На ж/д вокзалах Алматы сокращают 120 человек. При чём здесь уровень террористической угрозы?

Фото Алмаза Толеке
Фото Алмаза Толеке

С 11 марта на вокзалах сократили количество рентгенотелевизионных установок почти в три раза. Оптимизация привела к сокращению сотрудников.

На железнодорожных вокзалах "Алматы-1" и "Алматы-2" сокращают инспекторов досмотра. Всего под угрозой увольнения 120 человек.

Рассказываем, как прошло стихийное собрание сокращаемых сотрудников и при чём тут снижение уровня террористической угрозы.

"Нас сократили, но документы и зарплату не выдали"

12 марта несколько десятков уволенных инспекторов досмотра собрались на железнодорожном вокзале "Алматы-1".

"Вечером 11 марта в WhatsApp прислали письмо со списком уволенных. Нас заранее не уведомляли, мы не писали заявления, документы наши не отдают, зарплату за февраль не выдали. Среди уволенных люди предпенсионного возраста, женщины, выходящие скоро в декретный отпуск, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, а также матери-одиночки. Их нельзя по закону увольнять", – рассказывает Аяулым Корлыбаева.

Работодатель – ТОО "Жан-М". Компания оказывает охранные услуги двум железнодорожным вокзалам. Увольняемые люди работали на рентгенотелевизионных установках (РТУ) по досмотру багажа пассажиров.

Уволенные получили такое письмо


Письмо-уведомление, которое было выслано работникам

Письмо-уведомление, которое было выслано работникам / Фото предоставлено инспекторами досмотра


"Алматыэлектротранс" якобы не выплатил нашей фирме деньги, и из-за этого нас увольняют. Ну это разве наши проблемы? Почему они сами не разбираются, а впутывают нас в конфликт", – говорят уволенные.


Аяулым Корлыбаева

Аяулым Корлыбаева / Фото Алмаза Толеке


ТОО "Алматыэлектротранс" с 2019 года управляет железнодорожными вокзалами Алматы. В июле 2019 года они заключили договор с ТОО "Жан-М" на оказание охранных услуг. Бумаги действительны до 31 декабря, контракт дважды продлевали.

"За февраль акт выполненных работ ещё не представлен, – поясняет задержку зарплаты заместитель гендиректора ТОО "Алматыэлектротранс" Тимур Сагалиев. – Как только получим бумаги, оплатим. Мы заблаговременно оговаривали вопрос сокращения количества оборудования. Мы это делаем для уменьшения своих затрат. Сокращение работников – это проблемы ТОО "Жан-М".


Тимур Сагалиев

Тимур Сагалиев / Фото Алмаза Толеке


В ТОО "Жан-М" сообщили, что виновато в увольнениях ТОО "Алматыэлектротранс". Мол, они сократили количество устройств, соответственно, и люди не нужны.


Нурлан Байжанов

Нурлан Байжанов / Фото Алмаза Толеке


"Алматыэлектротранс" отправил нам письмо об оптимизации оборудования, штатной численности людей. Мы вынуждены сократить. Если нам не оплатит заказчик, то с чего будем выплачивать работникам зарплату? Февральскую зарплату получат скоро. Будем вести переговоры с "Алматыэлектротранс", если обоюдно решим, тогда компенсацию выплатим. Своих средств нет у нас", – прокомментировал увольнение замдиректора ТОО "Жан-М" Нурлан Байжанов.

Почему "Алматыэлектротранс" сокращает оборудование?

Всего на двух железнодорожных вокзалах функционировали 12 пунктов РТУ. Сейчас количество оборудования сократили до пяти.


На ЖД вокзале ""Алматы-1" работают 3 РТУ из 8

На ЖД вокзале "Алматы-1" работают 3 РТУ из 8 / Фото Алмаза Толеке


На железнодорожном вокзале "Алматы-1" рентгенотелевизионные установки не работают со стороны перрона. Раньше там было 5 РТУ. Сейчас оборудование простаивает. Его оставили на случай, если багаж одного из пассажиров вызовет подозрение.


РТУ со стороны перрона не работает

РТУ со стороны перрона не работает / Фото Алмаза Толеке


"По закону повально необходимо осматривать пассажиров только при объявлении "жёлтых" и "красных" уровней террористических угроз. Такой необходимости на сегодняшний день нет. После снятия уровня террористической угрозы мы сокращаем РТУ. Мы вправе менять количество постов, уведомив поставщика за 12 часов, меняя сумму оплаты договора. Допсоглашение подписано обеими сторонами 28 февраля", – объяснил Тимур Сагалиев.

"По трудовому договору понятно, что есть нарушения"

На стихийное собрание уволенных приехали инспекторы труда. Они приняли коллективное заявление.

"Работники показали экземпляр трудового договора. Сам факт того, как заключён договор, уже вызывает вопросы. Например, не указан размер зарплаты, поэтому трудно посчитать компенсацию. Согласно законодательству, работодатель должен выплатить две среднемесячные зарплаты", – прокомментировала государственный инспектор труда Саулеш Дусманбетова.

Инспекторы вынесут заключение через месяц.


Стороны договорились не увольнять работников сроком на 2 месяца

Стороны договорились не увольнять работников сроком на 2 месяца / Фото Алмаза Толеке


Пока готовился материал, уволенные сотрудники сообщили, что после переговоров между "Алматыэлектротранс" и ТОО "Жан-М" инспекторы досмотра будут работать ещё два месяца. До истечения срока действия договора.



Зачем на вокзалах усиливали меры безопасности?

6 июня 2016 года по всему Казахстану объявили "жёлтый" уровень террористической опасности после теракта в Актобе. 5 июня вооружённая группа напала на два оружейных магазина, воинскую часть и пост полиции в Актобе. В результате нападений погибли семь человек, 38 пострадали.

В июле 2016 года в Алматы объявили "красный" уровень террористической опасности после того, как житель города Руслан Кулекбаев устроил стрельбу возле УВД Алмалинского района, Никольского рынка, на перекрёстке Абая – Байзакова, около зданий ДКНБ и ДГД Алматы. В результате перестрелки погибли шесть человек.

Читайте также: Со дня теракта в Алматы прошло три года. Как живут родственники погибших?

"Жёлтый" уровень террористической опасности действовал по всему Казахстану до 15 января 2017 года. Тогда и ввели на вокзалах усиленные меры безопасности, в том числе установили рентгенотелевизионные установки. За недостаточную защиту объектов от террористов штрафовали на десятки миллионов тенге. Но со снятием террористической угрозы эти меры безопасности снизили.

С последним колебанием курса тенге премьер-министр Казахстана Аскар Мамин заявил, что Правительство не допустит сокращения рабочих мест из-за сложной экономической ситуации.