В рейтинге самых экологически эффективных стран мира, ежегодно составляемом Центром экологической политики и права при Йельском университете (Yale Center for Environmental Law and Policy), Норвегия в 2018 году заняла 14-е место (на первом – Швейцария), Казахстан – на 101-м, заняв позицию после Нигерии.
Это исследование замеряет достижения страны с точки зрения управления природными ресурсами, состояния окружающей среды, противодействия изменению климата и эффективности государственной политики в области экологии, другими словами, рейтинг того, что делают сами страны и делают ли вообще что-либо для окружающей среды.
Согласно другому рейтингу – Pollution Index 2019, рейтингу загрязнения окружающей среды – Норвергия (102-е) занимает пятую позицию с конца (последнее – Финляндия), чем ниже позиция, тем чище страна. Казахстан – на 25-м месте среди 106 стран.
Чем Норвегия отличается от Казахстана?
Географию и историю не будем брать во внимание, речь пойдёт прежде всего о защите окружающей среды. Воду здесь можно пить из-под крана, аэропорт пахнет свежим деревом, страна окружена лесами, дышится здесь гораздо легче. Кстати, свои деревья норвежцы берегут, вырубка разрешена только частным хозяйствам, но взамен они обязаны вырастить гораздо больше.
В стране поощряется использование "зелёных" технологий и предусмотрены различные льготы для тех, кто ценит и заботится о природе. К примеру, по BUS Line там двигается не только общественный транспорт и такси, возможность объехать пробки и ехать по выделенной линии имеют владельцы электромобилей.
За загрязнение окружающей среды здесь огромные штрафы. Тем не менее экологические проблемы есть, в Норвегии активно добывают нефть, случается, что она выливается в воду и создаёт угрозу экологической безопасности. Наверное, если бы не "чёрное золото", эта страна могла бы посоревноваться за первенство в экологических рейтингах с Финляндией.
Но главное – это не штрафы. Само население заботится о природе. Все слои общества ходят сдавать бутылки.
"У нас это привычное дело. По телевизору постоянно реклама идёт: сдавайте бутылки. Я не знаю таких людей, кто этого здесь не делает. У народа работает самосознание. У нас даже министры сдают бутылки. Мы дома в гараже всё это собираем, копим и потом вывозим. Ну и потом за каждую бутылку я получаю деньги, почему я должна их выкидывать?" – рассказывает Клара Пейхель, жительница Норвегии.
Но так, конечно, было не всегда. Начинали работу с населением ещё в 70-х годах, чтобы прийти к тому, что есть сейчас. Пример гражданам страны в Норвегии подаёт даже сам король Харальд V. Монарх очень часто вместе с членами своей семьи посещает остров Шпицберген, где лично принимает участие в очистке территории от пластиковых отходов.
За каждую бутылку норвежец получает деньги, а европейская бережливость не позволяет сорить направо и налево финансами. Активисты проводили эксперимент в Голландии. В одном случае разбросали бутылки, за которые нельзя получить деньги, а во-втором – за которые можно. Во время второго эксперимента прохожие вывозили из магазинов продуктовые тележки, чтобы собрать как можно больше использованной тары. Чем эти бутылки отличаются и почему за одни можно получить деньги, а за другие нет, мы расскажем ниже.
Что такое фандоматы
Ориентировочно, в Норвегии перерабатывается 92% пластиковой и железной тары. В стоимость каждой бутылки газировки, пива или воды заложен депозит. Производитель вам продаёт товар дороже на стоимость самой тары. Эти деньги вы себе возвращаете, когда сдаёте бутылки в утиль. Стоимость одной бутылки – от 1 до 3 крон (1 крона – 43 тенге).
Сдать бутылки можно в специальных автоматах – фандоматах, которые самостоятельно определяют тип бутылки, количество принятой тары и сколько нужно заплатить клиенту. По штрих-кодам на этикетке машина определяет, вносили ли за тару депозит. Если эта бутылка извне, к примеру, вы приехали со своей водой из Казахстана, автомат примет её в переработку, но платить вам не будет. Если вы приобрели продукт с депозитной тарой, то автомат вам выдаст чек, которым вы можете расплатиться на кассе магазина.
Исключением являются бутылки из стекла, так как их сдать в фандоматы невозможно. Для стеклянной тары применяется система раздельного сбора с помощью контейнеров.
Эти фандоматы уже не первого поколения. На предприятии TOMRA в Норвегии есть даже небольшой музей этих аппаратов. Каждый последующий лучше, удобнее, быстрее и функциональнее предшественника.
TOMRA – мировой лидер в производстве автоматов для приёма тары, число которых на сегодняшний день превышает 82 000 в более чем 60 странах мира. Свыше 40 лет компания успешно занимается разработкой самого современного сортировочного оборудования.
Одно из представительств компании расположено в Норвегии, здесь же завод по сборке фандоматов. Проводить фотосъёмку разрешают только в сборочном зале.
Там, где занимаются производством электронной начинки, делать это запрещено, компания не выдаёт свои секреты. Возможно, поэтому сборка автоматов производится не в Китае и других странах с дешёвой рабочей силой, а в Европе."Умные" машины должны не только принять бутылки, но и распознать штрих-код и понять, какой депозит вернуть потребителю.
В компании с сожалением отмечают, что 1,4 триллиона банок и бутылок используются по всему миру каждый год, но только 9% процентов перерабатывается. 14% сжигается, а большая доля пластиковых бутылок и банок в мире попадает в океаны, на улицы и свалки.
С прилавка снова на завод
Фандоматы TOMRA стоят по всей Норвегии. Всего в стране более 12 000 пунктов сбора. В крупных супермаркетах для них даже отвели отдельные помещения.
Для маленьких магазинов делают автоматы поменьше. Когда банки и бутылки попадают в фандомат, машина сначала разделяет их: ПЭТ – отдельно, железо – отдельно, затем прессует.
Ухаживают за машинами работники магазинов, моют их и чистят. Естественно, делать нужно это с постоянной периодичностью, иначе остатки жидкостей в бутылках, попадая на ленту, дадут аромат на весь торговый зал.
Далее вся спрессованная тара упаковывается в мешки, которые отправляются в компании, занимающиеся сбором и сортировкой.
В Норвегии такая компания одна – Infinitum, основанная в 1999 году.
Здесь на мусоросортировочном заводе тара проходит очистку, от ПЭТ-бутылок отделяют этикетки.
Затем снова упаковывают, и далее это всё попадёт уже в виде сырья на заводы. В Infinitum посчитали, что благодаря их работе только одна из восьми бутылок, выброшенных на норвежское побережье, на самом деле из Норвегии. В компании говорят, что они не успокоятся, пока эта цифра не достигнет нуля.
"Когда вы возвращаете ваши пустые бутылки, вы получаете обратно депозит, который вы заплатили, когда купили напиток. Вы также окажете большую услугу окружающей среде и обществу. Каждая бутылка и банка похожа на небольшой сгусток энергии, и возвращая их, вы убедитесь, что энергия не тратится впустую", – говорит Челл Олав Малдум, управляющий директор Infinitum.
Infinitum – очень популярная компания в плане передачи опыта. За норвежскими знаниями сюда приезжали делегации из Шотландии, Индии, Австралии.
В норвежской компании уверены: просто запретить пластик нельзя. Нужно научить людей перерабатывать отходы, ведь пластик – самый эффективный материал. Он очень дешёвый, его легко переработать, и при производстве выбросы и потребление энергии намного ниже, чем при переработке стекла.
В компании приводят простые примеры: когда вы сдаёте одну пластиковую бутылку, вы сохраняете энергию для зарядки одного сотового телефона, если вы вернёте две бутылки, вы сэкономите достаточно энергии, чтобы слушать музыку на мобильном телефоне в течение 40 недель подряд, 285 бутылок содержат столько энергии, чтобы запустить посудомоечную машину 170 раз.
“Мы рады поделиться с миром нашей успешной моделью и помочь странам эффективно бороться с кризисом управления отходами. Кроме того, довольно часто вопросы, задаваемые приезжими делегатами, вдохновляют нас на внесение выгодных изменений и в существующую систему", – говорит Челл Олав Малдум, управляющий директор Infinitum.
Плюсы и минусы норвежского опыта
Норвегия – самый крупный и самый первый производитель фандоматов и счётных машин, и этот опыт изучают представители казахстанской компании ТОО "Оператор РОП" (расширенные обязательства производителей и импортеров). Кроме того, эта страна с богатым опытом и высокими показателями в сфере переработки тары. Однако, по мнению управляющего директора ТОО "Оператор РОП", Казахстану не следует под копирку перенимать норвежскую систему.
"У них нет стекла в депозите – это первый минус для нас. Также на первых этапах у них было очень много возвратной тары, для нас это неактуально. Очень многое у них построено на доверии. Я говорю о системе контроля, о том, сколько депозита взяли, сколько отдали, итоги подбиваются где-то через 2-3 месяца. Это не очень правильно для наших реалий. Ну и, конечно же, на все сто нельзя перенять из-за географических особенностей и структуры торговых объектов. Когда в Норвегии 95% тары собирается через фандоматы, потому что по сути торговые объекты все принадлежат крупным сетям, то это намного проще. Для нас это просто невозможно. У нас никогда не будет такого объёма сбора через фандоматы. У нас огромное количество индивидуальных предпринимателей, торгующих самостоятельно и не являющихся частью какой-то сети, это накладывает свои отпечатки", – говорит Сергей Юрча.
Почему нельзя возродить старую советскую систему по приёму тары и не тратить средства на внедрение новой системы? Сергей Юрча однозначен в своей позиции: советская система была ориентирована только на оборотную тару, а не на одноразовую. И при приёме многоразовой тары не нужна защита от каких-то махинаций. Приёмщику достаточно оценить сдаваемую бутылку на наличие сколов и загрязнений. За бутылки изначально не вносили депозит. В новой системе всё по-другому, и в первую очередь она ориентирована на одноразовую тару.
Отказываться от идеи внедрить такую систему в Казахстане не будут. Сейчас в компании занимаются подсчётами: во сколько обойдётся внедрение такой системы государству либо вовлечённым стейкхолдерам – участникам рынка, сколько нужно в стране фандоматов, счётных машин, сортировочных центров и сколько же составит размер того самого депозита, чтобы покупатель был заинтересован сдать тару и в то же время не превращал это в бизнес.
"Размер депозита должен заинтересовать казахстанца, чтобы он нёс использованные бутылки в магазин и сдавал, но при этом стоимость не должна быть сильно высокой, чтобы мы не спровоцировали большой уровень обмана, попыток ввести в заблуждение систему и заработать на этом необоснованно. После того как это всё будет посчитано, можно работать над законодательством. Ну а третий этап – это уже внедрение, нужно создать необходимую организацию, продумать систему финансирования закупки фандоматов, расставить счётные машины, продумать логистику", – объясняет Сергей Юрча.
Внедрить систему в Казахстане будет непросто. Нужно хорошо всё просчитать и убедить потребителей и предпринимателей в необходимости сдавать тару.
"У нас около 120 000 магазинов. Они, скорее всего, будут против. Импортёр всегда против, потому что нужно наносить допмаркировку на тару, дополнительная проблема в части требования дизайна тары и, естественно, плата. Как ни крути, это определённое замораживание средств на определённый период, нужно ждать, пока от ритейла вернётся этот депозит. Ритейл всегда против, потому что это дополнительные обязательства, несмотря на то, что расходы покрываются, он, естественно, будет против", – считает Сергей Юрча.
Фандомат – устройство не из дешёвых, представители компании TOMRA пока стоимость своих машин не озвучили. Также пока непонятно, кто за них будет платить: государство, предприниматели либо инвесторы из компании, производящей фандоматы. Кстати, в Литве работает последний вариант. Компания бесплатно установила свои автоматы по приёму тары, но с каждой принятой бутылки они получают свою маржу. Правда, специалисты говорят, что это выгода для страны лишь на первых порах, в итоге выигрывают владельцы фандоматов, доходы впоследствии будут на порядок превышать первоначальные вложения.
Представители РОП уверены, что внедрять систему необходимо, а ещё необходимо менять привычный стиль мышления. С 1 января 2019 года в Казахстане запрещено захоронение на полигонах отходов пластмассы, пластика, полиэтилена, полиэтилентерефталатовой упаковки; макулатуры, картона и отходов бумаги; ртутьсодержащих ламп и приборов; стеклобоя; лома цветных и чёрных металлов; литиевых, свинцово-кислотных батареек; электронного и электрического оборудования.
В некоторых регионах уже стоят мусорные баки для разных типов отходов, осталось приучить население сортировать свой мусор. Следующим шагом будет сдача бутылок на повторное производство.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5498
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2484
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2488
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2301
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2180
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2171
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2231
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2279
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2204
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2188
- 0
- 6