Прямой эфир Новости спорта

80 км/ч на Аль-Фараби: как алматинцев убеждали, что надо менять скоростной режим

Фото Алмаза Толеке
Фото Алмаза Толеке
Рассказываем, как акимы при желании могут оправдать любое решение, апеллируя к общественным интересам и опираясь на одни и те же данные статистики.

27 августа в Алматы начал действовать новый старый скоростной режим на трёх магистралях: проспекте Аль-Фараби, Восточной объездной автодороге и улице Саина. Акимат принял решение вернуть ранее действовавшие 80 км/ч из-за многочисленных обращений водителей. Ограничение в 60 км/ч ввели относительно недавно – семь месяцев назад при прежнем градоначальнике Бауыржане Байбеке.

Informburo.kz вспоминает, какие аргументы приводили чиновники и полицейские до реформы скоростного режима и после. Изменилась ли ситуация на дорогах? И почему с приходом новой команды в городе трансформируется стратегия развития.

Какие аргументы приводила команда Байбека за снижение скоростного режима

7 декабря 2018 года аким Алматы Бауыржан Байбек сообщил, что на Аль-Фараби, ВОАД и Саина будут снижать скоростной режим. Официально его ввели 15 января 2019 года (прошло больше месяца после заявления акима). Вот что говорила тогда команда Байбека:

  • Аким Алматы Бауыржан Байбек (2015-2019 годы). В декабре 2018 года градоначальник впервые выступил с инициативой изменения скоростного режима. Он говорил, что снижение всего на 20 км/ч позволит спасти десятки жизней. После внедрения, в феврале 2019-го, Байбек рассказал о первых итогах: "После снижения скорости количество аварий снизилось в 2,7 раза, и это говорит об абсолютной правильности выбранного пути. Сегодня едут в одном темпе, не газуют, не тормозят, выхлопа меньше, намного быстрее едут. Кто хочет погонять – пожалуйста, езжайте за город, трасса Капшагай очень удобная, есть и другие трассы".
  • Заместитель акима Алматы Ерлан Аукенов (2018-2019 годы) опубликовал пост в Facebook, в котором привёл статданные: большая часть ДТП со смертельным исходом происходит на дорогах с повышенным скоростным режимом. "Повышение скорости увеличивает вероятность ДТП и тяжесть последствий. 5%-ное увеличение средней скорости движения приводит примерно к 10%-ному увеличению числа ДТП, заканчивающихся травмами, и 20%-ному увеличению числа смертельных исходов. У пешеходов есть 90% шанс выжить в ДТП при скорости автомобиля 30 км/ч или ниже, однако шанс пережить последствия наезда составляет менее 50% при скорости машины 45 км/ч или выше", – писал он.
  • Официальный представитель департамента полиции Алматы Салтанат Азирбек тоже оперировала статистикой: каждые три дня на дорогах Алматы погибает один человек. "Мировой опыт подтверждает, что снижение средней скорости – один из самых эффективных способов снизить смертность на дорогах. По данным ВОЗ, средняя скорость, увеличенная лишь на 5%, способствует росту ДТП с травматичным исходом на 10%, на 20% – с летальным. Снижение скорости на Аль-Фараби увеличит время в пути не более чем на две минуты. Если эти две минуты способны спасти хоть одну жизнь, значит, меры по снижению скорости более чем обоснованы", – говорила она.

  • Муниципальный телеканал "Алматы" выпускал в эфир различные программы и сюжеты о необходимости введения ограничения скоростного режима. Журналисты приводили слова экспертов и урбанистов, которые говорили о том, как снижение скорости положительно влияет на безопасность.

По данным телеканала "Алматы" на Аль-Фараби с момента введения скоростного режима 80 км/ч выросла смертность на 20%

По данным телеканала "Алматы" на Аль-Фараби с момента введения скоростного режима 80 км/ч выросла смертность на 20% / Кадр телеканала "Алматы"


Суд признал законным введение 60 км/ч

Юрист Амир Бегдесенов подал в суд на акимат с требованием признать незаконным решение о снижении скорости и вернуть 80 км/ч. В иске он указывал, что госорганы заботятся лишь о снижении смертности среди пешеходов. На самом деле введение 60 км/ч может привести к увеличению количества несмертельных ДТП, негативно отразится на экологической обстановке и здоровье населения.

Редакция informburo.kz провела свой эксперимент: 60 км/ч на Аль-Фараби: насколько обосновано решение акимата

Суд изучил предоставленный полицией и юристом анализ ДТП и пришёл к выводу, что основные причины аварий – нарушение правил маневрирования и скоростного режима.

"Позиция стороны заявителя основана лишь на предположениях, доказательств не представлено", – посчитала апелляционная коллегия Алматинского городского суда.

Амир Бегдесенов проиграл суд.

Какие доводы приводила команда Сагинтаева за возврат скоростного режима

19 августа 2019 года акимат Алматы уже под руководством Бакытжана Сагинтаева заявил о возврате скоростного режима в 80 км/ч на Аль-Фараби и ВОАД. Новые правила начали действовать через неделю – 27 августа. Старый скоростной режим вернули и на улице Саина. Вот что говорила команда Сагинтаева:

  • Муниципальный телеканал "Алматы" спустя почти месяц после назначения акимом южной столицы Бакытжана Сагинтаева начал выпускать сюжеты о необходимости возвращения прежнего скоростного режима на Аль-Фараби и ВОАД. Первый выпуск был 24 июля: интервью с членом правления Союза независимого автобизнеса Максатом Мирмановым. 27 июля телеканал выпустил сюжет о влиянии на экологию снижения скорости с мнением председателя Независимого автомобильного союза Эдуарда Эдокова и блиц-опросом горожан.
  • Председатель Общественного совета Алматы Рахман Алшанов на пресс-конференции привёл доводы в пользу возврата скоростного режима:
  1. По генплану Аль-Фараби – скоростная трасса, расчётная скорость 80 км/ч.
  2. Возврат скоростного режима обсудили на заседании Общественного совета и поддержали решение.
  3. По данным председателя Независимого автомобильного союза Эдуарда Эдокова, причинами ДТП являются: незнание ПДД, техсостояние автомобиля, состояние инфраструктуры и водителей, скоростной режим на последних местах.
  4. Количество ДТП не уменьшилось.
  5. Убытки бизнеса из-за увеличения времени в пути.
  6. Экологический вред из-за низкой скорости транспорта.
  • Полиция и пресс-служба акима Алматы приводили аргументы в пользу повышения скоростного режима:
  1. Высокий спрос на возврат скоростного режима до 80 км/ч (от горожан поступило 800 обращений).
  2. Обращение со стороны Общественного совета, внёсшего предложение по возврату скоростного режима.
  3. Мнения о негативном эффекте снижения скорости для экологии, экономики и безопасности.
  4. По ВОАД показатели количества ДТП остались на прежнем уровне;
  5. Улучшение культуры вождения водителей, которые стали меньше нарушать ПДД.
  6. Установка камер "Сергек".
  7. Медленная скорость транспорта, соответственно, много времени тратится в пути.
  • Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев написал в своём аккаунте в Instagram: "Вернули скоростной режим 80 км/ч на основных транзитных магистралях города – проспекте Аль-Фараби и ВОАД. Решающим фактором явились рекомендации Общественного совета Алматы и обращения горожан. Дополнительно примем меры по обеспечению безопасности и снижению смертности на дорогах города".

Бакытжан Сагинтаев: "Никто не собирается повально всё уничтожать"

Разговоры о повальной отмене действующих норм в Алматы – чепуха и стремление к хайпу, заявил глава мегаполиса Бакытжан Сагинтаев на встрече с жителями Медеуского района 27 августа.

Он отметил, что в соцсетях неверно интерпретируют решения акимата. Появляются слухи по поводу отмены БРТ на Тимирязева, пересмотра концепции улицы Панфилова, возвращения заборов, ликвидации полос для транспорта на улицах города.

"Ко мне подходят некоторые журналисты, обращаются в социальных сетях. Хочу сказать, что всё это чепуха. Никто не собирается повально закрывать, отменять и уничтожать. Те, кто запускает такие слухи, просто хайпуют", – подчеркнул Бакытжан Сагинтаев.

По его словам, приоритетом развития мегаполиса является поддержка малого и среднего бизнеса.

Почему снизилось количество смертельных ДТП?

По данным начальника управления административной полиции ДП Алматы Жандоса Мураталиева, за 7 месяцев прошлого года на Аль-Фараби произошло 4 ДТП со смертельным исходом, в этом году – одно.

"Количество мелких ДТП стабильное, как раньше. По пострадавшим и погибшим снижение есть. По ВОАД 100%-ное снижение по погибшим. Количество ДТП без пострадавших не изменилось", – сообщил Жандос Мураталиев.

Средняя же скорость потока на Аль-Фараби составляет около 30-40 км/ч, то есть разогнаться до 80 км/ч не получится при желании.

"С 6 утра до 9-10 вечера почти невозможно разогнаться. Мы провели расчёт транспорта по этим улицам. 150 тысяч транспорта в сутки двигается. При такой загруженности можно где-то с 11 ночи до 6 утра гонять. У нас ДТП в основном в ночное время происходит", – добавил Мураталиев.

По данным пресс-службы акима Алматы, первостепенные причины смертности на дорогах:

  • неосвещённость улиц;
  • недостаточное количество светофоров, пешеходных переходов, искусственных неровностей для принудительного снижения скорости;
  • недостаточное покрытие камерами безопасности дорожного движения города.

Экономист, бывший советник председателя Национального банка РК Айдархан Кусаинов считает, что снижение показателей ДТП объясняется возросшей дисциплиной водителей, продиктованной увеличением количества видеофиксаторов и улучшением администрирования штрафов.

"В 2019 году ДТП меньше не из-за снижения максимальной скорости, а из-за более чёткого соблюдения правил ПДД вследствие роста количества камер. Число ДТП снижает не "красная тряпочка", а пост дорожной полиции, находящийся неподалёку. Аргументы сторонников снижения скорости до 60 км/ч с самого начала для меня были сомнительными, а теперь их несостоятельность в данном конкретном случае доказана экспериментально. Проверенное не нуждается в аргументации по факту того, что оно уже есть и проверено", – считает он (подробнее читайте здесь).

Эксперты, как общество, разделились на тех, кто за и кто против

Политолог Досым Сатпаев считает, что в последнее время политтехнологии часто превалируют над серьёзной политикой, реализацией каких-то проектов.

"Особенность политтехнологии – это здесь и сейчас набрать очки, в первую очередь по мелочам попытаться завоевать любовь народа. Это делается без широкого обсуждения, без попыток проанализировать ошибки, которые, возможно, были сделаны предыдущим руководством. Либо наоборот – плюсы, которые были сделаны в результате введения снижения скорости", – сказал он.

По его словам, проблема заключается в отсутствии выборности акимов.

"Мы видим эту любовь стрелять по воробьям. Здесь попахивает популизмом. Они (чиновники. – Авт.) всеми силами хотят завоевать некий авторитет в обществе. Это намного легче, чем разрабатывать намного рутинные программы социально-экономического развития. Эта стрельба по воробьям подчёркивает порочную систему, когда новая метла по-новому метёт. Это характерно для всех уровней госуправления, будь то позиция премьер-министра, министров или акимов разных уровней", – заметил Досым Сатпаев.

Он напомнил, что ни один аким Алматы не решил проблемы с экологией и сейсмоустойчивостью города.

"Мы видим, что преемственности не существует. Они (чиновники. – Авт.) должны показать, что они лучше и всё, что делалось до этого, было неправильно. Затем продемонстрировать Акорде, которая их назначила, что они что-то делают. И эта имитация деятельности им более важна, чем анализ работы предшественника. Все хотят показать, что только они могут что-то изменить в лучшую сторону, только они знают правильную стратегию. Самое главное не горожан убедить в этом, а Акорду. Эта игра тупиковая. Люди ждут не популизм, а эффективную менеджерскую работу", – заключил Сатпаев.

Консультант проекта Urban Forum Kazakhstan и политолог Адиль Нурмаков напомнил, что раньше акимат имел чётко обозначенный ориентир в развитии города.

"Реальное наследие политика заключается не в том, что сделано за время его нахождения в должности, а в том, насколько достижения будут устойчивы в перспективе. Грубо говоря, сделать несколько образцовых улиц или выработать алгоритм, который потом станет инструментом преобразования любой другой улицы. Задачу сложно реализовать при отсутствии преемственности", – сказал он.

Как и Бауыржан Байбек, Бакытжан Сагинтаев пришёл в момент выработки долгосрочной программы развития – на этот раз до 2050 года. Пока нет никакого экспертного и общегородского диалога о будущем крупнейшего города.

"Новый аким Алматы хочет себя реабилитировать (22 февраля 2019 года Нурсултан Назарбаев отправил в отставку Правительство Сагинтаева. – Авт.), но пока что выбраны не очень эффективные методы довольно примитивного популизма, ситуативность вместо системности. Никакой устойчивости в том, чтобы всякий раз следовать "пожеланиям общественности" нет", – добавил он.

Специалист по коммуникациям, PR-менеджер Асель Тынышбекова предполагает, что причина негативной реакции общественности, которая позволяет многим называть нового акима популистом, в процессе принятия решений. И то, как они преподносятся горожанам.

"Множество обращений", "общественное давление" – такие формулировки называют водой: в них нет фактов, цифр, данных. Можно было бы сделать неплохой кейс для имиджа нового акима – собрать круглый стол, пригласить международных экспертов, презентовать и проанализировать цифры по ДТП с участием общественности. Пусть бы процесс занял какое-то время, но алматинцы бы увидели, что решение взвешенно, обдумано и основано на здравых аргументах, что была дискуссия. Чиновники хотят быстрых побед и народной любви, но "кабинетные" методы уже не работают. Жаль, что государственные пресс-службы этого не понимают", – считает она.

Финансовый консультант Расул Рысмамбетов отметил, что нововведения предыдущего акима не являлись 100%-ным благом для МСБ, а также часть реформ вносили затруднение в передвижение транспорта.

"Мегаполис – это территория экспериментов, потому что рынок постоянно меняется. Придя на пост, Сагинтаев своими действиями по дорогам просто отреагировал на тот поток жалоб, которые поступали на действия акимата в предыдущие годы. Не раскрою секрета, если скажу, что у прежней команды были свои информационные партнёры и союзники. Отсюда и острая негативная реакция с их стороны. Лично я за то, чтобы на все жалобы граждан была адекватная реакция акимата. Вне зависимости кто сидит в акимате, все чиновники обязаны помнить, что они представляют власти Казахстана", – сказал он.

Независимый консультант по коммуникациям Аида Досаева считает, что решение о снижении скорости было принято не для пиара.

"Хотя решение об изменении скоростного режима было неожиданным, но это не вопрос номер один для улучшения жизни горожан, как, например, водоснабжение или обеспечение электричеством, экологическая ситуация. Возможно, что это было пожелание части горожан, которое было озвучено во время встреч, а этот вопрос можно решить быстро и без больших затрат", – допустила Аида Досаева.

Поделиться:

Новости партнеров