Внедрение маркировки не приведёт к существенному удорожанию молока, заверяют в Минэкономики

Сами производители считают, что из-за внедрения маркировки стоимость литра молока вырастет до 600 тенге.

В центре развития цифровой экономики прокомментировали опасения производителей молока, которые предупредили о возможном сильном удорожании молочных продуктов из-за введения обязательной маркировки. По данным Комитета статистики Министерства нацэконономики РК, максимальное удорожание молочной продукции после внедрения цифровой маркировки не превысит 1,76%.

Аргументы министерства. Об отсутствии существенного удорожания свидетельствует опыт России и Беларуси, которые уже внедрили маркировку на "молочку", отметили в ведомстве.

Управляющий директор центра развития цифровой экономики Нуржан Баекеев подчеркнул, что за последние пять лет среднегодовой темп роста стоимости молочной продукции без маркировки составлял от 6 до 13%. Это говорит о постоянной тенденции роста, а внедрение маркировки и прослеживаемости товаров не окажет ощутимого влияния на конечную стоимость молочной продукции.

При этом со стороны государства для производителей обещают предусмотреть меры господдержки, которые позволят обеспечить компенсацию от 50 до 80% затрат на маркировочное оборудование.

Снизить расходы производителей в 2,5-4 раза позволит нанесение кодов маркировки на потребительские упаковки через типографию, в этом случае нет необходимости устанавливать маркировочное оборудование. Такая возможность сократит капитальные затраты производителей и минимизирует риски замедления производственных линий.

Зачем нужна маркировка. Сообщается, что теневой оборот на рынке молочной продукции в Казахстане составляет 13%. По сведениям Молочного союза, 33% продукции реализуется при стихийной торговле, без сертификатов соответствия, проверки на антибиотики и бактерии.

Отмечается, что внедрение цифровой маркировки позволит защитить потребителя от просроченного товара, станет невозможным подделать срок годности: все сведения о товаре будут защищены кодом Data Matrix.

В настоящее время в Казахстане реализуется пилотный проект по цифровой маркировке молочной продукции. Компаниям-участникам бесплатно предоставили специальное оборудование для нанесения кода на продукцию.

"Благодаря цифровой маркировке появится возможность анализировать и планировать, дистрибьюторы смогут вовремя пополнять полки прилавков, при этом не рискуя их переполнением. Также в перспективе ожидается снижение производственного брака и возврата скоропортящегося товара. Все эти инициативы должны привести к сокращению производственных издержек и в конечном счёте – расходов производителей", – сказал Нуржан Баекеев.

Опасения производителей молока. Сами производители ранее заявили, что из-за внедрения маркировки стоимость литра молока вырастет до 600 тенге, так как в стоимость продукции войдёт 40-50% дополнительной накрутки.

"Сейчас со стороны производителей молочной продукции наблюдаются некоторые опасения, связанные с маркировкой. И это понятно, так бывает при любом нововведении. Поэтому мы предварительно проводим анализ рынка, перед началом пилотного проекта мы произвели расчёты возможных затрат бизнеса на маркировку продукции. Так, удорожание молочной продукции в связи с маркировкой не превысит 1,76%, так как затраты на оборудование на одну линию составят от 0,5 до 9,2 млн тенге. Доля затрат на оборудование в конечной цене продукта обычно составляет всего от 0,06 до 0,15%", – отметил управляющий директор центра развития цифровой экономики Нуржан Баекеев.


Читайте также:


В Казахстане уже введена обязательная цифровая маркировка табачной продукции и меховых изделий. 1 ноября 2021 года будет введена обязательная цифровая маркировка обуви. Также в РК завершился пилотный проект по маркировке лекарственных препаратов, на данный момент реализуются "пилоты" по алкогольной продукции, товарам лёгкой промышленности, упакованной воды и безалкогольных напитков.

Новости партнеров