Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил легализовать в Казахстане автомобили, ввезённые из стран Евразийского экономического союза. В течение февраля владельцы таких машин могут получить временную регистрацию. Для этого спецЦОНы с 1 февраля работают без выходных.

Однако автовладельцы не согласны с решением президента. В нескольких областях прошли стихийные акции протеста. Недовольные даже составили петицию премьер-министру Казахстана с требованием амнистировать уже ввезённые в Казахстан авто.

Рассказываем, почему автомобилисты отказываются от временной регистрации и есть ли альтернативные варианты.

Почему автовладельцы против временной регистрации

Житель Костаная Диас Нурмагамбетов купил Toyota Camry 2008 года выпуска в Армении в 2019 году. Покупка обошлась в 3,1 млн тенге. По словам мужчины, временная регистрация не решает проблему, а только отсрочивает её.

"Сбор за первичную регистрацию обойдётся мне в один миллион 325 тысяч тенге. Около 300 тысяч тенге стоит свидетельство техрегламента и кнопка SOS. Ещё надо учитывать пошлины за номер и техпаспорт. Выходит больше полутора миллиона тенге. Эти сборы сожрут половину стоимости моей машины", – рассказывает Диас Нурмагамбетов.


Диас

Диас Нурмагамбетов/ Фото из личного архива Диаса

На покупку Диас Нурмагамбетов копил деньги в течение четырёх лет. Сейчас машина оформлена на него и стоит на учёте в Армении. В Казахстане он не регистрировал автомобиль.

"В этом виновны правительства Армении, Кыргызстана, а также наши ведомства – Минфин и МВД, которые шесть лет допускали ввоз этих автомобилей. Они всячески закрывали на это глаза, а теперь выставляют крайними нас. Армения и Кыргызстан нарушили Договор о ЕАЭС, а именно статью 42, пункт 6. Эти страны должны были не допустить вывоз своих автомобилей. Казахстан должен обратиться в Минский суд ЕАЭС с иском к этим государствам за нарушение Договора о ЕАЭС", – считает Диас Нурмагамбетов.

Статья 42, пункт 6 Договора о Евразийском экономическом союзе:


"Государство, присоединившееся к Союзу, обязано обеспечить использование товаров, в отношении которых применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению с Единым таможенным тарифом ЕАЭС, только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров в другие государства-члены без доплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров".

С его слов, только в Костанайской области около 1 300 владельцев авто с иностранными номерами. Недавно они записали видеообращение к спикеру Сената Дариге Назарбаевой. Они просят помочь решить их вопрос.

Также автовладельцы отправили петицию в Парламент. Ожидается, что 7 февраля член совета сенаторов Сергей Жалыбин встретится с Даригой Назарбаевой и расскажет о петиции.

Чего требуют владельцы авто из стран ЕАЭС

Владельцы автомобилей, ввезённых из стран ЕАЭС, отстаивают своё право беспрепятственно перемещаться по Казахстану на транспорте с иностранными номерами.


Иллюстрация к петиции автовладельцев

Иллюстрация к петиции автовладельцев / Фото с сайта Pana-defenders.info

Под петицией, размещённой на сайте Pana-defenders.info, подписались более 5 319 автовладельцев (на момент публикации материала).

"Мы, граждане Республики Казахстан, попавшие в эту ситуацию по вине государственных контролирующих служб и по собственному недопониманию законности ввоза этих автомобилей, требуем компетентные органы амнистировать уже ввезённые автомобили и поставить их на постоянный учёт независимо от требований техрегламента без уплаты таможенных пошлин и сборов за первичную регистрацию", – говорится в тексте онлайн-петиции.

Авторы предлагают:

  • позволить им использовать эти авто до полного износа без регистрации на территории страны, признав их товаром Союза;
  • обязать автовладельцев выплатить разовый штраф в размере 100 000 тенге;
  • поставить автомобили на постоянный учёт;
  • позволить автомобилям из стран ЕАЭС находиться на территории Казахстана без каких-либо запретов или ограничений.

Как казахстанцы проходят временную регистрацию

Пока одни автовладельцы проводят митинги и пишут петиции в адрес государственных органов, другие начали регистрировать свои автомобили. Алматинец Владимир Баев первым в Казахстане получил номера нового образца.


Читайте также: Первое авто из стран ЕАЭС за полчаса зарегистрировали в Алматы


"Пришёл в автоЦОН для того, чтобы временно зарегистрировать свою машину, пригнанную из России. Поставил на временный учёт в Казахстане. В течение года теперь буду оплачивать утильсбор и окончательно регистрировать авто в нашей стране. Всё было довольно быстро, чётко. Всё сделали в течение 20-30 минут", – рассказал Владимир Баев.

В Уральске легализовал своё авто местный житель Ануар Шаймерденов. Временная регистрация ему обошлась в 8 706 тенге.


Ануар Шаймерденов устанавливает свой новый номер

Ануар Шаймерденов устанавливает свой новый номер / Фото предоставлено ДП ЗКО

"В течение года теперь буду оплачивать утильсбор и окончательно регистрировать авто в нашей стране", – рассказал Ануар Шаймарденов.

Другой житель Алматы Дулат Бекмухамбетов получил временную регистрацию на свой автомобиль Lada Largus Cross из России, оплатив 132 тысячи тенге. Теперь ему предстоит заплатить около 1 млн тенге в течение года за утильсбор.

"Очень неприятная процедура, такие большие деньги приходится платить за все эти сборы. Мне кажется, можно было всё это сделать более мягче для своих граждан, сделать эти сборы ниже. Не могу сказать, что рад, что прошёл временную регистрацию. Просто регистрация теперь для нас всех обязательна, ничего с этим поделать невозможно", – рассказал Дулат Бекмухамбетов.

В МВД РК ожидают, что количество желающих провести временную регистрацию своих автомобилей только возрастёт. Для этого спецЦОНы работать будут весь февраль без выходных.

Армения признала нарушение Договора о ЕАЭС

Вице-премьер Армении Мгер Григорян в интервью Newsarmenia признал, что автомобили с армянскими номерами должны были продаваться только гражданам Армении.

"Проблема заключается в том, что если льгота распространяется на одну страну, то она должна касаться только граждан этой страны. В противном случае это становится таможенным регламентом ЕАЭС. Мы продолжим обсуждение этой проблемы с Казахстаном. Эта проблема также является следствием отсутствия единой цифровой системы ЕАЭС, над чем мы работаем сейчас", – сказал Мгер Григорян.


Читайте также: 78 автомобилей ввёз в Казахстан из Армении житель Алматинской области


Авторы Telegram-канала Finance.kz посчитали, что казахстанская казна могла недополучить около 300 млрд тенге.

Член правления Союза независимого автобизнеса Максат Мирманов согласен, что цифровая система ЕАЭС могла бы помочь контролировать ситуацию с машинами, находящимися на иностранном учёте.

"Если бы был механизм, позволяющий фиксировать все нарушения ПДД и штрафы по всему ЕАЭС, то и проблемы такой сейчас бы не было. Но ведь такую систему ещё надо создать и интегрировать, что намного сложнее на практике. Такой проект невозможно реализовать очень быстро", – считает Максат Мирманов.

Казахстанцы приобретали в Армении машины двумя способами:

  • получали прописку и вид на жительство в Армении, что позволяло им при покупке машины оформлять её на себя;
  • ездили на авто по доверенности (таких случаев меньше).

Почему амнистия – не вариант

Председатель Союза автомобилистов Казахстана Эдуард Эдоков считает, что любая альтернатива временной регистрации может вызвать недовольство со стороны основной части населения.

"Все эти годы многие казахстанцы приобретали автомобили из-за рубежа, соблюдая законный порядок оформления автомобиля. Законопослушные граждане проходили все процедуры, платили таможенные пошлины, НДС, первичную регистрацию, утильсбор. И если сделать амнистию владельцам авто из Армении и Кыргызстана, то тогда будут ущемлены права остальных казахстанцев, честно оплачивавших все сборы", – говорит Эдуард Эдоков.


Читайте также: Растаможка и регистрация авто с иностранными номерами в Казахстане. Всё, что нужно знать


По мнению президента ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсена Шакуова, временная регистрация – лучший компромисс.

"Любой казахстанец обязан в течение 10 дней пройти оформление купленного за границей автомобиля. Все обязаны оплачивать сборы и пошлины. Но власти и так пошли на огромные уступки владельцам авто из стран ЕАЭС. Теперь у них целый год, чтобы всё оплатить и зарегистрировать. Больше ни у кого нет таких поблажек", – говорит Арсен Шакуов.

Альтернативное решение проблемы предлагает юрист Айдар Масатбаев.

"Надо предоставить два варианта: либо пусть платят как положено все сборы и пошлины в течение года, либо увеличить для них ставку налога на авто. Тем самым через три-четыре года они выплатят эти пошлины и будут постоянно в казну приносить ещё деньги после этого. Высокий налог будет бессрочным до того момента, пока машина находится на учёте в Казахстане. Государство даже получит прибыль от них", – предлагает Айдар Масатбаев.

По словам начальника управления административной полиции Алматы Жандоса Мураталиева, отсутствие регистрации автомобилей с иностранными номерами позволяло автомобилистам нарушать ПДД, не платить штрафы и не проходить техосмотр.

По статистике МВД РК в 2019 году:

  • на территории страны находились 170 000 автомобилей, зарегистрированных в странах ЕАЭС;
  • 1 800 из них стали причиной ДТП;
  • в этих авариях погибли 132 человека;
  • камеры фиксации выявили более 90 тысяч нарушений на сумму свыше 1,1 млрд тенге.

Основные виды нарушений – это превышение скоростного режима и несоблюдение требований знаков и разметки.

Точное количество авто, ввезённое в Казахстан из стран ЕАЭС, неизвестно. МВД, называя цифру 170 тысяч, считает те машины, которые пересекли границу Казахстана. За рулём мог быть как гражданин нашей страны, так и иностранный турист или транзитный водитель.

Известно лишь, что некоторые ввозили по несколько десятков машин, зарегистрированных на себя. Например, житель Алматинской области ввёз 78 авто, два жителя Атырауской области – по 40.

Большинство автомобилей, владельцы которых ввезли пять и более машин, пригнали в следующие регионы:

  • в Атыраускую область – 2300 автомобилей;
  • в Мангистаускую область – 468;
  • в Актюбинскую область – 391;
  • в Алматинскую область – 170;
  • в Туркестанскую область – 146.

То есть только на 475 человек приходится 4 152 машины. Автовладельцев, которые подписались под петицией премьер-министру, насчитывается свыше 5 тысяч человек.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter