С 2020 года автомобилям с газобаллонным оборудованием (ГБО) запретили въезд в закрытые паркинги рядом с общественными и жилыми зданиями. Меру ввели ради безопасности. Однако автовладельцы и бизнесмены заявили, что их права ущемлены.

Почему газобалонное оборудование опасно, сколько придётся заплатить за нарушение и почему МВД вспомнило об этом сейчас, рассказывает Informburo.kz.

Когда внесли поправки и почему

Постановление Правительства о запрете приняли 13 декабря 2019 года. 1 января 2020 года поправки вступили в силу. Теперь автомобилям на газе нельзя въезжать:

  • в паркинги торгово-развлекательных центров;
  • в парки бизнес-центров;
  • подземные автостоянки жилых комплексов.

Запрет связан с участившимися пожарами в автомобилях с ГБО. По данным Комитета по ЧС МВД, за последние три года:

  • автомобили на газе горели 374 раза;
  • погибло пять человек, в том числе два ребёнка;
  • пострадали 34 человека.

Причиной большей части пожаров назвали халатность предпринимателей, которые устанавливают ГБО на автомобили.

"По технике безопасности бак должен заполняться не более чем на 85%. В баллоне должно оставаться место. Но в ряде случаев бизнесмены это не соблюдают. 80% пожаров произошли из-за негерметичности (утечки газа) систем ГБО", – пояснил необходимость запрета глава КЧС МВД РК Владимир Беккер.


Читайте также: "374 пожара за пять лет". В МВД объяснили необходимость ограничений для автомобилей на газе


При въезде в паркинг из-за тепла газ начинает расширяться, именно поэтому в баке должен оставаться свободный объём. Однако зачастую при переоборудовании автомобилей клапаны избыточного давления снимают с системы. Ведь за полный бак оплата выше.

Запрет распространяется только на встроенные и пристроенные паркинги в торговых и бизнес-центрах, также на подземные крытые стоянки в жилых комплексах. В отдельно стоящих паркингах, в том числе многоуровневых, или боксах оставлять автомобили на газе можно.

В Правила дорожного движения внесли поправки о штрафе за нарушение – 5 МРП (13 255 тенге). В случае гибели от пожара или взрыва двух и более человек предусмотрено уголовное наказание – лишение свободы от 5 до 10 лет.

Как поправки отразились на бизнесе

Владельцы торговых компаний, автомобили которых работают на газе, заявили об убытках из-за запрета. В Алматы зарегистрировано около 120 закрытых парковок в ТРЦ и бизнес-центрах. Точное количество подземных стоянок в жилых комплексах неизвестно.

Компании, устанавливающие ГБО на автомобили, начали терять клиентов. Они также связывают это с запретом. Например, в январе 2020 года в крупнейшую компанию по переоборудованию автомобилей на газ – ТОО "ЭКО-Эксперт КЗ" обратилось всего пять клиентов. В 2019 году ежемесячно было не менее 25 заказов.

ТОО "Arena S", поставляющее товары в ТРЦ, вынуждено демонтировать ГБО со своих автомобилей.

"Предприниматели, занятые в этой сфере, несут убытки из-за оттока клиентов, что приведёт к снижению налогов в бюджет города. И это скажется на ухудшении экологии", – считает начальник отдела по снижению административных барьеров Палаты предпринимателей Алматы Бахыт Заиркан.

Законодатели не учли действующие законы и государственные программы по переводу транспорта на газ. В 2018 году Правительство утвердило план мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2019-2022 годы. Индикатор программы – перевод отечественного парка спецавто на газ: это скорая помощь, полиция, пожарные и другие.


Читайте также: Палата предпринимателей об ограничениях для машин на газе: Доходы бюджета снизятся, экология ухудшится


Запрет на парковку может сказаться на реализации стратегии развития Алматы – 2050. Для улучшения окружающей среды планировалось поддержать развитие экологических видов транспорта: электромобили, гибридные автомобили и на газе.

"Мы считаем, что уполномоченный орган при разработке новых правил отнёсся к своим обязанностям халатно. Отсутствует анализ действующих НПА, не приведён международный опыт по запрету парковки в паркингах для автомобилей с ГБО", – подчеркнул Бахыт Заиркан.

В других странах автомобилям на газе в основном запрещается заезжать в паркинги старых зданий с плохой вентиляцией. Но большинство казахстанских ТРЦ, бизнес-центров и ЖК построены недавно.

Сколько стоит переоборудовать автомобиль на газ

В Казахстане количество переоборудованного на газ автотранспорта растёт. Если в 2017 году было зарегистрировано 188 тысяч машин, то сейчас – 350 тысяч, в том числе общественный транспорт. В первую очередь это объясняется экономией. Газ в два раза дешевле бензина.

Установка ГБО стоит от 140 до 350 тысяч тенге. Цена зависит от объёма баллона (от 35 до 200 литров) и производителя систем. Установка занимает один-два дня.

Предприниматели, устанавливающие ГБО, не согласны с тем, что пожары в автомобилях происходят только из-за газа.

"Пожары происходят и из-за электропроводки: магнитофоны, дополнительные фары. Толщина бензобака – три миллиметра, а у газового – четыре-пять. Были случаи, когда баллон устанавливали под багажником, и в него врезалась другая машина. Баллон только сдвигался с места, даже краска на нём сохранялась", – рассказывает директор компании "ТехноГаз" Василий Бочкарёв.


Газовые баллоны установленные в багажник автомобиля

Газовые баллоны, установленные в багажник автомобиля / Фото Алмаза Толеке

"Где статистика взрывов газобаллонного оборудования? За последние шесть лет в Алматы не было ни одного доказанного случая взрыва по вине ГБО. Пожары, возможно, были. Но они случаются на любом транспорте", – говорит директор компании по установке газомоторного топлива Green Auto Service Ерлан Нурпеисов.

Ездить на газе выгодно только тем, кто проезжает от 100 км в сутки. Если меньше, то смысла в экономии и переоборудовании нет.


Читайте также: Ерлан Нурпеисов: Перевод дизельного двигателя на газ снижает выброс копоти в 10 раз


"Сжиженный газ в два раза дешевле и экологичнее, чем бензин. Экономия для владельца авто – 40%. В среднем система ГБО окупается от шести месяцев до полутора лет. Но она выгодна только тем, кто активно использует машину", – добавляет Василий Бочкарёв.

Минус ГБО в том, что баллон занимает место в багажнике. В остальном недостатков нет, говорят бизнесмены. На технические характеристики двигателя газ не влияет.

В Алматы около 40 фирм, занимающихся установкой ГБО в автомобили. При этом не все устанавливают качественное оборудование.


Установка ГБО

Установка ГБО / Фото Алмаза Толеке

"Кустарных переоборудований много, но и они стремятся делать качественно. С тем, что по технике безопасности в паркинге нельзя ставить авто на газе, я согласен. Были случаи, когда в паркингах моллов Esentai и Mega срабатывал аварийный клапан из-за температуры – это утечка. Но подземный паркинг запретили, а альтернативное место не дали", – говорит Василий Бочкарёв.

Для установки ГБО нужно разрешение на переоборудование от административной полиции. После установки в полиции проводят экспертизу машины, которая стоит 15-18 тысяч тенге. Затем в ЦОНе нужно зарегистрировать внесённые изменения в техпаспорт. Вся процедура занимает около двух дней.

Кто выдаёт сертификат на установку ГБО

Компаниям, занимающимся установкой ГБО, не нужен сертификат.

"В этой сфере нет контролирующего органа, системы технического обслуживания, разрешительной системы для фирм, занимающихся переоборудованием автомобилей. Кто угодно сейчас устанавливает ГБО", – прокомментировал поправки главный специалист управления снижения рисков бедствий и контроля в области гражданской защиты ДЧС Алматы Айдар Сырымбетов.

Но бизнесмены настаивают, что их товар соответствует требованиям Таможенного союза.

"Мы завозим оборудование согласно сертификации Таможенного союза. Также мы предоставляем сертификаты клиентам, чтобы они могли оформить документы в полиции на установку", – отметил Ерлан Нурпеисов.

Бизнесмены ссылаются на правила Единой европейской экономической комиссии ООН, в которых сказано, что всё оборудование, ввозимое в Казахстан, проходит таможенную очистку и сертификацию. Проще говоря, завезённый товар уже соответствует требованиям европейских норм. Если не соответствует – его не допускают на рынок. Сами компании получают аттестат на право установки и экспертизы.

"Но выпадает производственный контроль. Поэтому установка ГБО есть, но нет отслеживания. Давно об этом говорим, в том числе полиции. Никто на себя не хочет это брать", – сказал представитель газомоторной ассоциации Казахстана Ербол Токтаров.

По его мнению, контролем над соблюдением безопасного использования ГБО как опасного технического устройства должен заниматься Комитет по промышленной безопасности МИИР РК.

"Возможно, включилось бензиновое лобби"

Авторы запрета ссылаются на строительные нормы стоянок автомобилей, который разработали шесть лет назад.

"Постановление о запрете разрабатывалось согласно пояснительной записке, основанием которой является СНИП РК от 2014 года. Теперь возникает вопрос: раз СНИП разработан в 2014 году, а изменения вносятся в 2019 году, то почему уполномоченные органы не ввели эти правила в том же году? Не разобрались в проблеме? Просто есть стандарты и решили их применить?" – задаётся вопросом Бахыт Заиркан.

По мнению экономиста Сергея Смирнова, возможно, новую норму проллобировали.

"Возможно, включилось бензиновое лобби. Народ стал переходить на газ, и вытащили из дальнего ящика СНИП. Тогда надо было ещё в 2014 году вводить это при призыве переходить на газ, говорить, что есть такой СНИП. Но этого же не было", – отметил Сергей Смирнов.

Убытки понесут не только бизнесмены, но и владельцы автомобилей с ГБО.

"Это станет препятствием для газификации автомобилей. Владельцам теперь остаётся продавать либо место в паркинге, либо автомобиль. Когда был дефицит бензина, государство призывало переходить на газ. Теперь же меняют решения", – заключил Сергей Смирнов.


Читайте также: Владельцы авто из Армении и Кыргызстана требуют амнистии. Что не так с временной регистрацией?


Запрет может отразиться и на окружающей среде, особенно в Алматы, где экологическая ситуация и без того сложная. По данным НПП "Атамекен", ежегодно в мегаполисе выбрасывается свыше 122 тысяч тонн вредных веществ, 65% из которых приходится на транспорт.

"Экономия при переходе автобусов Алматы с дизеля на газ составит более 16 млрд тенге. Это повлечёт ежегодное сокращение потребления 400 тысяч тонн дизтоплива и сократит вредные выбросы в объёме 340 тысяч тонн, а также загрязняющих веществ в 1 млн тонн", – сказал Бахыт Заиркан.

Количество автомобилей с ГБО зависит от региона. В Алматы и Нур-Султане пока таких авто около 15-20%, в Актау и Актобе – 80%, потому что газ там дешевле.

Автомобили на газе будут отличать по знаку

Пока эксперты и бизнесмены просят обратить внимание на проблему, МВД разработало эскизы опознавательных знаков. Их будет два: для автомобиля с ГБО и на въезде в паркинг.

"Эскизы разработаны. Один из них – эскиз опознавательного знака на ветровом стекле автомобиля. Он должен быть установлен, чтобы визуально можно было определить такой автомобиль при въезде в паркинг. В случае переоборудования автотранспортного средства делают отметку в техпаспорте и необходимо также иметь опознавательный знак", – рассказал глава КЧС.

Эскизы направили на согласование в Комитет административной полиции МВД РК.

Предприниматели, признавая недобросовестность некоторых коллег, призывают внести изменения в постановление Правительства.


Читайте также: В Казахстане перевод транспорта на газ ограничивается призывами и декларациями


"На всех баллонах есть поплавок на 85% заполняемости. Но отдельные жадные бизнесмены их убирают. Надо вместе подумать, как с этим бороться", – предложила председатель Ассоциации поставщиков сжиженного газа Актобе Алтынай Муханова.

Пока же Палата предпринимателей Алматы, собрав аргументы и предложения предпринимателей, отправила обращения в Национальную палату предпринимателей в Нур-Султане. В обращении предлагается продумать вопросы контроля установки газомоторного оборудования и эксплуатации систем ГБО. Окончательный документ с предложениями отправят в Правительство.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter