В студии популярного ток-шоу "Неге?" эксперты выразили обеспокоенность по поводу влияния движения "Талибан" на казахстанцев.
После прихода движения "Талибан" к власти в Афганистане взоры всего мира прикованы к Центральной Азии.
Чего хочет "Талибан"
По словам религиоведа Еркинбека Шокая, движение "Талибан" не намерено расширять своё влияние на другие государства, главная цель новых руководителей Афганистана – внедрить нормы шариата на территории своей страны. Также сейчас для талибов очень важно наладить контакт с властями других государств и добиться официального признания.
"Мы оцениваем их первые шаги, их попытки наладить связь с внешним миром. Например, в Катаре они встретились с представителями США, Евросоюза. За круглым столом были обсуждены проблемы. Страны Европы и Америка идут к тому, что будут вынуждены признать "Талибан", – сказал Шокай.
По его мнению, приход талибов к власти в Афганистане – свершившийся факт. И они готовы принять условия мирового сообщества, но с условием невмешательства внешних акторов во внутренние дела Афганистана.
Читайте также:
- Казахстанская делегация посетила Афганистан
- Токаев: Какими бы ни были наши политические взгляды, мы не должны оставлять Афганистан наедине с трудностями
- Афганистан продаст собственность экс-чиновников для уплаты долгов соседним странам
Директор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров добавил, что отношение мирового сообщества к Афганистану неоднозначное.
"Если крупные державы считают их экстремистами, то Китай, в свою очередь, считает их национальным движением", – отметил эксперт.
По его мнению, Казахстану следует продолжать экономическое сотрудничество с Афганистаном вне зависимости от взглядов и идеологии руководства этой страны.
Еркинбек Шокай согласился, что новый Афганистан не представляет военной угрозы для Казахстана.
"Ожидать военной угрозы сейчас будет поспешным. Но есть угроза влияния на нашу верующую молодёжь. Вполне вероятно, что появятся молодые казахстанцы, фанатеющие от талибов, которые захотят послушать их, присоединиться к ним, наладить с ними какую-то духовную связь. Мы должны предупредить такие процессы. Проблемы могут возникнуть изнутри", – подчеркнул религиовед.
Война идей
За первое полугодие 2021 года в Казахстане зарегистрированы 139 правонарушений, связанных с религиозным экстремизмом и терроризмом. В республике принята госпрограмма на 2018-2022 годы, направленная на борьбу с этими явлениями. На её реализацию выделено 270 млрд 148 млн тенге.
Участники дискуссии отметили, что в последние годы многие казахстанцы выезжают за рубеж для получения образования в религиозных учебных заведениях. Ведущий шоу Ерканат Копжасар высказал мысль, что властям Казахстана надо как-то регулировать этот процесс – например, составить список разрешённых и запрещённых учебных заведений или же не позволять становится имамами тем, кто обучался в сомнительных учреждениях религиозного образования.
Асылбек Избаиров считает, что подобная избирательность стала бы нарушением конституционных прав казахстанцев. По его мнению, нужно не боятся и запрещать, а вести борьбу в идеологическом поле – развивая науку, пропагандируя ценности истинного ислама.
"Пока не вырастим своих серьёзных ученых, будущего не будет, будем жить в постоянном страхе – там появился "Талибан", там идёт "Аль-Каида". Пока не будет своих учёных, пока не сформируется своя школа, так и будем озираться", – уверен глава института геополитических исследований.
Избаиров делит всех сторонников радикальных течений на три группы. Первая состоит из тех, кто только начинает втягиваться в ряды последователей деструктивных организаций. Они слушают проповеди, но пока не успели принять эти идеи. Таких людей легко вернуть в лоно традиционного ислама. С людьми, которые прониклись экстремистскими идеями и искренне верят, что только этот путь приведёт их в рай, работать сложнее. Такие последователи могут под давлением общества сделать вид, что отказались от своих убеждений, но от них в любой момент можно ожидать неприятных сюрпризов. Также очень сложно работать с лидерами мнений, проповедниками, агитаторами. Даже если здравый смысл возьмёт верх, такому человеку крайне трудно будет признать свою неправоту, ведь его будут попрекать этим десятки и сотни людей, которые к нему прислушивались.
Еркинбек Шокай согласен с коллегой. По его мнению, запрет – крайняя мера.
"Например, когда у человека какая-то болезнь, растет опухоль, которую намерены сразу вырезать; или же болит зуб – и сразу решают его просто вырвать, – это всё неправильный подход. Сначала надо лечить, стараться спасти орган. Если же ничего не помогает, то настаёт время крайней меры – удаления. Так же и с запретами. Нельзя забывать об отрицательной стороне запретов. У народа такая психология: людям что-то начинает казаться правильным, если государство это запрещает", – пояснил свою позицию эксперт.
Вместо запретов нужно вести активную агитацию в интернете, полагает религиовед, нужно понимать, чего хочет молодёжь, чем живет, и реагировать на эти потребности.
Тайное оружие экстремистов
Вести идеологическую борьбу с деструктивными течениями крайне сложно ещё и потому, что экстремисты для продвижения своих идей не гнушаются использовать наркотики.
"В Ташкенте был теракт в 2004 году. Там работал парень по имени Жакшыбек Бимурзаев. Люди говорили, что он приносил с собой "колу". Человек становился невменяемым, выпив её. Четыре парня устроили теракт, одна женщина не взорвала бомбу и вернулась", – рассказал Асылбек Избаиров.
По его словам, позднее эксперты доказали, что за множеством терактов стоят психотропные вещества. По словам Еркинбека Шокая, наркотики – не единственное применяемое экстремистами средство зомбирования людей.
"Есть психотропные вещества, а есть агитационные брошюры, буклеты, которые раздают на руки. Есть НЛП – нейролингвистическое программирование, когда человеку внушают какие-то мысли. Эти брошюры пишут так, что человек не воспринимает другую информацию", – уточнил он.
В завершение дискуссии руководитель Центра по изучению проблем терроризма и экстремизма в Казахстане Какимжан Бишманов напомнил цитату из Корана: "Кто убьёт невинного человека, тот убивает весь мир". Эксперт подчеркнул, что ислам – мирная религия, не имеющая ничего общего с терроризмом и убийствами. Он считает, что выражение "исламский терроризм" бросает тень на религию и от него нужно отказаться, потому что терроризм – вне конфессий.
Читайте также:
- Чего боится вернувшаяся из Сирии вдова радикального исламиста
- Неверный выбор: почему радикалы игнорируют все четыре мазхаба ислама
- Антикоррупционное сознание и профилактика экстремизма. Как этому содействует духовенство?
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5615
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2513
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2571
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2326
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2204
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2193
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2258
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2309
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2236
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2222
- 0
- 6