Чтобы защитить казахстанские аэропорты от разорения, им позволят самостоятельно решать, сколько денег брать с авиаперевозчиков за взлёты и посадки, а также за обеспечение авиационной безопасности. Об этом 12 мая заявил председатель КРЭМ Министерства национальной экономики РК Серик Жумангарин.
"С 1 января 2017 года регулируемые услуги в аэропортах будут либерализованы, и на смену ценовому регулированию придёт антимонопольное, то есть по жалобам потребителей будем выходить и наказывать. А с 1 июля мы планируем дорегулировать услуги по международным авиалиниям", - сказал Серик Жумагарин.
Подобная мера позволит воздушным гаваням модернизировать инфраструктуру и снизить нагрузку на внутренние авиарейсы. На сегодняшний день, по словам Жумагарина, все аэропорты в РК убыточные. Исключения составляют только Алматы и Астана.
"Пассажиропоток редко превышает 300 тысяч, - сказал Серик Жумагарин. - Соответственно, аэропорты жёстко зарегулированы, регулируемых услуг - 13, и еще 4 услуги - в естественных монополиях".
Либерализация тарифов касается только аэропортов, работающих в международных направлениях. Для внутриказахстанских рейсов всё останется по-прежнему.
Informburo.kz поинтересовался мнением о новшестве у руководителей казахстанских аэропортов, а также антимонопольщиков и авиаперевозчиков.
Президент АО "Международный аэропорт Алматы" Айбол Бекмухамбетов считает верным то, что аэропортам хотят дать свободу в установке тарифов. Сам он на убытки не жалуется, но искренне радуется за коллег.
фото Informburo.kz Айбол Бекмухамбетов |
"Проблема назрела давно. С 2004 года тарифы не меняются, - говорит Айбол Бекмухамбетов. - Министр же говорил: если в Алматы и Астане ещё ситуация более или менее, то с остальными очень нехорошая ситуация. Они не могли повышать тарифы на свои услуги, в которые входят: тариф на взлёт-посадку, обслуживание, заправку ГСМ, нужно наполнить ёмкость на 25 тысяч кубов. Российские авиакомпании летят к нам, им это в два раза дешевле, чем нам в Москву слетать и там обслуживаться за доллары. Мы поддерживаем решение министра, и все аэропорты, думаю, поддержат". |
Председатель правления карагандинского аэропорта "Сары-Арка" Владимир Безродный считает: то, что новые тарифы будут распространяться именно на международные перелёты – это правильно. Ведь из-за изменения курса долларов казахстанские авиаперевозчики оказались в невыгодных условиях. Также он не думает, что авиакомпании сильно повысят цены на билеты в связи с новыми затратами.
Фото с сайта e.karaganda Владимир Безродный |
"Это была большая проблема, - говорит Владимир Безродный. - Тарифы не соответствуют затратам аэропорта по обслуживанию пассажиров. Нет методик расчёта, поэтому в тариф не входит очень много статей. Все тарифы в итоге затратные. Конечно, изменения касаются только международных рейсов, но ни в коем случае не внутренних. Я бы не сказал, что в связи с тем, что аэропорты будут сами регулировать эти тарифы, они сильно увеличатся. Мы не конечный аэропорт. Кто будет к нам летать, если мы сильно увеличим тарифы? Стоимость авиабилетов лишь на 7-9 процентов состоит из этих затрат. Это в первую очередь коснётся зарубежных перевозчиков. Что касается наших, то они немножко не в равных условиях по сравнению с ними. Курс доллара вырос год назад. А тарифы утверждены в тенге. Для казахстанских перевозчиков в тенге всё выросло, а для зарубежных стало дешевле. Но я не думаю, что в условиях такой жёсткой конкуренции как у нас, здесь будут сильно повышать тарифы". |
Генеральный директор аэропорта города Уральск Хайретдин Раскалиев хотел бы располагать большей информацией о нововведении.
Фото с сайта uralskweek.kz Хайретдин Раскалиев |
"Было просто озвучено, что это коснётся международных рейсов, а какие именно тарифы затронет, не уточняется, - говорит Хайретдин Раскалиев. - Тарифы у всех разные. У нас одни, в Алматы другие. Как именно это может нас затронуть, пока неясно". |
Главный эксперт комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Жанна Сисембаева считает, что новая мера поможет нашим аэропортам конкурировать на международном уровне.
Фото из социальных сетей Жанна Сисембаева |
"У всех субъектов рынка на ЕАЭС должны быть равные условия, - говорит Жанна Сисембаева. - Допустим, мы регулируем их, а где-то они не регулируются. Зарубежные перевозчики могут быстрее принимать решения о каких-то скидках, маркетинговых ходах. А наши не могут этого делать, им приходится ждать, пока им утвердят все эти решения. Другая проблема – аэропортам нужны деньги. Им нужно проводить модернизацию, иметь дополнительные деньги, чтобы вкладываться в свое дальнейшее развитие и конкурировать с теми же аэропортами в приграничных районах России. Бывают такие ситуации, что самолёты летят к ним, а не к нам. Мы хотим, чтобы аэропорты жили". |
Руководитель пресс-службы авиакомпании SCAT Виктория Ульянова считает, что самое главное здесь – чтобы новые тарифы никоим образом не коснулись казахстанских авиаперевозчиков.
Фото со страницы Виктории Ульяновой в Facebook Виктория Ульянова |
"Мы считаем, что вопрос о дорегулировании тарифов на аэропортовые услуги может рассматриваться в отношении иностранных авиаперевозчиков и не должен касаться тарифов для казахстанских авиакомпаний, - говорит Виктория Ульянова. - В результате у аэропортов появится возможность устанавливать тарифы для иностранных перевозчиков в валюте, что позволит им не терять прибыль в условиях инфляции, но при этом не отразится на ценообразовании международных перевозок казахстанских авиакомпаний". |
В феврале 2016 года было объявлено о том, что 132 конкурента алматинского аэропорта в период кризиса понесли убытки.
Между тем, ещё в прошлом году Президент Казахстана в ходе расширенного заседания Правительства в Акорде сообщил о том, что есть желающие построить новый аэропорт в Алматы. Ожидается, что новый аэропорт сможет обслужить до 40 миллионов пассажиров в год. По подсчётам, его строительство займет порядка 10 лет.
Председатель президиума Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Тимур Кулибаев назвал подобное решение нерациональным и слишком затратным.