Прямой эфир Новости спорта

Это не фантастика. Всё о лечении стволовыми клетками в Казахстане

Фото informburo.kz
Фото informburo.kz
Споры о клеточной терапии раскололи мировое сообщество на два лагеря: тех, кто за, и тех, кто против. Казахстан не стал исключением.
В Национальный научный медицинский центр Шаукат Нурайым попала в очень тяжёлом состоянии. У восемнадцатилетней девушки из Атырау стремительно прогрессировал цирроз печени, и врачи первым делом начали готовить её к операции по пересадке органа, однако уже вскоре от этой идеи пришлось отказаться. Единственным потенциальным донором была мать пациентки, но, несмотря на близкое родство, печень родителя дочери не подошла.

Чтобы спасти Шаукат, медики начали её лечить при помощи стволовых клеток. Эта терапия длится уже второй год. Периодически девушка приезжает в столицу, проходит трёхдневный курс – стволовые клетки вводятся внутривенно – и снова возвращается домой. Судя по самочувствию самой пациентки и результатам её анализов, результат терапии положительный, болезнь практически отступила.


Жаксылык Доскалиев с пациенткой Шаукат Нурайым

Жаксылык Доскалиев с пациенткой Шаукат Нурайым /Фото Informburo.kz


"Сейчас она сдала анализы – функция печени полностью восстановлена", – рассказал руководитель республиканского координационного центра по трансплантации ННМЦ Жаксылык Доскалиев.

Ремонтные бригады организма

Жаксылык Доскалиев первым в Казахстане начал изучать терапевтические возможности стволовых клеток, а затем, будучи министром здравоохранения, внедрил методику с их использованием для лечения пациентов в Национальном научном медицинском центре.

"У нас есть нормативно-правовая база. Будучи министром, я подписывал один приказ для апробации, а потом для клинического внедрения – второй. Все терапии – это утверждённые протоколы, это утверждённая структура по уникальным технологиям. Нам даётся государственный заказ и данная клиника (ННМЦ. – Авт.) его выполняет с высокой степенью клинической эффективности", – пояснил доктор медицинских наук.


Жаксылык Доскалиев

Жаксылык Доскалиев / Фото Informburo.kz


Стволовые клетки, образно говоря, это ремонтные бригады организма. Их уникальность в том, что они самостоятельно находят повреждённый орган и буквально по крупицам восстанавливают его практически до первоначального вида. Попадая в организм, они и растут сами, и стимулируют рост тех клеток, которые утратили такую способность. Более того, стволовые клетки могут выполнять функции вообще отсутствующего органа. В этом отечественные медики убедились во время эксперимента над собакой: животному удалили щитовидную железу и начали вводить стволовые клетки. После нескольких курсов терапии в организме были обнаружены гормоны, которые выделяет железа.

С помощью стволовых клеток во многих странах мира научились помогать пациентам с диагнозами, которые ещё совсем недавно считались неизлечимыми. В ННМЦ их применяют при лечении повреждений печени, сахарного диабета, заболеваний щитовидной железы, а также при патологиях центральной нервной системы, в том числе сирингомиелии – болезни, при которой человек теряет жизненные силы из-за нарушений, происходящих в спинном мозге. Кроме того, терапия стволовыми клетками помогает поддержать пациентов со склерозами, например, рассеянным и амиотрофическим.

"При амиотрофическом склерозе поражается шея, спинной мозг и человек не может держать голову, глотать и так далее. Мы этим людям помогаем. Полного излечения, к сожалению, не происходит, но качество жизни мы им повышаем. Сирингомиелия и рассеянный склероз – в медицинской литературе написано, что данные болезни неизлечимы, а мы ставим людей с такими диагнозами на ноги. Это не фантастика", – отметил профессор Доскалиев.

Скептики против

Но даже несмотря на все чудодейственные эффекты от лечения стволовыми клетками, всегда находились скептики, которые выступали категорически против их использования. Аргументов у них, как правило два: этический и гипотетический.

Этический связан со способом получения одного из видов стволовых клеток: материалом для фетальных стволовых клеток служат зародыши детей после абортов. Гипотетический основан на теории о том, что лечение стволовыми клетками вызывает рак. Сторонники этой теории обычно начинают активизируются после того, как от онкологических заболеваний умирает очередной богатый и знаменитый человек. Так, например, было в случае с Жанной Фриске, Александром Абдуловым и Анной Самохиной. Скептики буквально из каждого утюга говорили о том, что рак у артистов появился после омолаживающих процедур стволовыми клетками, однако официальных доказательств тому нет. Во всяком случае, делали ли звёзды себе инъекции стволовых клеток, неизвестно. В итоге всё так и осталось на уровне гипотезы.

Стволовые клетки условно можно поделить на два основных вида:

  1. Аутологичные – собственные клетки пациента. Это когда у человека из организма берутся стволовые клетки, затем их культивируют в специальной лаборатории, а после вновь вводят больному.
  2. Фетальные – донорские клетки. Их, как правило, берут из так называемого абортивного материала.

Какой из этих двух видов клеток использовать при лечении, зависит непосредственно от поставленного диагноза.


Стволовые клетки условно можно поделить на два основных вида: аутологичные и фетальные

Стволовые клетки условно можно поделить на два основных вида: аутологичные и фетальные / Иллюстрация Informburo.kz


Решение Президента

Возможность использования стволовых клеток из абортивного материала в своё время в Казахстане тоже вызывала массу нареканий со стороны скептиков. Точку в этом споре поставил Нурсултан Назарбаев.

"Положение спас наш Президент. Я ему доложил о результатах, о том, что мы имеем, и он мне сказал: "За этим методом – перспектива. В Казахстане было, есть и будет развитие медицины с использованием фетальных стволовых клеток. "Я был приятно удивлён, это не высокопарные слова, что наш Президент разбирается в теме лучше, чем некоторые наши горе-профессора. Мы с ним разговаривали как учёный с учёным. Это, кажется, был 2007 год или 2005-й", – рассказал он.


Культивированное стволовых клеток в лаборатории ННМЦ

Культивирование стволовых клеток в лаборатории ННМЦ / Фото Informburo.kz


Считается, что для терапии фетальными стволовыми клетками лучше всего подходит абортивный материал из плода, который развивался в утробе от 18 до 22 недель. Именно такие клетки по словам Жаксылыка Доскалиева идеально приживаются в организме любого человека, не вызывают аллергии и отторжения. К тому же, как бы это цинично не звучало, но абортивный материал считается недорогим и легкодоступным.

"Чем уникальны эти фетальные стволовые клетки? В первую очередь они на данной стадии развития не обладают антигеном, то есть не отторгаются. Кроме того, они обладают мощным действием роста – дают самообновляющийся долго живущий росток ткани. Также они регенерируют донорскую ткань, причём если мы, скажем, печёночные клетки вводим, то не только печень регенерируют, но и почки, лёгкие и другие органы, которые утрачивают свои функции, они тоже омолаживаются", – пояснил профессор.

Разговоры о бизнесе на стволовых клетках Доскалиев опроверг. По его словам, клеточная терапия всем гражданам Казахстана без исключения проводится бесплатно, по назначению врача даётся квота за счёт государства. Государству же одна трансплантация фетальных стволовых клеток обходится в 420 тысяч тенге. Отказать в лечении могут только по одной причине – медицинские противопоказания.

Кому стволовые клетки противопоказаны

Перед назначением терапии стволовыми клетками каждый пациент обязательно должен пройти детальное обследование, в том числе сдать анализы крови на ВИЧ, вирусные гепатиты B и C, а также провериться на все виды онкологических заболеваний. В случае, если у человека обнаружен рак, стволовые клетки категорически противопоказаны.

"Дело в том, что любое хроническое заболевание, любое хроническое раздражение, приводит к тому, что появляется некоторая ткань, которая по своему составу становится злокачественной и даёт бурный рост", – прокомментировал Доскалиев.

Исключение из правил – лишь рак крови. При лейкозах широко практикуется трансплантация гемопоэтических стволовых клеток. Рак крови при помощи такой методики в Казахстане лечат четыре клиники, две из них находятся в Астане – это Национальный научный центр онкологии и трансплантологии и Национальный центр материнства и детства, и ещё две в Алматы: Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии и Научный центр педиатрии и детской хирургии.

Кролики и пять добровольцев

Первые уверенные шаги в терапии стволовыми клетками сейчас делает и столичный Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии. Сначала специалисты этой клиники несколько лет тестировали свою методику на животных. Их первыми пациентами стали кролики: считается, что именно эти животные как нельзя лучше подходят по своими анатомическими особенностями для опытов по восстановлению хрящевой ткани. У кроликов брали стволовые клетки из хряща задних конечностей, культивировали их в лаборатории, а затем вновь вводили этим же животным. Результат медиков поразил – меньше чем через полгода повреждения на суставах подопытных кроликов практически исчезли.

Аналогичную методику врачи НИИ травматологии на сегодняшний опробовали и на людях. Добровольцами пилотного проекта согласились стать пять пациентов клиники, долгое время страдающие от остеоартроза коленного сустава. Особенность этой методики в том, что клетки у больного берутся во время небольшой операции из повреждённого и сустава, затем их отправляют в лабораторию, где около трёх недель культивируют и в итоге вводят пациенту непосредственно в поражённую область.

"Это были пациенты примерно одного возраста, в среднем им 54 года, примерно с одним диагнозом –- остеоартрозом коленного сустава. Работа была проведена 2,5 года назад. Буквально через год после всего лишь одной инъекции мы увидели, что у каждого из них достигнут хороший эффект. Когда пройдёт 3 года, мы пригласим их снова и оценим клиническую картину, сделаем МРТ", – рассказал кандидат медицинских наук, заведующий отдалением артроскопии и спортивной травмы Ерик Раймагамбетов.


Ерик Раймагамбетов - заведующий отдалением артроскопии и спортивной травмы

Ерик Раймагамбетов – заведующий отдалением артроскопии и спортивной травмы / Фото из личного архива


Однако уже тот результат терапии, который есть сейчас, по мнению специалистов НИИ травматологии, позволяет говорить о том, что методику можно смело внедрять в лечебную практику. В 2017 году в клинике намерены пролечить ещё 12 добровольцев. Дело в том, что нуждающихся в такой терапии, как оказалось, очень много, и тянуть с оказанием им помощи врачи не видят смысла.

"Заболеваний, при которых может использоваться наша методика, очень много – это практически все болезни, поражающие хрящевую ткань. Проблемы с хрящом – это вообще пандемия XXI века. Когда мы делаем артроскопию, заходим в сустав и оперируем, то, естественно, попутно оцениваем состояние хряща, и поверьте, практически у 80% пациентов есть проблемы хряща. У возрастных – это на фоне дегенерации. У молодых – на фоне травм. Все они потенциальные пациенты для терапии", – рассказал заведующий отдалением артроскопии.

Время и деньги

Но чтобы восстановление суставов при помощи стволовых клеток сделать распространённой лечебной практикой на основе этой методики, необходимо оформить все, требующиеся для этого разрешительные документы и создать специальную лабораторию, соответствующую международным стандартам GMP. На это, по примерным подсчётам, может потребовать не менее двух лет, при условии, конечно, что будет финансирование, неважно – государственное, как сейчас, или спонсорское.


Здание Национального центра биотехнологий

Здание Национального центра биотехнологий / Фото Informburo.kz


Специалисты Национального центра биотехнологий говорят, что необходимую лабораторию можно создать на их базе, тем более что именно они принимали непосредственное участие в работе над созданием методики по восстановлению хрящевой ткани при помощи стволовых клеток для пациентов НИИ травматологии. В клинике лишь делается забор клеток у пациентов и их введение после культивирования. Сама же культивация и все осуществляется в лаборатории центра биотехнологий.


Сотрудница лаборатории Национального центра биотехнологий

Сотрудница лаборатории Национального центра биотехнологий / Фото Informburo.kz


Другая точка зрения

Национальный центр биотехнологий работает только с аутологичными стволовыми клетками – собственными клетками пациентов и вообще не использует в своих разработках фетальные, из абортивного материала, которые широко применяют в терапии их коллеги из ННМЦ. Объясняют биотехнологи это двумя причинами: во-первых, официальное разрешение на опыты с фетальными клетками в Казахстане есть только у Национального научного медцентра, во-вторых, они считают их небезопасными и выступают против подобного метода.

"Фетальные стволовые клетки в настоящее время ещё полостью не охарактеризованы. Если из фетальной ткани выделять клетки, как можно сказать, какие клетки стволовые, какие нет, там получается смесь, так называемый коктейль. Риск их трансформации в раковые клетки очень высок, поэтому небезопасно их применение. Во многих странах, особенно развитых, применение фетальных стволовых клеток запрещено. Даже с этической стороны – мы берём эти клетки из не рождённого ребёнка", – прокомментировал заведующий лабораторией стволовых клеток РГП "Национальный центр биотехнологии" Вячеслав Огай.


В пробирке 1 доза препарата со стволовыми клетками для восстановления хряща - рыночная стоимость от 3 до 5 тыс. долларов

В пробирке одна доза препарата со стволовыми клетками для восстановления хряща – рыночная стоимость от 3 до 5 тысяч долларов / Фото Informburo.kz


По этим же причинам Вячеслав Огай в своей работе над новой методикой реабилитации пациентов после инсультов при помощи стволовых клеток также используют только аутологичные клетки. Эту методику он, к слову, планирует в пилотном режиме испытать на пациентах уже в 2018 году.

На сегодняшний день терапию с применением фетальных клеток действительно практикует только Национальный научный медицинский центр. Эту информацию Informburo.kz потвердили в Министерстве здравоохранения, отвечая на официальный запрос редакции. Впрочем, в профильном ведомстве отметили, что есть приказ, подписанный в этом году, в соответствии с которым "для проведения уникальной технологии применения фетальных стволовых клеток определены 6 республиканских организаций". Помимо ННЦ в списке: Национальный научный центр хирургии им. Сызганова в Алматы, Национальный центр нейрохирургии в Астане, Национальный научный центр онкологии и трансплантологии, также в столице и Корпоративный фонд University Medical Center. Договоры с этими организациями уже подписаны, средства в бюджете на 2017-2019 годы предусмотрены.

Антинародный закон

Полемика о том, насколько этично и безопасно использовать фетальные стволовые клетки для лечения пациентов, вместе с тем не утихает и в соседней России, и если прежде работа с абортивным материалом в этой стране официально не запрещалась, то с 2017 года ситуация кардинально поменялась. С 1 января Минздрав РФ больше не выдаёт лицензии на какую-либо деятельность, связанную с клетками не родившихся детей. Таким образам, вся научная работа в России в этом направлении может свернутся, как только закончится срок действия всех ранее выданных лицензий, а произойдёт это в ближайшие 5 лет. В Российской академии наук запрещающий закон уже назвали антинародным.

"Вообще этот закон составлялся не очень грамотными людьми. На протяжении всего времени работы над ним специалисты в обсуждении не участвовали. Также им, например, запрещено использование эмбриональных стволовых клеток, хотя во всём мире сейчас очень успешно идут клинические исследования по их использованию, а тут – запрещено. Закон не будет способствовать тому, чтобы эти методы внедрялись. Закон направлен против человека, так сказать", – сказал корреспонденту Informburo.kz заведующий отделом генетических основ клеточных технологий Института общей генетики РАН Сергей Киселёв.

"Закон приведёт к тому, что появится "серый" рынок в стране, и медицинский туризм начнётся в другие страны, например, к вам в Казахстан, потому что там будет легче получить медицинскую помощь. Такой антигуманный закон, антинародный", – добавил он.

Впрочем, рассчитывать на спасение в Казахстане россиянам не стоит. По данным отечественного Минздрава, лечение стволовыми клетками для иностранцев не предусмотрено, так как оно доступно даже не всем гражданам РК. Правда, сколько именно наших граждан нуждаются в терапии, в профильном ведомстве не уточнили.

"Для иностранных граждан услуга не предоставляется, так как производственные мощности не обеспечивают потребностей жителей РК", – сообщили в Министерстве здравоохранения РК.

С мнением о том, что фетальные, да и вообще какие-либо стволовые клетки способны вызвать рак у пациентов, научный сотрудник РАН категорически не согласен. Его главный аргумент заключается в том, что онкологические заболевания появляются у людей и без клеточной терапии.

"Откуда возникают опухоли у людей? Из их же стволовых клеток! Ну и что теперь, не жить? Ведь есть множество случаев, когда у людей появляются опухоли, а им никто ничего не трансплантировал. И будут возникать из их же клеток. Где-то в мире использование фетальных стволовых клеток, конечно, ограничено, в отдельных странах, но, в принципе, в основном никаких запретов на их использование нет. Например, в США несколько компаний проводят клинические исследования с использование фетальных клеток, в Европе – в Германии активно ведут разработки, в Англии. То есть нигде в основном в мире запрета на использование фетального материала нигде нет", – отметил российский учёный.

Неоднозначный ответ

"Случаев выявления побочных эффектов от применения терапии с использованием стволовых клеток с момента первого применения этой терапии и по настоящее время не зафиксировано", – таковы официальные данные Министерства здравоохранения Казахстана. При этом только в Национальном научном медицинском центре с 2003-го по 2016 годы помогли 4500 пациентам.

Скептики, конечно, могут не поверить. Впрочем, не стоит забывать и о том, что все пациенты, которым назначается терапия стволовыми клетками, как правило, тяжело больные люди: одни испытывают сильную физическую боль, другие теряют возможность самостоятельно передвигаться, третьи и вовсе медленно и мучительно умирают. Каждому из них лечение дало облегчение и возможность продлить жизнь. А вот насколько – это уже другой вопрос. Всё индивидуально.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров