Прямой эфир Новости спорта

Касым-Жомарт Токаев был самым эффективным премьер-министром – так ли это?

Скриншот из видео Toqayev Team
Скриншот из видео Toqayev Team
Роста экономики более чем на 13% – даже при высоких ценах на сырьё – никому из премьер-министров после Токаева добиться так и не удалось.

После вступления Касым-Жомарта Токаева в должность президента Казахстана в прессе и социальных сетях активно тиражировалась биография нового главы государства. Один из ключевых моментов в ней – работа Токаева на посту премьер-министра страны с 1999 по 2002 год.

На это время пришлись самые разные события. С одной стороны, экономический рост достигал 13,5%, с другой, были и такие политические ситуации как создание оппозиционного движения "Демократический выбор Казахстана". При этом продолжалась приватизация в экономике, шли реформы в социальной сфере.

Informburo.kz проанализировал конкретные экономические показатели того периода.

Двузначный экономический рост

22 апреля казахстанский Центр исследований прикладной экономики опубликовал исследование под названием "Эффективность кабинетов министров Казахстана за годы независимости: эмпирическая оценка". С ним можно ознакомиться по этой ссылке.

Авторы исследования в анализе сопоставили несколько экономических показателей – ВВП, курс тенге к доллару и инфляцию – в периоды работы разных кабинетов министров от Нурлана Балгимбаева до Бакытжана Сагинтаева. Первые составы правительства, которые возглавляли Сергей Терещенко и Акежан Кажегельдин остались вне обзора из-за недостатка данных.

Первый показатель – валовой внутренний продукт – показывает общую рыночную стоимость всех товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики страны. Именно через призму этого показателя обычно судят о величине экономики, а через его рост – об экономическом развитии государства.

ВВП Казахстана за годы независимости рос разными темпами. После вступления Нурлана Балгимбаева в должность премьер-министра темп роста ВВП ускорился с 1,5% до 8,6%. Но затем на фоне азиатского кризиса 1997-1998 годов и дефолта в России в 1998-м было падение реального ВВП на 6,3%. Это было "сильнейшим экономическим спадом конца 1990-х годов", отмечают авторы исследования.

Возглавивший кабмин в 1999 году Касым-Жомарт Токаев добился двузначного экономического роста – 13,5% на конец 2001-го. Это наилучший показатель за историю независимого Казахстана.


Темпы роста ВВП при разных премьер-министрах. Каждый год соответствует отметке четвёртого квартала соответствующего года

Темпы роста ВВП при разных премьер-министрах. Отметка каждого года соответствует четвёртому кварталу соответствующего года / Из исследования Центра исследований прикладной экономики


Далее при кабинетах Имангали Тасмагамбетова и Даниала Ахметова рост замедлился до уровней 8,5-10,1%. Первый период премьерства Карима Масимова, начавшийся в 2007 году, совпал с мировым экономическим кризисом и проблемами в банковской системе страны. Как итог рост ВВП с 10,8% на начало 2007-го сменился показателем в 2,4% со знаком "минус" к середине 2009-го. Впоследствии, впрочем, он восстановился до +7,3%.

При правительстве Серика Ахметова рост экономики замедлился до 5,4%, а второе пришествие Масимова на пост премьер-министра вновь совпало с негативным внешним фоном: усиление конфронтации России с Западом, падение цен на сырьё и ослабление валют развивающихся стран. Рост экономики замедлился, показав минимальный показатель в 0,1% по итогам 2015 года.

С приходом кабинета Бакытжана Сагинтаева ВВП стал расти активнее – в пределах 4% в 2017 и 2018 годах. И тем не менее, Правительство было отправлено в отставку Президентом Нурсултаном Назарбаевым в начале этого года. Главная причина – "не удалось создать реальные стимулы для роста экономики и благосостояния казахстанцев". Виноват ли в этом только кабинет Сагинтаева, или же задел для качественного роста не был заложен и предшественниками – вопрос открытый.

Читайте также: Почему Президент отправил Правительство Сагинтаева в отставку? Семь главных причин

Другой показатель в исследовании – курс тенге к доллару США. На изменение этого показателя, отмечают авторы, влияли как замедление роста экономики Казахстана, так и внешние кризисы.


Изменение курса тенге к доллару. Отметка каждого года соответствует четвёртому кварталу соответствующего года

Изменение курса тенге к доллару. Отметка каждого года соответствует четвёртому кварталу соответствующего года / Из исследования Центра исследований прикладной экономики


О падении курса национальной валюты за годы независимости Informburo.kz уже писал. С момента введения в ноябре 1993-го тенге подешевел к доллару в 80 раз. Первая девальвация, к слову, была весной 1999-го, когда Касым-Жомарт Токаев стал заместителем премьер-министра.

"Периоды ослабления курса тенге выпадали как раз на периоды экономической нестабильности. Всё это в свою очередь имеет прямую связь с уровнем инфляции, так как покупательная способность была наиболее подорвана в эти же временные отрезки", – говорится в исследовании.


Изменение инфляции

Изменение инфляции. Отметка каждого года соответствует четвёртому кварталу соответствующего года / Из исследования Центра исследований прикладной экономики


Скачки инфляции, как видно из графика, следовали за колебаниями курса тенге. На стыке 1999 и 2000 годов отклонения близились к 20%, но затем за год снизились сперва до уровня 10%, а далее устремились к 5%.

Шесть факторов успеха

По данным комитета статистики, в 2000 году по сравнению с 1999-м валовой внутренний продукт вырос на 9,8%. Этот прирост был связан с ростом в промышленности на 15,5% и строительстве на 14%. В целом же темп увеличения производства товаров составил 11%, услуг – 8,8%, особенно по транспорту (18%) и связи (24,3%).

Годом позднее – в 2001-м – объём произведённого ВВП в реальном объёме вырос на 13,5%. В этот год производство в промышленности выросло на 13,5%, сельском хозяйстве – на 17,1%, строительстве – на 27,4%. Торговля вышла на рост в 13,5%.

Читайте также: Экономика Казахстана росла 30 лет. Почему это вызов для президента Токаева?

Как пишет "Казинформ", "значительный подъём казахстанской экономики произошёл за счёт расширения производственных мощностей в нефтяном секторе и роста мировых цен на нефть". Этот экономический рост "сразу же отразился на уровне жизни населения": расходы казахстанских семей в 2000-м выросли более чем на 22%. Произошло это, пишут в издании, за счёт оживления экономики и появления новых рабочих мест, а также из-за роста госрасходов на социальную сферу.

Нефтяные котировки на стыке 1999 и 2000 годов действительно показывали рост. Как видно из графика цен на фьючерсы марки Brent, в начале 1999-го стоимость была порядка 11 долларов, годом позднее – 26 долларов, а к началу 2002-го – около 19 долларов.


Стоимость фьючерса на нефть марки Brent

Стоимость фьючерса на нефть марки Brent / График с сайта Investing.com


Хотя цены на нефть и выросли в два раза, в абсолютном выражении они оставались ниже по сравнению с 2008-м и первой половиной 2010-х годов. К примеру, период первого премьерства Карима Масимова совпал с ростом стоимости нефти почти до 140 долларов в середине 2008 года. Затем, в 2011-2014 годах котировки держались выше уровня в 100 долларов, в это время кабинет министров возглавляли Серик Ахметов и Карим Масимов (второй мандат). Однако в указанные периоды экономический рост был ограниченным.

В Центре исследований прикладной экономики рассказали Informburo.kz, что содействовало экономическому росту в начале 2000-х годов. Этих мер было несколько.

Первое – это проведение активной политики импортозамещения. Правительство начало стимулировать компании, работающие в Казахстане, приобретать товары и услуги у местных поставщиков. К началу 2001 года в рамках импортозамещения были заключены договоры на 177 млн долларов.

В результате такие компании, как "Казахмыс", "Казцинк", ССГПО, Донской ГОК и "Қазақстан темір жолы" увеличили объёмы импортозамещения. Национальная нефтегазовая компания "Казахойл" по программе развития нефтегазового машиностроения договорилась с казахстанскими заводами о поставках продукции на 17,7 млн долларов.

Вторым фактором стало расширение внутреннего спроса через рост пенсий, государственных пособий и зарплат бюджетников.

"Полностью была погашена задолженность прошлых лет отдельным группам населения по заработной плате и пенсиям, государственным социальным пособиям и специальным государственным пособиям. С начала 2000 года стали последовательно увеличивать заработную плату работникам бюджетной сферы на 30%, а также подняли размер пенсии и социальных выплат", – отметили в ЦИПЭ.

Для стимулирования частных инвестиций в экономику были разработаны законы "Об инвестициях", "Об инновационной деятельности", "О франчайзинге", постепенно снижались ставки по банковским займам для бизнеса. Это третий фактор.

Четвёртое. Была разработана специальная программа для борьбы с бедностью и безработицей. По ней предпочтение стали отдавать созданию рабочих мест через стимулирование малого бизнеса. Стали выделять кредиты, в том числе микрокредиты для безработных в городах и на селе. В результате за три года удалось обеспечить работой около 300 тысяч человек, а безработица снизилась с 13,5% в 1999 году до 10,4% в 2001-м, и затем продолжила сокращаться. Сейчас этот показатель не превышает 5%.

В качестве пятого фактора эксперты называют работу над улучшением собираемости налогов, реформы в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. Энергетическая отрасль отметилась расширением мощности трубопровода Атырау – Самара, был введён в эксплуатацию первый этап Каспийского трубопроводного консорциума, что можно считать шестым фактором.

Одним из наглядных итогов стало, например, официальное признание Европейским Союзом и Соединёнными Штатами Америки Казахстана страной с рыночной экономикой.

Приватизация, создание Нацфонда и Жилстройсбербанка

Также при Касым-Жомарте Токаеве, напомним, продолжалась приватизация. В интервью агентству Reuters в 2001 году он заявил, что Правительство будет продолжать разгосударствление, но теперь "будет больше ориентироваться на сложившийся класс отечественных инвесторов".

Одним из крупнейших активов тогда была доля в Народном банке Казахстана в 33%. Токаев настаивал на его передаче в частный сектор, что и было сделано в том же году. Новым собственником в итоге стала холдинговая группа "Алмэкс", которая, в свою очередь, принадлежит Тимуру и Динаре Кулибаевым.

При Токаеве-премьере был передан в доверительное управление американской компании Access Industries 25%-ный пакет акций в нефтяной "Актобемунайгаз". "Мы очень плохо управляем госпакетом, поэтому я сейчас высказал предложение о передаче в доверительное управление на пять лет Access Industries. Мы хотим повысить эффективность управления, получать больше дивидендов от наших 25%, а во-вторых, лучше подготовить их к продаже", – сказал Токаев. Постановление Правительства об этой сделке было подписано в декабре 2000 года, передача актива в управление прошла в 2001-м.

На период работы премьер-министром Касым-Жомарта Токаева пришлось создание новых институтов в финансовой системе страны. Так, в 2000 году указом Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева был создан Национальный фонд.

Эта "финансовая подушка безопасности", в которую стекаются нефтяные доходы страны, не раз использовалась Правительством для покрытия своих расходов. Из Нацфонда, к примеру, финансируют государственные программы развития, а также оказывают поддержку банкам и покрывают дефицит бюджета.

Читайте также: На что государство тратит деньги из Национального фонда?

Также в 2000-м был принят закон "О жилищных строительных сбережениях", который стал основой для создания нового института развития в жилищной сфере – "Жилстройсбербанка". Сейчас этот банк является единственным в стране, который занимается жилищными строительными сбережениями. В 2006-м им был выдан первый заём, к маю 2019 года вклады казахстанцев в ЖССБ превысили 677 млрд тенге, а кредитный портфель составляет почти 736 млрд.

В мае 2001 года Правительство выпустило постановление о создании закрытого акционерного общества "Банк развития Казахстана". Этот институт развития работает до сих пор и содействует реализации проектов в обрабатывающей промышленности. Общая их стоимость за всё время работы достигла 8,4 трлн тенге, на предприятиях были созданы около 26,6 тысячи рабочих мест.

Сейчас все эти институты успешно продолжают свою работу, а проведённые социальные реформы смогли создать платформу для стабильного развития в 2000-х годах.

Увидим ли мы аналогичную экономическую эффективность при Токаеве-президенте в случае его избрания, говорить пока рано. Дело в разнице уровней государственного менеджмента: многое в части непосредственного управления экономикой зависит от главы кабинета министров и председателя Национального банка. И в таком случае для принятия конкретных мер по стимулированию роста президенту нужно будет либо заниматься "ручным управлением", либо же посты первых руководителей Правительства и Нацбанка должны будут занимать люди, имеющие общие с главой государства взгляды на то, как должна развиваться экономика страны.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров