Если сравнивать ситуацию с переработкой твёрдых бытовых отходов в Украине и Казахстане, то мы, пожалуй, будем выглядеть лучше. У нас больше развита сортировка и раздельный сбор (как бы плачевно ни выглядела ситуация в реальности, мы с нашими 12% действительно опережаем Украину). Однако украинцы выигрывают там, где пока Казахстану не победить: в то время как Верховная Рада не может принять необходимые законы, в стране появляются активисты, общественники, неравнодушные люди, которые сами сортируют, а некоторые сами и перерабатывают мусор.
"Мы выжили" – итог 104-х дней жизни без полиэтилена
Практически без отходов живёт в Киеве известная экоблогер, экотренер, радиоведущая и владелица бренда многоразовых сумок Act Green Марианна Бойко. Если раньше каждый день её семья выносила по 2,5 килограмма мусора, то сейчас среднее количество ежедневных отходов – 35 граммов.
4,5 года назад Марианна была рядовой домохозяйкой. Ей не давало покоя мусорное ведро в квартире: уж слишком быстро оно заполнялось пластиком. "Меня задело то, что если в пустое мусорное ведро, в котором уже есть кулёчек, положить две пустые полуторалитровые бутылки, то места в ведре больше нет. И интуитивно я ставила эти пластиковые бутылки рядом с ведром – это были такие первые шаги к сортировке, не считая макулатуры в детстве. И я вспомнила свой опыт: я два года жила в селе, и там мусорщики по-другому работали, тогда не было столько пластика и стекла. Мне захотелось что-то изменить. Я сначала хотела отказаться от пластика в целом, а потом подумала: нет, это жёстко, у меня холодильник, кофеварка, ещё что-то. Тогда я приняла решение отказаться на 104 дня от полиэтиленовых пакетов (небольшая ремарка: тогда не было экоблогеров, не было такой моды, этот вопрос вообще не обсуждался). В общем, я попробовала отказаться. Естественно, это повлияло на всю семью. Я сама придумала правила этой игры, и мы все вчетвером (я, супруг и двое детей) не должны были пользоваться полиэтиленовыми пакетами, не приносить их домой, а заодно отказаться от всей мягкой упаковки, то есть запакованные крупы, сахар, хлеб – тоже под запретом. И мы выжили", – вспоминает Марианна Бойко.
Марианна написала о своей идее в соцсети и стала отчитываться, как ей удалось прожить очередной день без полиэтилена. Идея была отличной, но девушка быстро поняла, что реализовать её будет очень сложно. С первой проблемой Марианна столкнулась, когда пошла в магазин покупать мясо. Его девушка завернула в бумагу, которую нашла дома.
"Я пришла с этим куском бумаги, стояла в очереди, это был вечер, люди после работы голодные, озлобленные, очередь серая, продавец измученная. Вы не представляете, у меня так сердце колотилось! Я, взрослая женщина, боялась, что сейчас меня отругают. Но в тот день никто на меня не нападал, не кричал, продавец завернула это мясо в бумагу и дала мне без пакета. Ей было непонятно, зачем я это сделала, но она была уставшая, ей уже было всё равно. Потом я уже разработала свою систему покупок, это означало, что все влажные продукты – мясо, творог, сыр, рыбу – я покупаю в коробочки, сумочки многоразовые, пластиковые или стеклянные", – рассказывает Марианна Бойко.
Каждый поход в магазин для семьи Марианны в прямом смысле слова превращался в настоящий поход. Стеклянные банки, пластиковая тара, многоразовые мешочки, сумка – всё надо было взять с собой. Если что-то забыл из упаковки, продукт взвешивать не во что. Больше всех, вспоминает Марианна, в эти дни страдали дети, которым мама из принципа не покупала чупа-чупсы и конфеты. В это же время Марианна стала сортировать мусор, а часть даже перерабатывать. Органика больше не попадала в мусорное ведро. Экоблогер стала на балконе делать компост, а потом закапывать его уже на улице в клумбы с цветами.
"Больше всего я обожаю историю с содой. Когда я стала сортировать, я поняла, что не весь пластик берут на переработку. Я же думала, если я отсортировала, помыла, то я героиня, мне хор должен петь, мне грамоты должны выдавать. Когда в пункт пришла сдавать пластик, мне сказали: да это мусор, идите отсюда, выкиньте его. Почему не весь пластик принимают, мне пришлось разбираться. Когда я покупала дезодоранты, мне по факту был нужен сам дезодорант, содержимое, а я каждый раз платила за эту коробочку. Во-первых, она стоит денег, а во-вторых, её потом никто не хочет принимать на переработку. Я подумала: я не хочу платить за эту баночку, и потом думать, куда эту баночку деть. И тогда я почитала, какие есть альтернативы, и нашла для себя соду. Сначала пыталась что-то мешать с маслами, но потом перестала париться. Пользуюсь обычной содой. И теперь я и муж уже четыре года не пользуемся дезодорантами", – говорит Марианна.
Читайте также: Кто производит мусор, тот и платит: как эстонцев учат сортировать отходы
"Україна без сміття": киевляне привозят отходы в чемоданах
"Украина без мусора" – волонтёрский проект в Киеве. Видя проблемы с сортировкой отходов, активисты решили взять эту нишу в свои руки. В Киеве нет баков для раздельного сбора отходов. Активисты принимают сырье от жителей Киева на окраине города. Неравнодушные к проблемам окружающей среды люди сами сортируют и сами везут мусор, чтобы сдать. Никакой платы за это киевляне не получают.
"Могут приехать абсолютно любые люди, кто сортирует мусор дома, выходит во двор и не видит контейнеров для раздельного сбора. Люди везут нам всё в коробках, пакетах. Приезжают на дорогостоящих машинах. Здесь можно увидеть "Ягуары", "Порши", "Мерседесы", приезжают и на метро с чемоданами отходов", – рассказывает Ольга Чернявская, куратор образовательных проектов общественной организации "Україна без сміття".
Всего на станции 40 контейнеров для раздельного сбора: пластик разного цвета и стекло – отдельно, четыре вида бумаги и так далее.
"Мы собираем крышечки от бутылок отдельно. Мы закупили оборудование, будет возможность разные вещи делать из пластика. Уже изготовлены несколько городских лавочек. Очень много можно интересного делать из пластика: детские площадки, столешницы. В самое ближайшее время сможем запустить производство", – говорит Ольга Чернявская.
Все остальные материалы продают переработчикам. Практически все они находятся в Украине, только белую офисную бумагу приходится продавать за границу: в Украине её не перерабатывают.
"Есть некоторые виды вторсырья, которые мы единственные принимаем – это, например, ёмкости из-под яиц уже из переработанной бумаги, но мы нашли предприятие, которое делает такую же упаковку из такой же упаковки. Мне бы не хотелось, чтобы этот клей находился в земле", – объясняет Ольга Чернявская.
Читайте также: Что Казахстан собирается перенять у Норвегии в мусоропереработке?
За прошлый год активистам удалось собрать 10 тонн макулатуры, около 400 кг ПЭТ-бутылок и около 300 кг полиэтилена. Однако этого очень мало, местным предприятиям катастрофически не хватает сырья, его приходится закупать за границей: макулатуру – в Беларуси, России, Венгрии, ПЭТ – в Тунисе, полиэтилен – в Польше.
Здесь же на станции можно приобрести многоразовые товары: зубные щётки, металлические трубочки для напитков, авоськи, многоразовые бахилы. Часть товаров закупают за рубежом, часть делают украинские мастерицы. Многоразовые бахилы шьют из тканевой части зонтов.
Не отсортируешь – платишь сам, отсортируешь – заплатят тебе
Показательным в плане сбора и сортировки отходов выглядит маленький городок в 45 км от Киева – Обухов. Весь мусор сосредоточен в руках одного частного предприятия "Обуховгорвторресурсы". Они устанавливают контейнеры для сбора ТБО по городу, вывозят, сортируют и продают сырьё. За вывоз мусора платят горожане, но если отсортированные отходы жители Обухова принесут самостоятельно на предприятие – то заплатят уже им, за вторсырьё.
Читайте также: Как в Казахстане перерабатывают макулатуру? Фоторепортаж Informburo.kz
Запаха на предприятии практически нет. Даже там, где проходит сортировка отходов.
Все машины моют ежедневно: по словам представителей компании, ни одну грязную машину охрана в город не впустит.
"Мы собираем мусор каждый день. У нас такая политика: независимо от наполняемости, сбор по городу идёт ежедневно, чтобы не было запаха, чтобы не было потёков под ногами у людей. Обязательно каждый бак и в субботу, и в воскресенье, и в Новый год – без выходных и праздников! Мы не ждём наполнения с горой, плюс здесь сортировка постоянная. У нас нет залежей", – рассказывает Оксана Дудка, заместитель директора "Обуховгорвторресурсы".
Основное вторсырьё на предприятии – "приобретённые отходы", в первую очередь, упаковка из-под товаров, купленная в магазинах вместе с этими товарами.
"У нас есть цех по производству гофрокартонной тары. Мы принимаем, сортируем по маркам картон, прессуем, продаём на заводы-переработчики, они делают гофрокартон. Затем мы берём гофрокартон и вырезаем ящики", – рассказывает Оксана Дудка.
Кроме коробок на предприятии изготавливают гвозди. Весь собранный металл сначала отдают на переработку, получают обратно уже проволоку и из неё делают гвозди.
Занимаются здесь и переработкой древесных отходов. Из них делают брикеты для топки, которые продают в Украине и Европе. Остальное вторсырьё на предприятии не перерабатывают, а лишь собирают, прессуют и затем продают.
Всего в год предприятие собирает 25 000 тонн макулатуры, 6 000 тонн полимеров, тысячу тонн стекла, 150 тонн металлолома, 1,5 тысячи тонн древесных отходов и 15 тысяч тонн ТБО. Из общих отходов Обухова отсортировать и отправить на переработку удаётся только 10%, остальное, к сожалению, идёт на свалку.
Большинство полигонов – узаконенные свалки
На сегодняшний день, по данным Министерства экологии и природных ресурсов Украины, в стране действует 6 000 полигонов. Большинство из них – обычные, узаконенные с советских времён свалки. Если же посчитать полигоны вместе со стихийными помойками, то, по данным общественников, цифра достигнет 40 000. Так как Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС, то полигоны и переработку мусора должны отрегулировать в соответствии с евростандартами. В Раде уже лежит соответствующий законопроект, но когда его рассмотрят, пока неизвестно.
"Из 6 000 свалок мы оставим 300, которые будут отвечать 31-й директиве (соглашения Украины и ЕС) и нашему закону, адаптированному под 31-ю директиву – закону о захоронении отходов. Для этого местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления проводят инвентаризацию и решают в рамках своих региональных планов: кто остаётся жить, кого можно "полечить", а кто должен "умереть". Есть полигоны, правильно расположены географически, логистически, там, где территорию области можно поделить на какие-то кластеры, и полигон будет обслуживать 2-3-5 кластеров. Полигон этот либо уже хороший, продолжает эксплуатироваться, либо готовится проект санации, когда его можно привести в порядок, чтобы он отвечал природоохранным требованиям. Остальные рекультивируем", – рассказывает Александр Семенец, начальник отдела управления отходами и экологической безопасности украинского Министерства экологии и природных ресурсов.
Несмотря на то что в стране с 1 января 2018 года действует запрет на захоронение неотсортированных отходов, сортировка развита слабо. В Министерстве экологии и природных ресурсов даже не уверены, что на каждом полигоне эта сортировка существует. Александр Семенец объясняет: внезапные проверки запрещены, к плановым (они проходят раз в год), как правило, предприниматели готовятся, однако даже в этом случае проверяющие находят нарушения. Штраф для юрлица небольшой – всего 500 гривен, это чуть меньше 8 тысяч тенге, а потому стимула развивать сортировку у владельцев полигонов нет.
Только один Киев ежегодно вырабатывает 1 млн 200 тысяч тонн отходов. Из этого количества 250 000 тонн сжигается на заводе "Энергия". Оставшаяся часть отправляется на полигоны №5 (бытовые отходы) и №6 (строительный мусор). Пятый полигон – особая проблема для киевлян. Для захоронения отходов его используют уже 30 лет, он фактически переполнен и его нужно немедленно рекультивировать.
"Есть решение о прекращении его работы. Ориентировочная дата – 2021 год. В данный момент на полигоне проходят работы по реконструкции с целью обеспечения безопасности близлежащих сёл, а также проводится системное мероприятие по нейтрализации фильтратов – токсичных жидкостей, которые накапливаются в теле полигона и представляют огромную опасность для окружающей среды. Начали этим заниматься в 2016 году", – рассказывает заместитель мэра Киева Пётр Пантелеев.
По словам заместителя мэра, сейчас идёт проектирование строительства мусороперерабатывающего завода, чтобы отходы, которые шли на пятый полигон, было куда вывозить. По планам, этот завод будет работать в спайке с мусоросжигательным заводом "Энергия".
"Мы планируем использовать модель, которую широко применяют в Европе, когда часть мусора, органические отходы выделяют путём ферментации, они участвуют в выработке газа и затем электроэнергии, а часть мусора, которая может сжигаться, идёт на сжигание. И таким образом мы обеспечим принятие дополнительного объёма мусора на мусороперерабатывающий комплекс, а завод "Энергия" превратим в ТЭЦ на альтернативном топливе. Мы таким образом решим две задачи: сделаем более экологичным завод "Энергия" и создадим мусороперерабатывающий комплекс", – объясняет Пётр Пантелеев.
Ещё одна большая проблема – это опасные отходы. В Киеве есть предприятие, которое принимает такие отходы. Но чтобы сдать ту же лампочку, нужно не только добраться до предприятия, но и заплатить 7 гривен (около 105 тенге), чтобы у вас эту лампочку приняли.
Читайте также: В 2019 году ужесточились требования к переработке отходов. Зачем? И что изменилось?
"В других регионах даже такой услуги нет. Чтобы сдать медикаменты, к примеру, за 3,5 килограмма я заплатила 120 гривен (около 1800 тенге). Для меня важный момент, что это нельзя выбросить, это надо утилизировать, но бабулька-пенсионерка вряд ли понесёт сдавать даже лампочку за 7 гривен, она просто выбросит её в мусорку. У нас процедура сбора вторсырья очень дорогая. Нужны правильные законы, у нас нет закона, мы очень надеемся на Верховную раду: когда будет принят закон, будут основания требовать, контролировать, штрафовать", – говорит эколог Ольга Чернявская.
Построить мусоросжигательный завод стоит 200 миллионов евро
Завод "Энергия" – единственный работающий мусоросжигательный завод ещё с советских времён. Построили его в 1986 году. В Украине всего было четыре таких завода, но уцелел только этот один.
"Для эксплуатации завода нужны люди, профессионалы. Просто так нельзя набрать людей. На нашем заводе работает 200 человек, на западных – 50-60, не больше. Почему в Киеве удалось сохранить? С одной стороны, беда была – Чернобыль, но с другой, люди получали здесь квартиры, и большая часть специалистов на завод пришла с чернобыльской АЭС", – рассказывает директор мусоросжигательного завода "Энергия" Сергей Крикун.
Завод "Энергия" находится в коммунальной собственности, обеспечивает теплом близлежащий район. За год здесь удаётся переработать в тепловую энергию около 250 000 тонн отходов. Для Киева это очень мало. Все отходы попадают на завод не отсортированными, рабочие сначала вынуждены сортировать мусор и только потом то, что нельзя продать на переработку, отправляется в топку.
По предварительным подсчётам, чтобы Украине решить проблему с мусором и полигонами, нужно не только решить вопрос с сортировкой и переработкой, но и построить более 20 мусоросжигательных заводов. Стоимость одного такого предприятия достигает 200 млн евро.
*Материал создан в ходе участия в некоммерческом проекте "Трансграничная журналистика" программы для журналистов – "Перспективы"
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5465
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2480
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2447
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2298
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2177
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2168
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2224
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2273
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2198
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2182
- 0
- 6