 – неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, которая касается тех случаев, когда присутствует жестокое обращение с несовершеннолетним. 

Омбудсмен напомнила, что на уровне города Алматы, а также в каждом районе есть комиссии по делам несовершеннолетних и по защите прав детей, куда входят представители акимата, неправительственных организаций, ювенальной полиции, прокуратуры. Этот орган обеспечивает координацию деятельности государственных органов и учреждений в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.

Кроме того, существует ответственность для сотрудников школ, медицинских учреждений, социальных служб. Если они выявили факт насилия над ребёнком (синяки, кровоподтёки), учитель должен сразу сообщить директору школу. Директор школы в свою очередь незамедлительно должен вызвать сотрудника ювенальной полиции – инспектора по делам несовершеннолетних. После чего родителя должны привлечь к ответственности за неисполнение родительских обязанностей.

"Ни в коем случае нельзя укрывать факт насилия сотрудникам школ. В противном случае по статье 127-1, КоАП РК за несообщение о ставших известными фактах насилия над ребёнком можно привлечь сотрудника к ответственности", – отметила Халида Ажигулова.

Что не так с законами

Халида Ажигулова подчеркнула, что при наличии статей в УК и КоАП, связанных с насилием над ребёнком, очень серьёзно хромает правоприменительная практика. Отдельные статьи 110 и 140 УК РК на практике не применяются, когда дело касается насилия над детьми. По словам эксперта, участковые по-разному трактуют нормы: например, где-то применяют более лёгкую статью, вместо того чтобы применить более жёсткие меры.

"Например, ребёнка могут истязать постоянно, но я ещё ни разу не видела, чтобы за истязания ребёнка была применена 110-я статья УК РК. Все статьи, связанные с насилием в отношении несовершеннолетних, должны быть пересмотрены", – уверена Халида Ажигулова.

Фото с сайта Depositphotos.com

По словам Халиды Ажигуловой, 140-я статья (про жестокое обращение) – не работающая, потому что очень часто участковые не возбуждают дело, не передают дело следователям, чтобы это дело направили в суд.

"В прошлом году появилось шокирующее видео, где мать избивает маленькую девочку в Астане. Это факт жесткого обращения с ребёнком. Я лично требовала, чтобы мать привлекли к ответственности по статье 140 УК. Было также очевидно, что ребёнок систематически подвергается насилию: девочка уже привыкла к такому отношению со стороны матери. Но полиция ничего не сделала: мать просто привлекли к ответственности по статье 127 КоАП за неисполнение обязанностей по воспитанию", – рассказала юрист.

По словам Халиды Ажигуловой, в случае, если возникают какие-то сложности со сбором доказательств, статьи необходимо пересмотреть. Если есть факты укрывательства со стороны участковых, халатность, отсутствие профессионализма, незнание, как собирать доказательства, то эти вопросы необходимо поднимать и обучать сотрудников.

Юрист привела ещё один пример того, как делу о домашнем насилии не дали ход.

"В августе ко мне обратилась женщина. Сообщила, что её соседка избила восьмилетнего сына на детской площадке, в присутствии других детей. После вызова полиции сотрудники всех опросили и не отправили ребёнка на прохождение судебно-медицинской экспертизы, чтобы зафиксировать травмы. Дело было просто закрыто. И если чужой человек побьёт вашего ребёнка, то из-за халатности и непрофессионализма, а иногда из-за коррупционной заинтересованности, дело могут не возбудить. Есть серьёзный вопрос к тому, как у нас работает закон", – подчеркнула омбудсмен Халида Ажигулова.

С чего нужно начать изменение законодательства

Халида Ажигулова, как и омбудсмен Динара Закиева, считает, что необходима отдельная статья в Уголовном кодексе, посвящённая насилию над несовершеннолетними. Однако для начала, по её словам, необходимо подробно объяснить, что понимается под понятием "насилие над ребёнком".

Конституции РК в статье 17 есть пункт, который закрепляет защиту любого человека на территории РК от любой формы пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Но проблема в том, что нигде больше в законодательстве РК понятие "насилие" не разъясняется. Термин "насилие" нужно юридически закрепить. Когда у нас будет точная терминология, мы уже будем соответственно дальше понимать, к чему будет применяться Уголовный кодекс", – объяснила она.

Психологическая помощь и профилактика насилия 

Практически в каждом городе существуют центры молодёжного здоровья, куда могут обратиться дети от 10 лет и получить бесплатную юридическую, психологическую и медицинскую помощь. Туда может обращаться и молодёжь в возрасте до 20 лет.

Каждому ребёнку, который пострадал в результате преступления, положен бесплатный адвокат для представления его интересов. Кроме того, по словам Халиды Ажигуловой, обязательно должен присутствовать психолог, который поддерживает детей и присутствует во время допроса несовершеннолетнего.

"Я считаю, что однозначно нужно расширять работу психологической службы для оказания помощи детям, чтобы дети имели возможность обращаться туда, получать необходимую поддержку. Ребёнку, который подвергся насилию, очень важно найти лицо, которому он доверяет. Это может психолог, который окажет ему квалифицированную психологическую помощь", – отметила она.


Читайте также: Первая психологическая помощь. Может ли школьный психолог спасти ребёнка от домашнего насилия


Кроме того, по словам эксперта, в стране отсутствует система профилактики насилия: детям не рассказывают в образовательных учреждениях о том, что их бить нельзя. Многие из них считают, что избиение в семье – это норма. Поэтому эти дети начинают избивать младших братишек и сестрёнок, других детей в школе и на улице.

Халида Ажигулова считает, что взрослые должны заботиться о каждом ребёнке в нашей стране. Как минимум забота проявляется в том, чтобы не проходить мимо, если ребёнка бьют. Необходимо сделать замечание агрессору, снять преступление на видео и тут же вызвать полицию.

"Агрессоры – трусы: они боятся напасть на более взрослого человека, потому что они получат сдачи от человека такой же комплекции, роста, силы. Они самоутверждаются за счёт того, что избивают маленьких детей. Таких людей нельзя оставлять без наказания", – заявила она.


Читайте также:

Новости партнеров