Прямой эфир Новости спорта

Дело Дениса Тена. Кто такая Толыбаева и почему не сыграла версия с заказным убийством

Charles Platiau
Charles Platiau
Почему суд не прислушался к версии о заказном убийстве, и справедливо ли наказание для Кудайбергенова? Вопросы, оставшиеся после приговора.

В Алматы завершился громкий судебный процесс по делу об убийстве фигуриста Дениса Тена. По 18 лет лишения свободы в колонии строго режима получили 24-летние Арман Кудайбергенов и Нуралы Киясов. На 4 года осуждена Жанар Толыбаева – за то, что не сообщила о преступлении в полицию. Informburo.kz рассказывает, какие вопросы остались после главного судебного разбирательства.

Заказное убийство – версия матери Дениса Тена

Мать погибшего спортсмена Оксана Тен считает, что Дениса убили по заказу, а следователи не до конца разобрались в деле. Каковы её аргументы?

  • Мадина Аманова, организатор открытия ресторана Hedonist, где Денис обедал перед гибелью, изменила показания на суде.
На следствии она говорила, что получила задание пригласить Дениса на открытие ресторана, а в суде сказала, что случайно встретила спортсмена и решила воспользоваться моментом.
  • Директор ресторана Hedonist Руслан Хайруллаев (одноклассник Дениса) неоднократно приглашал его к себе, но Денис согласился только в обед 19 июля.

В это время подсудимые (Кудайбергенов, Киясов и Толыбаева) в поисках подходящих автомобилей для снятия зеркал ехали в сторону микрорайона Аксай. Как только Хайруллаев получил согласие, троица резко изменила маршрут движения и приехала на Курмангазы – Байсеитовой, где ждали появления фигуриста.

"Смена маршрута доказывает их целенаправленный маршрут по направлению к местонахождению Дениса", – считает Оксана Тен. Сам Хайруллаев заявил, что искренне хотел угостить бывшего одноклассника и никак не мог предвидеть трагедии.

  • Между снятием двух зеркал был большой промежуток времени: Кудайбергенов снял второе зеркало спустя 10-15 минут после первого.
Подсудимые объяснили это многолюдностью улицы. Правда, камеры видеонаблюдения показывают, что прошло всего около 10 человек, а поток автомобилей шёл лишь 79 секунд.
  • Кудайбергенов вступил в словесную перепалку с Теном – это не типичное поведение для вора, считает Оксана Тен.
  • Кудайбергенов за что-то требовал 5000 долларов у скупщика зеркал после произошедшего. За что, не выяснили.
  • Толыбаева и некоторые свидетели имели общие контакты, с которыми они вместе общались незадолго до убийства.
  • Действия полицейских-свидетелей, по мнению Оксаны Тен, были похожи на прикрытие.

Пока Кудайбергенов не ударил Дениса в лицо ремнём, полицейские думали, что ребята просто играют. Инспекторы по делам несовершеннолетних должны были приступить к охране правопорядка на футбольном матче на Центральном стадионе, но поехали от Сайрана якобы за сэндвичем на Курмангазы – Назарбаева, хотя им было не по пути. Когда Дениса ранили, полицейский не вызвал "скорую", а побежал за преступниками, но не догнал их, а потом направил своих коллег не в ту сторону, куда бежали преступники.

Читайте также: Полицейский-свидетель убийства Дениса Тена дал показания в суде

Оксана Тен на суде указала, что опросила соседей Киясова, которые рассказали: его семья сейчас живёт намного лучше, чем раньше. Она отметила, что и Киясову, и Кудайбергенову трижды сходили с рук прежние преступления, что, по мнению Оксаны Тен, может указывать на влиятельных покровителей.

По данным детализации телефонных переговоров, троица не была прежде знакома и собралась впервые 16 июля, а звонить друг другу они начали только с 18 июля (хотя сами они утверждают, что знакомы несколько месяцев). Исследовались лишь номера, которые подсудимые указывали на следствии. Не исключено, что они могли общаться по другим номерам или по мессенджеру.

Если посчитать количество людей, которые, по словам матери Тена, вели себя странно, то их будет около 15 человек. Каким образом они все могли быть завязаны в одну схему, мать погибшего спортсмена не пояснила. Подсудимые настаивают, что они не то что не участвовали в заказном убийстве, но и в принципе убивать не хотели. Свидетели также заявляют о своей непричастности к трагедии.

Детали, на которые обратила внимание Оксана Тен в суде, могут представлять интерес, но в итоге ни каждая в отдельности, ни все в совокупности не являются неопровержимым доказательством заказного убийства. Наиболее интересная деталь – это звонки, которые поступали из Европы Жанар Толыбаевой. Оксана Тен заявила, что у Толыбаевой и Дениса Тена были одни и те же контакты за границей. Кто именно, она говорить отказалась, поэтому эта ниточка тоже частично обрывается. Но мы всё равно попытались её проследить.

Читайте также: На апелляции по делу Дениса Тена его мать выступила с новыми сведениями

Кто такая Жанар Толыбаева?

Если криминальная биография Кудайбергенова и Киясова запечатлелась в судебных архивах, то о Толыбаевой было известно мало. На фоне своих приятелей она бы не выделялась, если бы мать погибшего спортсмена не заявила, что Толыбаева могла быть мозгом этой компании. Мы поговорили с матерью Толыбаевой и бывшим начальником осуждённой, чтобы восполнить пробелы.

Читайте также: Мама Дениса Тена: Толыбаева играла в убийстве ключевую роль

23-летняя Жанар Толыбаева жила в селе Альжан-Ана Жамбылской области в большой семье из 12 человек. В последние два года работала учителем начальных классов в селе Кордай. Чтобы ездить на работу, купила в кредит машину, также приобрела старую модель iPhone. По словам матери, на летних каникулах 2017 года Толыбаева подрабатывала официанткой в Алматы и намеревалась делать это и минувшим летом: уехала в Алматы 15 июля.

"Она искала работу и квартиру. Мы разговаривали по телефону постоянно. 16-го она сообщила, что устроилась официанткой", – рассказала её мать Гулстан Ильясова.

На вопрос, ездила ли Жанар Толыбаева в апреле в Алматы (по показаниям подсудимых, 29 апреля она познакомилась с Кудайбергеновым), Гулстан Ильясова ответила:

"Она не ездила в Алматы в гости. Она же работает в школе, у неё не было свободного времени. Я не знаю, когда она познакомилась с Кудайбергеновым. Она же мне не рассказывает, с кем познакомилась. Я спросила у неё, какие звонки из-за границы ей поступали. Она сказала, что не получала никаких звонков".

О Жанар Толыбаевой согласилась рассказать и директор школы, где она училась, ныне аким села Альжан-Ана Карлыгаш Исагулова.

"Она была ударницей, поведение хорошее, опрятная. С классом была в хороших отношениях. Поступила в Таразский педуниверситет, пришла к нам в СШ №4 работать учителем начальных классов казахского отделения. К своим обязанностям относилась добросовестно, с коллегами тоже была в хороших отношениях. Я не знаю, владела ли она английским, были ли у неё и близкие подруги. Она вышла в отпуск, видимо, она уехала подрабатывать в Алматы, после этого я не видела её", – рассказала Карлыгаш Исагулова.

Карлыгаш Исагулова ничего подозрительного в поведении Жанар не замечала. Родители учеников не жаловались на неё. За короткое время работы учителем она получила I место в конкурсе "Лучший молодой специалист года". С работы она не отпрашивалась:

"Я была очень удивлена, что она попала в такую ситуацию. Она в конце июня где-то вышла в отпуск. У неё трёхгодовалый ребёнок, она в каникулярное время приводила сына, говорила, что ходит в садик".

О звонках из Европы. Оксана Тен обращала внимание на исходящие и входящие звонки на телефон Жанар Толыбаевой со странной периодичностью с номеров из Швейцарии и Англии. Они начались в апреле, а в июле участились. Сами номера Оксана Тен не назвала, ограничившись кодом +4. Но никто в суде не изучал тщательно детализацию. Матери спортсмена отказывали в ходатайстве об изучении этих телефонных переговоров.

Адвокат Амангельды Сариев, защищающий подсудимую, назвал в суде только один номер +4 (4778) 620-50-94.

Разбираемся. На форумах пользователей iPhone мы нашли жалобы людей на то, что смартфон порой произвольно отправляет платные сообщения, и с баланса снимаются деньги, как за SMS в Великобританию. Некоторые сообщают о звонках с этого номера. Как сказано в различных статьях на тематических сайтах, эта ситуация происходит на старых моделях телефонов для активации iMessage и Facetime, а иностранный номер принадлежит Apple. Возможно, разгадка странных звонков на телефон Толыбаевой именно в этом, а "контакт" Дениса, о котором упомянула мать спортсмена, это также Apple.

Однако остаются ещё звонки из Швейцарии – и вопрос о том, кто мог звонить из Швейцарии простой сельской учительнице? Ответа на этот вопрос следствие не дало.

Закономерен ли приговор Кудайбергенову?

Мы попросили юристов прокомментировать это обстоятельство, учитывая, что Кудайбергенов не наносил Денису удары ножом, но получил такое же наказание, как и Киясов, – 18 лет лишения свободы.

Судья Кеншилик Абельдинов, после того как зачитал резолютивную часть приговора, разъяснил, почему принял такое решение (смотрите видео с 10-й минуты).

Судья считает, что Кудайбергенов, после того как снял зеркало, убежал в сторону спортплощадки и там уже вместе с Киясовым они в группе лиц совершили преступление. По его словам, всё это доказывают показания самих подсудимых и материалы дела.

По мнению обвинения, вина Кудайбергенова в суде была полностью доказана. Он действовал единым умыслом с Киясовым.

"Кудайбергенов, сняв ремень с брюк, начинает бить его по лицу ремнём. В этот момент Киясов подошёл сзади, вытащив нож из рюкзака. У Киясова появляется мысль, убить человека с целью скрыть свои преступления. Арман Кудайбергенов держал Дениса Тена, а Нуралы Киясов нанёс два ножевых ранения по верхней части артерии правого бедра. Денис Тен скончался на месте от полученных ранений", – говорил на суде государственный обвинитель.

Читайте также: Путь рецидивиста. Подозреваемого в убийстве Дениса Тена прощали три раза

Адвокат Джохар Утебеков заявил, что, по его мнению, следователи в принципе неправильно квалифицировали действия подсудимых.

"Кудайбергенова посадили на 18 лет из-за общественного резонанса. Его и Киясова не должны были судить за убийство, потому что удары (ножом. – Авт.) в ногу, которые повлекли гибель человека, образуют состав статьи 106, часть 3, УК РК – "Умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью, повлёкшее смерть по неосторожности", а не состав убийства. Если бы не было общественного резонанса, то им вменили бы статью 106, и то только тому, кто нанёс удар, – Киясову. Это самый классический случай применения этой статьи: удар ножом, заточкой в бедро, ягодицы, когда страдает бедренная артерия. Я ни разу не слышал, чтобы при таких обстоятельствах привлекли за убийство", – сказал Джохар Утебеков.

Максимальный срок, предусмотренный статьёй 106, часть 3, УК РК составляет 12 лет лишения свободы.

Все материалы по делу об убийстве казахстанского фигуриста, призёра Олимпийских игр Дениса Тена, можно прочитать здесь.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров