С этого года полигонам в Казахстане запрещено принимать на утилизацию пластик, полиэтилен, макулатуру и стекло. По закону их необходимо отправлять на переработку. Informburo.kz посетил три мусороперерабатывающих завода, чтобы рассказать, что в Казахстане делают из мусора и почему к "зелёной" экономике наша страна идёт очень медленно.


Читайте также: В 2019 году ужесточились требования к переработке отходов. Зачем? И что изменилось?


Как макулатура превращается в утеплитель

На окраине Нур-Султана макулатура получает вторую жизнь. Сначала весь мусор здесь сортируют. Пластик – отдельно, картон и бумага – отдельно.


Первый этап - сортировка

Первый этап – сортировка / Фото Informburo.kz

Причём макулатура не должна соприкасаться с органикой. Если это произошло, то бумага уже непригодна для переработки. Именно поэтому очень важен раздельный сбор мусора, говорят сотрудники ТОО KazRecycle service. Предприятие установило раздельные контейнеры в школах, чтобы получать больше пригодного материала.


Часть макулатуры собирают в школах

Часть макулатуры собирают в школах / Фото Informburo.kz

Из пластика здесь делают сырьё – так называемые флексы, гранулы, которые потом отправляют на завод для изготовления пластиковых труб. Из макулатуры производят эковату. Причём на выходе продукта получается гораздо больше по весу, чем было использовано сырья.


Сначала макулатуру измельчают

Сначала макулатуру измельчают / Фото Informburo.kz

Чтобы получить тонну эковаты, нужно переработать примерно 800 килограммов макулатуры и смешать её с химдобавками – борной кислотой и бурой (тетраборат натрия) для пожароустойчивости. Сначала макулатуру измельчают, затем просушивают и смешивают с химикатами.


После измельчения сырьё будут сушить

После измельчения сырьё будут сушить / Фото Informburo.kz

В час здесь перерабатывают около тонны макулатуры. Готовый продукт покупают строители, и основная часть эковаты, изготовленной в столице, отправляют в Алматы – больше всего заказов поступает оттуда. Материал используют для утепления крыш и стен.


Эковату используют при строительстве

Эковату используют при строительстве / Фото Informburo.kz

На производстве отмечают, что казахстанская эковата – самый дешёвый, а значит, конкурентоспособный утеплитель: цена – 170-180 тенге за килограмм, в то время как у россиян тот же продукт стоит уже 220 тенге.


Эковата - хороший утеплитель

Эковата – хороший утеплитель / Фото Informburo.kz

Кроме того, эковата гораздо выгоднее, чем традиционные утеплители, тот же кирпич. Слой в 20 сантиметров эковаты сопоставим по эффекту с 60-сантиметровой стеной из кирпича.


20 см эковаты = 60 см кирпича

20 см эковаты = 60 см кирпича / Фото Informburo.kz


Читайте также: Как в Казахстане перерабатывают макулатуру? Фоторепортаж Informburo.kz


Как из пластиковых пакетов делают хозтовары

ТОО "Радуга" – известное многопрофильное предприятие в Петропавловске. Здесь производят продукты питания (снеки, лапшу быстрого приготовления, семечки), а также различные хозтовары, начиная от пластиковых труб и тазов, заканчивая биотуалетами.


Биотеалеты

Биотуалеты / Фото Informburo.kz

На предприятие привозят сырьё со всего Казахстана – у компании по стране 10 филиалов и представительств. Имено эта компания внедрила в Петропавловске раздельный сбор твёрдо-бытовых отходов. Специальный контейнеры по сбору перерабатываемых видов ТБО стоят в каждом дворе.


Сырьё сюда привозят со всего Казахстана

Сырьё сюда привозят со всего Казахстана / Фото Informburo.kz

На сортировочной станции вторичное сырьё сортируют по видам: макулатура, стеклянная, пластмассовая, металлическая упаковка.


Пластик делят по видам и дробят

Пластик делят по видам и дробят / Фото Informburo.kz

После этого сырьё попадает в дробильный аппарат, где крошится на мелкие кусочки.


Сырье промывают

Сырьё промывают / Фото Informburo.kz

Затем раздробленный пластик промывают.

"В агрегате отделения от воды начинается сушение. И на выходе получается сухая чистая плёнка", – рассказывает Даурен Катранов, заместитель генерального директора по развитию и продвижению отечественного производства ТОО "Радуга".


Цех переработки

Цех переработки / Фото Informburo.kz


1

Изготовление вторсырья / Фото Informburo.kz

Тонкую плёнку под действием температуры превращают в гранулы, полученный материал остывает в течение двух суток.


Такие гранулы получают из цветной плёнки

Такие гранулы получают из цветной плёнки / Фото Informburo.kz

Эти гранулы отвозят в другой цех, где из них изготавливают конечную продукцию.


Здесь из пластиковых гранул изготавливают хозяйственно-бытовые товары

Здесь из пластиковых гранул изготавливают хозяйственно-бытовые товары / Фото Informburo.kz

Бывшие полиэтиленовые пакеты превращаются в вёдра, вешалки, тазы.


Вешалки из вторсырья

Вешалки из вторсырья / Фото Informburo.kz


Пресс для вёдер

Пресс для вёдер / Фото Informburo.kz

"Особенность нашего предприятия заключается в том, что налажен замкнутый цикл оборота пластмассы: производство готовой продукции – реализация в торговые точки по всему Казахстану – сбор отходов – переработка отходов – снова производство готовой продукции", – рассказывает Даурен Катранов, заместитель генерального директора по развитию и продвижению отечественного производства ТОО "Радуга".


Готовая продукция

Даурен Катранов / Фото Informburo.kz

Часть вторсырья идёт на производство полиэтиленовых пакетов.


Изготовление пакетов

Изготовление пакетов / Фото Informburo.kz

Как автомобильные шины становятся спортивными карематами

Перерабатывать старые шины в Шымкенте начали ещё до того, как Казахстан взял курс на "зелёную" экономику. Предприятию уже около 10 лет, директор ТОО "Экошины" Бауыржан Айгенжеев рассказывает, как начал делать деньги из мусора.


Бауыржан

Бауыржан Айгенжеев / Фото Informburo.kz

"Я с 1996-го года был дистрибьютором концерна BASF по продаже автомобильной краски. Мы стали внедрять технологию подбора и приготовления автоэмали. Конечно, пигменты очень дорогие, и у меня всё время была мысль, как бы заняться работой с отходами и на отходах делать бизнес. И когда поступило предложение по переработке шин, я с удовольствием начал его принял. Это была такая мечта – из отходов делать деньги. Думал, для души буду заниматься, однако постепенно это всё меня так затянуло, что сейчас наше предприятие стало самым крупным в Казахстане по переработке шин", – рассказывает Бауыржан Айгенжеев.


Предприятие перерабатывает свыше 5000 тонн шин в год

Предприятие перерабатывает свыше 5 000 тонн шин в год / Фото Informburo.kz

В год предприятие перерабатывает свыше 5 000 тонн шин, включая крупногабаритные. В этом году компания вышла за пределы Шымкента и открыла филиал в Актау.


Продукцию скупают на СТО

Мелкие шины для переработки скупают в Шымкенте / Фото Informburo.kz

Часть станков для переработки шин на предприятии делали своими силами. Посчитали, что покупать импортные – слишком дорого. Местного механика Геннадия Ягодина, который и занимается разработкой оборудования, директор уважительно называет шымкентским Кулибиным.


Тот самый шымкентский Кулибин

Геннадий Ягодин - тот самый шымкентский Кулибин / Фото Informburo.kz

"Закупать было бы очень дорого, я был на нескольких выставках. Одни ножницы стоят порядка 250 тысяч евро", – рассказывает Бауыржан Айгенжеев.


Варка очередного станка

Варка очередного станка / Фото Informburo.kz

Перерабатывают не все шины. Тем, которым можно дать вторую жизнь, меняют протектор и продают. Из остальных получают гранулы диаметром до 4 мм. Из мелкой фракции получают регенерат, который идёт на создание первичной резины.


ТОО "Экошина"

ТОО "Экошина" / Фото Informburo.kz


Из шин получают гранулы

Из шин получают гранулы / Фото Informburo.kz

Из гранул уже с помощью горячей вулканизации здесь получают модульное резиновое покрытие, которое в последнее время всё чаще используется в спортзалах и на детских площадках.


Изготовление резиновых покрытий

Изготовление резиновых покрытий / Фото Informburo.kz


Модульное покрытие для спортзалов и детских площадок

Модульное покрытие для спортзалов и детских площадок / Фото Informburo.kz

Однако не из всех шин можно получить качественную крошку для изготовления покрытий. Часть шин идёт на пиролиз, в основном это шины от легковых автомобилей, в составе которых присутствует не только резина, но и тканевые волокна, а их очень сложно отделить от резины. Во время пиролиза шины нагревают и получают газ, который затем превращают в мазут и продают асфальтовым заводам. Основной покупатель – Караганда.


Из легковых шин получают мазут

Из легковых шин получают мазут / Фото Informburo.kz

Кроме мазута, на выходе получается ещё и технический углерод, его используют только как топливо.


Эти шины из детского сада теперь украшают предприятие

Эти шины из детского сада теперь украшают предприятие / Фото Informburo.kz

Директор отмечает, что до того как Казахстан взял курс на "зелёную" экономику, работать было сложно: возникали долги, случались и задержки по зарплатам. А сейчас часть расходов берёт на себя оператор РОП (оператор расширенных обязательств производителей (импортёров) – компания, которая содействует развитию перерабатывающей отрасли, выделяет субсидии на расширение бизнеса. Оператор РОП создан в Казахстане в 2016-ом году Постановлением Правительства. Действие расширенных обязательств производителей распространяется на автотранспортные средства и автокомпоненты. Производители и импортёры автомобилей, шин, аккумуляторов, масел обязаны вносить утильплату, которая и идёт на развитие перерабатывающей отрасли. Также действие РОП охватывает и производителей упаковки, правда, пока при нулевой ставке.

"Мы получали только мелкую фракцию, а нам надо было получать гранулы, и мы взяли кредит на большую сумму, у нас началась эпоха трудного периода с 13-го по 15-й год. Линия была с дефектом, не в полную мощь работала. Потом мы пошли на компромисс с китайцами, они нам полностью один большой узел восстановили, заменили. Потом линия уже начала работать, к тому времени оператор РОП подключился, и легче стало. Сейчас у нас хорошие мощности, но без РОП было бы очень тяжело. Эти деньги, которые мы получаем, в основном отправляем на развитие, покупаем станки, здание ремонтируем", – рассказывает Бауыржан Айгенжеев.


Предприятие получает субсидии и покрывает часть затрат

Предприятие получает субсидии и покрывает часть затрат / Фото Informburo.kz

По данным оператора РОП, за прошлый год в Казахстане переработали 31,5 тысячи тонн макулатуры, почти 9 тысяч тонн пластика, 14 тысяч тонн стеклотары, 26 тысяч тонн шин, 20 тысяч тонн аккумуляторных батарей, 11 тысяч тонн отработанных масел. Всего же за 2018 год в Казахстане переработали чуть больше 11% твёрдых бытовых отходов из 4,3 млн тонн мусора.

По прогнозам Министерства энергетики РК, этот показатель должен достичь 40% к 2030 году, 50% – к 2050-му, то есть даже через 30 лет у Казахстана нет ни одного шанса на то, чтобы догнать и перегнать развитые страны (в 2018 году Германия стала лидером по утилизации мусора в Европе – здесь перерабатывают и сжигают 66 % мусора, в мире по этому показателю одна из лидирующих стран – Япония, утилизация достигает свыше 80%, в стране 1200 мусоросжигающих заводов, которые вырабатывают электроэнергию).


Читайте также: Как правильно утилизировать мусор: 10 фактов о сортировке и тарифах


Одна из главных проблем переработки – слабый раздельный сбор: пока далеко не все казахстанцы сортируют твёрдые бытовые отходы.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter