Накануне в интернете появился документ, судя по которому дорогостоящего жирафа из зоопарка Алматы обменяли на змей и птиц из Ташкентского зверинца. Общественники подняли шум: по их подсчётам, жираф стоит не менее 40 тыс. долларов, что никак не равноценно уткам и кобрам, пусть даже из "заграничного" Узбекистана.
"Хотелось бы отметить, что документ на животных, который гуляет в интернете, нужно правильно расценивать. Нас обвиняли, что мы приравняли своего жирафа к тысяче долларов, а кобра в смете и вовсе стоит пять долларов. Объясню: данная методика практикуется между всеми зоопарками мира для снижения номинальной суммы, чтобы снизить налоговые ставки и облегчить обмен между двумя зоопарками. То есть кобра не может стоить пять долларов, а журавль - 10. СМИ написали, что жираф стоит чуть ли не 40 тысяч долларов, хотя его реальная стоимость – 15. На эти 15 тысяч долларов мы выменяли у Ташкентского зоопарка агаму, бойгу зелёную, туканов, белоголовых аистов, бакланов, чаек, джейранов, ибисов, ланей и пятнистых оленей. Всего 42 особи 19 видов были получены нами за одного жирафа", – говорит пресс-секретарь зоопарка Алматы Тохтар Алиев.
Алматинский зоопарк от такого обмена только выиграл, уверен Тохтар Алиев. Если бакланов, чаек и ланей можно найти и в Казахстане, то журавли и джейраны занесены в Красную книгу по всему миру. Среднеазиатская кобра вообще стала для зоопарка долгожданным приобретением. Ведь эта змея является очень ценной. Поэтому требования к перевозке животных из Ташкента в Алматы были суровыми.
"Нас обвинили, что животных везли из Ташкента в неподобающих условиях. Во-первых, скажу, что международных правил перевозки животных не существует. Каждое животное должно быть просто в своём вольере, они должны быть ограждены друг от друга. По дороге умер один тукан, зоопарк Алматы за это ответственности не несёт, поскольку пока животные не въедут на территорию нашего зоопарка, они находятся на балансе питомника Ташкента. Они нам по договору эту потерю возместят, уже обязались это сделать", – говорит собеседник.
В зоопарке уже выявили круг сотрудников, которые незаконно предают огласке документы, предназначенные для внутреннего пользования. Служба безопасности также установила сотрудников, которые отравили жирафа Мелмана. Эти люди ещё работают в зоопарке, но после обнародования результатов экспертизы их привлекут к ответственности по закону.
"Если экспертиза официально покажет факт отравления, а в этом мы уверены на 90%, то мы пишем заявление в полицию. Пусть начинают досудебное расследование по факту отравления животного. Нами уже установлены эти вредители, они до сих пор работают в зоопарке. Примем меры, как только наступит время", – пояснил пресс-секретарь зоопарка Алматы.
11 октября в зоопарке Алматы умер единственный гепард по кличке Чита. Как выяснилось, животное действительно три года болело панлейкопенией – вирусным заболеванием с лихорадкой и поражением ЖКТ, обезвоживанием организма и поражением сердечно-сосудистой системы.
"Ранее от этого же вируса скончался ещё один гепард. Чита была носителем вируса, и ветеринары все три года поддерживали её иммунную систему. После смерти Читы вольер пустует, в нём провели дезинфекцию, а других кошачьих поместили под пристальный надзор специалистов. На данный момент все кошки здоровы, Чита с ними не контактировала, так что поводов для переживаний нет. У нас болеет тигрица Рада, она сейчас в боксе у ветеринаров, у неё своё питание и уход", – подытожил Алиев.
5 октября в алматинском зоопарке по неизвестной причине умер жираф Мелман. Смерть жирафа начала обрастать шокирующими слухами. В соцсетях появилась информация о том, что он сломал шею, когда его грузили в клетку. В зоопарке эту информацию опровергли.
Мелман был братом недавно родившегося в зоопарке жирафёнка Максима. Он родился и вырос в алматинском зоопарке.
8 мая тигрица Куралай, за чьей судьбой, без преувеличения, следила вся страна, умерла в зоопарке Алматы.
Животное безуспешно пытались вылечить с 2015 года.