В Нур-Султане начался суд по делу о незаконной пересадке органов. В нём участвует около 170 свидетелей. Один из подозреваемых – известный врач-трансплантолог Гани Куттымуратов.
Процесс проходит в онлайн-режиме. К одному из заседаний разрешили подключиться корреспонденту Informburo.kz. После по ходатайству прокурора суд сделали закрытым. СМИ обещают пригласить только на оглашение приговора.
На скамье подсудимых – трое
О громком расследовании о незаконной пересадке органов стало известно летом 2019 года. В МВД заявили, что в стране действовала транснациональная ОПГ. По версии следствия, в Казахстан привозили доноров и реципиентов из разных стран и делали операции по пересадке. Доноры продавали польской компании MedLead свои органы за 10-15 тысяч долларов, а реципиенты покупали их за 150 тысяч долларов.
По делу подозреваемыми проходят трое:
- Врач-трансплантолог Гани Куттымуратов.
- Главный врач городской клинической больницы №1 Шымкента Абылай Донбай.
- Гражданка Кыргызстана Бермет Тайсалова.
Статьи, по которым обвиняют Гани Куттымуратова:
- 264, часть 3 – "Создание и руководство транснациональной организованной группой, транснациональной преступной организацией, а равно участие в них с использованием своего служебного положения";
- 116, часть 3 – "Принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей человека, повлёкшее тяжкие последствия либо совершённое преступной группой";
- 317, часть 5 – "Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним, если это деяние повлекло заражение другого лица ВИЧ";
- 385, часть 3 – "Использование заведомо подложного документа".
Статьи, по которым обвиняют Абылая Донбая:
- 264, часть 3 – "Создание и руководство транснациональной организованной группой, транснациональной преступной организацией, а равно участие в них с использованием своего служебного положения";
- 116, часть 3 – "Принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей человека, повлёкшее тяжкие последствия либо совершённое преступной группой";
- 385, часть 3 – "Использование заведомо подложного документа".
Статьи, по которым обвиняют Бермет Тайсалову:
- 264, часть 1 – "Создание транснациональной организованной группы или транснациональной преступной организации, а равно руководство ею или структурным подразделением транснациональной преступной организации";
- 116, часть 3 – "Принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей человека, повлёкшее тяжкие последствия либо совершённое преступной группой";
- 385, часть 3 – "Использование заведомо подложного документа".
Что известно о компании, которая продавала и покупала органы
Согласно материалам дела, гражданин Израиля Роберт Шполинске занимался покупкой и продажей человеческих органов с 2009 по 2016 год. Операции проводили в клиниках Турции, Шри-Ланки, Таиланда, Болгарии, Филиппин. Деятельность компаний Роберта Шполинске в 2016 году пресекли правоохранительные органы Израиля, но ему удалось избежать наказания и продолжить своё дело.
Роберт Шполинске зарегистрировал в Польше очередную компанию под названием MedLead Limited Company. Эта организация сотрудничала с Казахстаном. Реципиенты в основном граждане Израиля, а доноры из стран СНГ: Узбекистана, Кыргызстана, Украины. Проверки на биологическую совместимость проводили в Стамбуле.
Компания предлагала реципиентам пакеты трансплантационных услуг: серебряный, золотой, бриллиантовый. Стоимость их варьировалась от 150 до 200 тысяч долларов.
"Пакеты услуг включали в себя оплату почки от живого донора и логистические услуги, связанные с проведением пересадки. В договоре для завуалирования преступной деятельности отмечалось, что компания не занимается поиском доноров, реципиентам следует найти их самостоятельно. Объясняли, что донора-альтруиста предоставляет медицинское учреждение в Казахстане", – сказано в материалах следствия.
В поисковых системах при вводе имени Роберта Шполинске польский сайт выдаёт информацию о регистрации компании MedLead в Варшаве в 2016 году. Также есть информация о повторной регистрации компании в 2019 году. Председателем значится Роберт Шполинске.
В иностранных СМИ его имя фигурирует в новостях о торговле органами. К примеру, албанский сайт preshevajone.com в сентябре 2016 года писал, что Роберт Шполинске в 2014 году зарегистрировал в Албании компанию, которая занималась медтуризмом и трансплантацией органов. Она получала деньги в том числе от арестованного по делу о торговле органами гражданина Украины и Израиля Бориса Вольфмана.
"Борис Вольфман известен в сфере торговли людьми как минимум с 2008 года. Его имя упоминается в расследованиях в Косово, Коста-Рике, Турции, Украине и ряде других стран. Последний раз его арестовывали в Турции, где, по сообщениям некоторых местных СМИ, он искал доноров органов среди сирийских беженцев", – пишет албанский сайт.
"Борис Вольфман, а также участвовавшие в криминальном бизнесе другие украинцы, израильтяне и турки заманивали доноров в Косово и Азербайджан, обещая по 15-17 тысяч евро за каждую почку, однако после операций кидали их. От их действий пострадали несколько десятков человек, в том числе из Молдавии, Казахстана и Беларуси, которые решились на операции, чтобы самим выбраться из нужды или помочь деньгами своим родственникам", – писал в 2019 году "Коммерсантъ".
Ниже приводим версию органов следствия, с которой адвокаты и их подзащитные не согласны.
Следствие: Реципиенты за покупку донорских органов платили 150-200 тысяч долларов
В середине 2017 года компания MedLead начала сотрудничать в Казахстане с Национальным научным центром онкологии и трансплантологии (ННЦОТ), ныне Национальный научный онкологический центр. Там проводили операции иностранцам по пересадке органов.
Следствие считает, что известный в стране трансплантолог Гани Куттымуратов (в то время заведовал отделением трансплантологии) был в сговоре с MedLead и получал, помимо официальной оплаты операций, долю от сообщников – около пяти тысяч долларов. Взамен он должен был обеспечить беспрепятственную госпитализацию иностранцев и проведение этических комиссий. Защитники трансплантолога не согласны с версией обвинения.
По казахстанскому законодательству пересадка органов возможна при родственной либо тканевой совместимости донора и реципиента. На заседании этических комиссий проверяли документы, подтверждающие родство, либо должны были удостовериться в безвозмездной передаче органов от донора.
Подтверждать родство доноры и реципиенты должны нотариально заверенными документами. Если они не приходились друг другу родственниками, то безвозмездность передачи органа тоже заверялась у нотариуса.
Операции проводил не только Гани Куттымуратов, но и врачи Мэлс Асыкпаев и Саид Карим. Они проходят свидетелями по этому делу.
Следствие установило 12 операций в ННЦОТ, при которых произошла купля-продажа органов с августа 2017 по октябрь 2018 года.
"Во всех случаях реципиенты за приобретение донорских органов оплачивали членам транснациональной ОПГ от 150 до 200 тысяч долларов, а доноры, нуждающиеся в силу материального положения в денежных средствах, за продажу своих почек получали от членов транснациональной ОПГ в пределах 15 тысяч долларов", – такова версия следствия, с которой адвокаты и их подзащитный несогласны.
Гражданка Кыргызстана Бермет Тайсалова, по версии органов расследования, обеспечивала сопровождение реципиентов и доноров, в том числе и документальное – справки о безвозмездной передаче органов, которые, по данным полиции, были подложными. Она и Роберт Шполинске вели переговоры с клиникой. Женщина за реципиентов оплачивала операции. За каждую пересадку, по версии следствия, она тоже получала около пяти тысяч долларов. Её защита не согласна с версией следствия.
В ноябре 2017 года ННЦОТ перешёл в управление корпоративного фонда UMC. Операции по пересадке органов иностранцам остановили в начале 2018 года после того, как пришло письмо от Надзорной группы стамбульской декларации. Там говорилось о незаконности действий компании MedLead.
В марте 2018 года Гани Куттымуратов уволился из клиники и устроился в Научно-клинический центр кардиохирургии и трансплантологии в Таразе. Там, как утверждает следствие, в сотрудничестве с Робертом Шполинске и Бермет Тайсаловой хирург провёл ещё восемь операций иностранцам, с чем также не согласны адвокаты.
В Таразе реципиент из Израиля заразился ВИЧ после пересадки почки от инфицированного донора из Узбекистана. По версии следствия, Гани Куттымуратов и Роберт Шполинске скрыли от клиента факт заражения. Адвокаты Гани Куттымуратова отрицают этот факт.
По версии следствия, 10 таких же операций с участием Роберта Шполинске и Бермет Тайсаловой провели в городской клинической больнице №1 Шымкента. Пересадку делали главврач (в то время) Мади Бигалиев и его заместитель Абылай Донбай, который сейчас оказался на скамье подсудимых. Врачи должны были обеспечить беспрепятственную госпитализацию иностранцев, положительные решения этических комиссий, проведение операций. Защита Абылая Донбая не согласна с этой версией.
Читайте также: Главврача шымкентской больницы задержали по подозрению в незаконном изъятии органов
"Только 13 июля 2018 года Роберт Шполинске в качестве вознаграждения за проводимые незаконные операции в разовом порядке передал Абылаю Донбаю сумму в 50 тысяч долларов, которая под видом займа оформлена договором и удостоверена нотариусом", – говорится в материалах следствия, защита Абылая Донбая не согласна с обвинениями.
Свидетель: Врачи не хотели проводить операции иностранцам
Одним из свидетелей по делу проходит врач-гинеколог Сауле Колдыбаева. Когда MedLead начала сотрудничать с НЦОТ, она возглавляла отделение платной хирургии. Там тоже проводили операции иностранцам. По её словам, в июле 2017 года в отделение пришла глава отдела стратегии и развития международного сотрудничества Айгуль Сыздыкова.
"Она привела Бермет Тайсалову, чтобы показать, какое у нас отделение, какие палаты, чем оснащены, какой сервис, как оказывают платные медуслуги. Такое было часто. Приходили родственники, представители фирм, мы показывали палаты, прейскурант цен. В начале августа уже начали поступать пациенты (иностранцы. – Авт.). Когда их начали госпитализировать, я ушла в отпуск, к моему возвращению было прооперировано уже несколько пар", – рассказала на заседании суда врач.
За эти операции оплату в кассу клиники должны были вносить сами реципиенты. Однако это делали представители MedLead, в том числе Бермет Тайсалова и Роберт Шполинске. У Сауле Колдыбаевой возникли вопросы, она поняла, что фирма посредническая, однако никакого договора между ней и ННЦОТ на тот момент не было. На устные требования от юротдела составить договор никто не реагировал.
"Я написала служебное письмо, показала Гани Куттымуратову. Он согласился. Суть моего письма была в том, что с компанией MedLead нужно заключить посреднический договор. В ответ я получила отписку от юристов. Направила второе письмо, отметив, что, если договор не заключат, на медсовете я поставлю вопрос о приостановке трансплантации иностранцам. Мы с Гани Куттымуратовым всё согласовывали и отдавали на имя Наримана Табынбаева (глава ННЦОТ в тот момент. – Авт.)", – добавила Сауле Колдыбаева.
Договор составили только в ноябре 2017 после перехода ННЦОТ в состав UMC. Но Сауле Колдыбаеву продолжал беспокоить вопрос о том, почему представители компании вносят деньги в кассу за реципиентов.
"После соглашения они уже могли заходить в часы приёма, общаться с пациентами. Нам сказали, что компания MedLead оказывает услуги по медтуризму. Мы начали искать эту компанию в интернете, но не могли найти. Я спрашивала юристов, проверили ли они документы и лицензию. Мне сказали, что всё проверили", – сказала свидетельница.
Читайте также: Какие проблемы в трансплантологии вскрыло дело врача о незаконной пересадке органов
В начале 2018 года проведение операций иностранцам приостановили, в клинике начались проверки. В конце лета 2018 года в центр устроился хирург-трансплантолог Жаксылык Доскалиев – это бывший министр здравоохранения, осуждённый в 2011 году за коррупцию. В 2012 его помиловал Нурсултан Назарбаев. Жаксылыку Доскалиеву дали право работать на госслужбе.
Тогда же, в конце лета 2018 года, работа с иностранцами возобновилась. В UMC якобы появился документ, разрешающий вновь проводить операции иностранцам. Гани Куттымуратов уже не работал в клинике.
"И Мэлс Асыкпаев, и Саид Карим (врачи, проходящие свидетелями по делу. – Авт.) говорили, что не хотят проводить операции. Мы ввели в интернете имя и фамилию Роберта Шполинске на английском языке, информация о нём ужасала. Его уже привлекали за рубежом за такие дела. Мы написали служебное письмо и пошли к Ерлану Тайгулову (зампред правления UMC. – Авт.), сказали, что этого делать не будем (госпитализировать иностранцев. – Авт.). Ожидали другую реакцию, но он утверждал, что прошла проверка, ничего криминального не нашли", – рассказала врач.
Тем не менее после этого иностранцев перестали привозить в клинику.
Свидетель: Этические комиссии носили формальный характер
Этические комиссии до проведения операций рассматривали правовые отношения между донором и реципиентом, чтобы убедиться в родстве либо безвозмездной передаче органов. По версии следствия, заседания комиссий были формальными.
В 2017 году секретарём этической комиссии была Гульмира Мусинова. Она тоже дала показания в суде. По её словам, беседы в основном проводились только с донорами, потому что они понимали русский или казахский язык, будучи кыргызами, узбеками, украинцами. С реципиентами, которые в основном были из Израиля, беседы не проводились из-за языкового барьера или их тяжёлого состояния.
"Практически у всех были документы, подтверждающие родство. А если нет, то говорили, что это их гражданский долг – передать свой орган. Юрист спрашивал, работает ли донор, есть ли у него семья и кто её будет содержать, пока он будет на больничном. После ухода доноров были совещания, на которых принималось решение", – рассказала Гульмира Мусинова.
На вопрос, участвовали ли на заседаниях комиссии врачи Гани Куттымуратов, Мэлс Асыкпаев или Саид Карим, женщина ответила отрицательно, так же как и на вопрос о том, влиял ли Гани Куттымуратов на решение комиссии.
"Мы вас практически не видели, – отвечала свидетельница на вопрос Гани Куттымуратова. – Я с вами практически и не общалась. Вы уходили всегда, я точно знаю. Мы проводили заседания в ординаторской отделения трансплантологии. Да, иногда там были врачи, потому что это их рабочее место. Заводили в ординаторскую доноров доктора Мэлс Асыкпаев и Саид Карим".
Читайте также: Биртанов о деле арестованного трансплантолога: Операции проводили по закону
Женщина утверждает, что у неё не возникало сомнений в подлинности документов. Но констатирует, что и проверить их достоверность не было возможности. Она согласилась с версией следствия, что заседания этической комиссии носили формальный характер.
Судья удовлетворил ходатайство о закрытом заседании
После онлайн-заседания, на котором присутствовал корреспондент Informburo.kz, прокурор подал ходатайство, чтобы процесс сделали закрытым. Главный аргумент – материалы дела содержат медицинскую тайну: личные данные доноров и реципиентов.
Его поддержали адвокаты Бермет Тайсаловой и Абылая Донбая. Защита Гани Куттымуратова выступила за присутствие СМИ. Судья удовлетворил ходатайство прокурора.
"В отношении Гани Куттымуратова нет ни одного потерпевшего – ни от доноров, ни от реципиентов. Никому не причинён вред здоровью. Никому не причинён материальный ущерб. Мой подзащитный считает себя невиновным и вину не признаёт", – сказал после онлайн-заседания один из адвокатов Гани Куттымуратова Алдырза Куанышкереев.
Адвокат прокомментировал обвинение в заражении реципиента ВИЧ, эту статью вменяют именно Гани Куттымуратову.
"По материалам уголовного дела, он заражён ВИЧ, но нет заключения судмедэкспертизы, что реципиент заразился именно в результате трансплантации. Этот человек жив, никаких претензий по материалам уголовного дела не имеет", – сказал адвокат.
Защитники Бермет Тайсаловой и Абылая Донбая от комментариев отказались. Суд продолжится в закрытом режиме.