"Мягкие" навыки оплачивают твои счета, или Как за рубежом у детей развивают лидерские качества

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com

Опыт США, Великобритании и Нидерландов в развитии у школьников soft skills.

В конце 1990-х годов Массачусетский технологический институт и Высшая школа образования Гарварда пришли к выводу, что в будущем экономический рост стран будет зависеть от того, смогут ли их системы образования развить у детей "мягкие" навыки, которых нет у компьютера.

В нашем прошлом материале на эту тему мы рассказывали о том, что такое soft skills и как можно их приобрести. Сегодня мы хотим продолжить тему и посмотреть на опыт других стран: как в зарубежных школах детей обучают "мягким" навыкам, какие упражнения и программы они используют, что мы можем перенять. 

Опыт США 

Считается, что внедрение в образование навыков XXI века началось в США, а затем распространилось в Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и в других странах через такие организации как АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество) и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). 

В Штатах развитию "мягких" навыков у школьников и студентов уделяют особое внимание. Их Министерство труда даже разработало для этого специальную программу – Soft Skills to Pay the Bills ("Мягкие навыки для оплаты счетов"). 

Эта программа направлена на развитие шести основных "мягких" навыков: 

  • коммуникация; 
  • командная работа; 
  • позитивное мышление, энтузиазм и отношения на работе; 
  • нетворкинг, или умение заводить полезные для работы знакомства; 
  • критическое мышление и решение проблем; 
  • профессионализм, или как применять все пять навыков в работе. 

Для каждого навыка есть отдельный модуль. Найти их вы можете на сайте ведомства в удобном pdf-формате в виде книги. Там представлены практические задания для занятий в классе с учителем.


Читайте также: Как научить ребёнка критически мыслить, или Нужно ли развивать soft skills в школах


Приведём пример. В модуле "Коммуникация" первое задание, которое предлагается школьникам, – разыграть две сценки. Для каждой потребуется всего два ребёнка: один будет играть рабочего, а другой – его клиента или начальника.

В первой ролевой игре персонаж Джейд стрижёт газоны, но клиент, мистер З., недоволен её работой. Во второй игре стоматолог Уилл постоянно опаздывает на работу, а его босс мистер Т. делает ему замечания. 

В каждом случае детям предоставлен уже заготовленный сценарий того, как надо правильно поступить в такой ситуации. Джейд должна узнать подробности, что именно не понравилось клиенту, и пообещать исправить ситуацию. А Уиллу необходимо извиниться и предложить компромисс: он будет начинать свой рабочий день позже и, соответственно, уходить позже. 

Ученикам остаётся лишь обсудить с учителем, почему Джейд и Уилл отвечали так, а не иначе. И что было бы, если бы сотрудники и начальство повели бы себя по-другому. 

После обсуждения учитель просит детей вспомнить похожие ситуации, когда кто-то критиковал их. Они описывают эти случаи на листе, а затем объединяются в группы и делятся друг с другом историями. Наиболее интересные позже разыгрываются детьми также в виде сценки. Таким образом знания, приобретённые в ходе обсуждения сценариев, закрепляются ещё и личным опытом.


Читайте также: Возмутивший бизнесменов конкурс на разработку ПСД по проекту "Комфортная школа" отменили


Программа Soft Skills to Pay the Bills предназначена для учеников от 14 лет до 21 года. Американским школам и колледжам рекомендуют внедрять её либо как дополнение к уже существующим учебным планам, либо как отдельную дисциплину.

Занятия по развитию "мягких" навыков / Фото с сайта Pcoservices.org

В США каждая школа сама решает, какую именно программу обучения использовать в своём образовательном процессе. Некоторые школы предпочитают развивать soft skills с помощью проектов в рамках академических дисциплин, другие отводят для этого отдельные учебные часы.


Читайте также: Чего на самом деле хотят работодатели от выпускников вузов? В Нархозе нашли ответ


Например, в Джорджии местный департамент труда разработал отдельную программу Business Employability Skills Training. Сейчас она внедрена в более чем 200 старших школах и 30 средних. 

В Калифорнии же ученикам старшей школы преподают другую программу – New World of Work  ("Новый мир труда"), созданную при поддержке Министерства образования США. 

В течение семестра ребята изучают 10 ключевых компетенций – адаптивность, аналитическое мышление, коммуникации, сотрудничество, сочувствие, осознанность, предпринимательский склад ума и другие навыки. Занятия здесь проводятся как в классе, так и на рабочих местах на практике. 

А вот в Индиане в 2018 году приняли закон, который обязывает обучать школьников "мягким" навыкам уже с первого класса. Согласно этому закону учителя должны на отдельных занятиях разъяснять детям важность выбора ими будущей карьеры, готовить их к "реалиям, присущим рабочей среде" и прививать им трудовые ценности, которые позволят преуспеть в будущем.

Американские школы для развития soft skills у учеников могут использовать и рекомендованные учебные материалы от министерств (как Soft Skills to Pay the Bills), и планы, которые им предлагают частные компании. В США, например, подобные платные услуги оказывает компания Applied Educational Systems (AES).

Опыт Великобритании

В Великобритании с 2020 года действует программа обучения Personal, social, health and economic education (PSHE). Она не только обучает школьников "мягким" навыкам, но и затрагивает темы физического и психологического здоровья, отношений, финансового благополучия, секса, употребления алкоголя и наркотиков. 

Чётких поурочных планов для занятий по PSHE Министерство образования Великобритании не разработало, но выделило грант некоммерческой организации PSHE Association, которая должна помочь каждой школе разработать их собственную образовательную программу. 

Занятия в Burford Primary School / Фото с сайта организации 

Также британским школам и колледжам помогают развивать у студентов "мягкие" навыки благотворительные организации. Например, Yes Futures, получившая множество наград. 

Она была создана в 2012 году группой опытных инициативных преподавателей. Они уже обучили более 2700 школьников в возрасте от 5 до 16 лет из 71 английской школы. В течение одного года они развивают у детей уверенность в себе, жизнестойкость и коммуникативные навыки. Как они это делают? 

К каждому ученику прикрепляют личного тренера, который в течение года даёт ребёнку рекомендации по развитию личного потенциала раз в две-три недели. Также за время обучения он участвует в двух внеклассных поездках – за город в поход и в крупную компанию. На сайте организации можно найти множество положительных отзывов от учителей различных британских школ, участвующих в этом проекте. 

Школы, которые участвует в проектах Yes Futures / Фото организации

Подобным, конечно, занимаются не только НКО, но и частные компании, которые предлагают учебным заведениям проводить тренинги и воркшопы по развитию "мягких" навыков. Например, клиентами компании Team Thinking были Epsom College, St Edward's School в Оксфорде, City of London Freemen’s School, Abingdon School и другие известные школы. 

Одна из отличительных черт многих зарубежных учреждений – развитие у учеников "мягких" навыков с помощью совместных занятий. Это дебаты, студенческие газеты, художественные выставки, различные клубы по интересам и соревнования. 

В Великобритании их довольно много. Можно особо отметить молодёжную организацию "Объединённые кадетские силы", которая часто встречается в английских школах, и престижную Премию герцога Эдинбургского, признанную в 152 странах. Участники последней должны проявить себя в четырёх областях – волонтёрстве, путешествиях, спорте и личностном развитии. 

Опыт Нидерландов 

Искусствовед и педагог Анна Урих проработала 20 лет в начальной общеобразовательной школе в Амстердаме. Она рассказала Informburo.kz, что практически во всех голландских школах внедрены методики социального и эмоционального развития детей. 

"У нас был учебник, по которому мы занимались один раз в неделю. На уроке мы разбирали со школьниками, как можно постоять за себя, как разговаривать с другими, как разобраться в собственных проблемах без помощи взрослого. Обучение проходило в виде ролевых игр и интерактивных заданий", – объяснила Анна Урих. 

Педагог добавила, что также в Нидерландах принято начинать и заканчивать учебный день собранием в классе: дети садятся в круг и рассказывают, как они провели выходные, что у них произошло во время уроков, перемен или во внеклассное время. 

"В Нидерландах нет обязательного для всех предмета. Каждая школа решает сама, как ей распределять бюджет, какие учебники закупать. Но мне сложно представить себе какую-нибудь голландскую школу, в которой бы не уделялось внимание "мягким" навыкам вообще. Это невозможно. Тем более что специальные комиссии раз в четыре года проверяют все учебные заведения на соответствие стандартам", – отметила Анна Урих.

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров