Прямой эфир Новости спорта

В S&P назвали главные риски для экономики Казахстана

Карен Варапетов / Фото Standard & Poor's
Карен Варапетов / Фото Standard & Poor's
Переход всего мира к "зелёной" энергетике не лучшим образом отразится на экономике Казахстана.

Казахстан быстро восстанавливается после коронакризиса. Однако ускоренная декарбонизация мировой экономики несёт риски для Казахстана. Такое мнение высказал ведущий аналитик по странам Центральной и Восточной Европы и стран СНГ Карен Вартапетов в ходе ежегодной конференции S&P Global Ratings – Республика Казахстан. 

Восстановление экономики после коронакризиса эксперты напрямую связывают с темпами вакцинации и ослаблениями карантинных ограничений. И для Казахстана здесь присутствуют риски. 

"Несмотря на то что на постсоветском пространстве Казахстан является одним из лидеров по вакцинации, масштабы и темпы отстают от развитых и некоторых развивающихся стран. Вакцинация ограничивается не столько дефицитом вакцины, сколько нежеланием части населения вакцинироваться", – отметил Вартапетов. 

При этом он напомнил, что в развитых странах для ускорения темпов вакцинации применяются административные и экономические стимулы. 

Эксперт подчеркнул, что бюджет страны "обладает запасом прочности, в том числе и благодаря Национальному фонду", однако "в случае ослабления нефтяной конъюнктуры правительство может столкнуться с более жёсткими бюджетными ограничениями". 


Читайте также:


S&P повысило свои прогнозы по цене на нефть марки Brent. В четвёртом квартале 2021 года аналитики ожидают, что средняя стоимость составит 75 долларов за баррель, в 2022 году – 65 долларов за баррель. 

"Такие благоприятные внешние условия позитивно скажутся на казахстанской экономике. Основными факторами роста, помимо благоприятной внешней конъюнктуры, станут ослабление карантинных ограничений, рост реальных доходов населения, продолжающийся фискальный стимул и смягчение ограничений на добычу нефти в рамках ОПЕК+", – заметил Вартапетов. 

При этом, поскольку восстановление и в недобывающих секторах носит достаточно быстрый характер, это "позволит ВВП Казахстана вернуться на предпандемийный уровень уже в этом году". 

По прогнозу S&P, рост ВВП Казахстана в 2021 году составит 3,5%. В 2022 году он дойдет до уровня 3,6%, что поддержит ослабление ограничений по добыче нефти, а в 2023 рост экономики до прогнозных 3,9% "будет связан, в том числе, с расширением на месторождении Тенгиз". 

Также S&P повысили свой прогноз по инфляции в Казахстане. В среднесрочной перспективе они ожидают её снижения до уровня целевого коридора Национального банка – в среднем 5%, однако в текущем году, по прогнозам, инфляция составит 8,7%, в 2022 году – 7%. 

"Более долгосрочный риск (экономического развития) связан с мерами развитых стран по декарбонизации экономики и ускоренному энергопереходу. Достижение углеродной нейтральности в развитых странах может привести к сильному падению спроса на нефть. Ряд аналитиков говорит о падении этого спроса в разы", – подчеркнул Вартапетов. 

Он напомнил, что Всемирный банк провёл исследование по декарбонизации. Согласно выводам экспертов, "Казахстан относится к группе стран наименее подготовленных к сценарию ускоренной декарбонизации мировой экономики". 

"Речь идёт не только о высокой доли нефти в экспорте, но и о невысокой адаптивности экономики к этим возможным рискам. Это связано не только с высокой себестоимостью добычи нефти, но и с институциональными факторами, такими как наукоёмкость экономики, качество инфраструктуры, человеческого капитала и так далее", – отметил аналитик. 

Согласно прогнозу социально-экономического развития до 2026 года, при базовом сценарии среднегодовой рост ВВП в ближайшие пять лет составит 4,8%. В 2022 году реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,9%, с ускорением в 2026 году до 5,2%. 


Читайте также:


 

Новости партнеров