Прямой эфир Новости спорта

Расширенное заседание правительства с участием президента. Текстовая трансляция

Заседание было посвящено итогам социально-экономического развития страны за первое полугодие.

В Нур-Султане прошло расширенное заседание правительства с участием президента РК Касым-Жомарта Токаева. На заседании подвели итоги социально-экономического развития страны за первое полугодие. Informburo.kz ведёт текстовую трансляцию заседания.


12.00 – Расширенное заседание правительства завершилось.

11.58 – Токаев: В целом качество работы правительства можно оценить как среднее. В нынешний период расслабляться нельзя. Необходимо максимально увеличить скорость работы. Следует использовать новые, свежие методы. Правительство должно быть основным государственным институтом, предлагающим и реализующим реальные реформы, а не просто оперативным штабом, быстро реагирующим.

В Казахстане много экономистов и предпринимателей, высокообразованных и талантливых. Но можно сказать, что конкретных предложений у них мало, если они вообще есть. К осени, вероятно, придётся принимать кадровые решения. Понятно, что это очень необходимо в случае особого кризиса.

11.56 – Токаев: В целом эту отрасль надо комплексно возрождать. Следует внедрить международные принципы FIDIC. Его используют более ста стран. Эта система позволит эффективно управлять дорожной отраслью, рационально использовать бюджетные средства и снизить риск коррупции на всех уровнях.

Многие против такой системы. Здесь нужна твёрдая позиция министра и соответствующего вице-премьера. Вообще по этому вопросу надо создать специальную комиссию, включить в неё членов правительства, Администрации президента, представителей правоохранительных органов, депутатов. В течение полугода необходимо подготовить и доложить мне предложения, направленные на исправление всех недостатков, включая коррупцию и лазейки.

11.54 – Токаев: Следующий вопрос связан с дорожной отраслью. Пришло время радикальной реформы в этой отрасли. В настоящее время в стране есть два основных оператора, которые следят за состоянием дорог и предоставляют услуги. Честно говоря, они оба выполняют одну и ту же работу, и количество рабочих больше, чем необходимо. Тем не менее обоснованных нареканий со стороны граждан не становится меньше. Поручаю правительству объединить "КазАвтоЖол" и "Казахавтодор" и создать единую дорожную компанию Казахстана. В результате количество сотрудников будет сокращено.

11.53 – Токаев: С текущего года бизнесу возмещается 10% от стоимости объекта, подъезды к ним строятся за счёт бюджета. Введено субсидирование затрат на содержание санитарных узлов.  Для бизнеса созданы все условия, теперь акимам на местах необходимо организовать качественную работу.

11.52 – Токаев: Ещё одним актуальным вопросом является организация современного сервиса на дороге. Сейчас таких объектов в стране 1600. Только 68% из них соответствуют национальному стандарту. Ситуация в Туркестанской, Карагандинской и Мангистауской областях, очень важных с точки зрения транзита, очень плохая.

11.51 – Токаев: Ещё один важный вопрос – проведение конкурса по госзакупкам. С 2019 года в автодорожной отрасли заключены госконтракты на сумму 1,5 трлн тенге. 40% конкурсов выиграли иностранные компании. Мы поддерживаем наших зарубежных партнёров. Рынок для них всегда открыт. Но наши отечественные компании не принимают активного участия. Правительство должно создать конкурентную среду для местных предприятий. Некоторым крупным компаниям не хватает трудовых и материальных ресурсов. Тем не менее, они выигрывают тендер и передают работу подрядчику. Такая ситуация повторяется каждый год. Есть даже сообщения о том, что 100% работ было передано другому подрядчику.

11.50 – Токаев: В Казахстане есть всё необходимые материалы для строительства дорог. Однако потенциал отечественного производства используется не полностью. Его даже можно назвать рукотворным дефицитом. Например, в стране есть три завода по производству битума. Тем не менее, существует нехватка 200 000 тонн битума.

Когда строительство идёт полным ходом, его цена увеличивается в три раза, то есть с 90 000 до 250 000 тенге за тонну. Поручаю правительству тщательно дифференцировать процесс производства и потребления ресурсов, необходимых для дорожного строительства. Исходя из этого, необходимо открывать новые предприятия по производству строительных материалов. А существующие объекты должны быть модернизированы.

11.48 – Токаев: Шестое. Развитие дорожной инфраструктуры. Неделю назад мы провели специальное совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала страны. Сегодня я хотел бы остановиться на проблемах в области дорожной инфраструктуры. В этом году будет отремонтировано более 11 тысяч километров дорог. На это было выделено более 600 млрд тенге. Не затягивайте с ремонтом. Необходимо строго контролировать ход проектов. Особое внимание следует уделить качеству дороги. Ни для кого не секрет, что дороги в стране плохие, а в дорожно-строительной отрасли процветает коррупция.

11.47 – Токаев: Нельзя забывать и об имеющемся дефиците энергомощностей. Согласно планам энергобаланса, в этом году мы должны были ввести более одного гигаватт мощностей. Однако, реализация ряда проектов отложена. В текущем году будет введено только 31% от планировавшихся мощностей (347 МВт).  В условиях энергодефицита такие темпы неприемлемы. Надеюсь, в правительстве понимают это. Недостаточными темпами идёт и усиление электрической сети Южной и Западной зон единой энергосистемы страны.  В настоящее время работы по Западной зоне завершены только на 10%. Необходимо принять все меры для своевременной реализации проектов. От этого зависит энергетическая безопасность Казахстана.

11.46 – Токаев: Крайне важно обеспечить поддержку социально уязвимых слоев населения. Правительству необходимо перейти на проактивный формат социальной поддержки, сделав её более адресной. Социальную карту семьи необходимо довести до ума, чтобы она, наконец, стала реальностью. Первоначальная концепция проекта неоднократно менялась из-за участия в ее разработке нескольких ведомств. Поручаю правительству до конца года запустить цифровую карту семьи и внедрить социальный кошелек.

11.45 – Токаев: Ключевую роль в экономическом и социальном благополучии Казахстана играет газовая отрасль. За счёт введения новых промышленных объектов и газификации страны потребление газа на внутреннем рынке ежегодно увеличивается. За последние 10 лет объёмы потребления газа на внутреннем рынке выросли более чем в два раза – с 9 до 19 млрд м3.  Дефицит газа в стране прогнозируется уже в следующем году. При этом нужно понимать, что переориентация газа с экспортного на внутренний рынок – вынужденный шаг, который ведёт к потере валютной выручки и ухудшению торгового баланса. Поэтому для решения данной проблемы необходимы системные меры, в том числе по увеличению ресурсной базы и переработки газа.

Только нарастив добычу и переработку газа, государство сможет получать экспортную прибыль и в полной мере обеспечивать внутренние нужды. Поэтому для новых проектов по добыче газа следует проработать фискальные преференции. Правительство также должно чётко распределить функции между соответствующими национальными компаниями. Мы были вынуждены до конца текущего года продлить ценовое регулирование на розничную реализацию сжиженного нефтяного газа. Однако, искусственное сдерживание цен в будущем может привести к дефициту. Это закон рынка. Поэтому правительству необходимо принять меры по запуску торгов, не допустив при этом ценовых перекосов.

11.44 – Токаев: По оценкам экспертов, осенью в стране может возникнуть дефицит дизельного топлива. Эта ситуация складывается из года в год, и всякий раз во время уборочных работ. Основной аргумент правительства – вымывание топлива с нашего рынка транзитным транспортом и жителями приграничных регионов соседних стран. Но проблема несколько глубже – существуют организованные, налаженные годами схемы по вывозу отечественных нефтепродуктов в близлежащие государства. АФМ нужно разобраться с этим вопросом. Представьте мне информацию, кто конкретно этим занимается. Затем примем окончательное решение. Также поручаю правительству, Агентству по защите конкуренции выработать дифференцированные цены на нефтепродукты для транзитного транспорта и по периметру границы. Это снизит ценовой диспаритет с соседними странами и не отразится на ценах для наших граждан.

11.43 Токаев: Эффективность национальных компаний – это по-прежнему серьёзная проблема.

Сохраняется большой объём административных расходов в национальных и квазигосударственных компаниях. Это недоработка руководства "Самрук-Казыны". Многое сделано, но дел ещё непочатый край. Нужно пересмотреть базовые нормативы положенности для обеспечения нормального функционирования фонда. Сохраняет свою актуальность задача перезагрузки его деятельности. Вместо выстраивания эффективной операционной среды и корпоративного управления "Самрук-Казыны" по-прежнему напрямую вмешивается в операционную и закупочную деятельность, кадровую политику портфельных компаний. О каком корпоративном управлении, каком IPO можно говорить в данном случае? Я поручаю АСПИР совместно с правительством и фондом подготовить конкретные предложения по дальнейшей реформе квазигосударственного сектора.

11.42 – Токаев: Пятое. Обеспечение энергетической безопасности. Несмотря на проведённую модернизацию отечественных НПЗ, в стране ежегодно возникает дефицит нефтепродуктов. По моему поручению проведена проверка деятельности их деятельности. Так, за 2020-2021 годы зафиксировано 410 фактов внепланового простоя (на Атырауском НПЗ – 372, Павлодарском – 14 и Шымкентском – 24). Текущая процессинговая схема переработки нефти позволяла неэффективным посредникам получать основную долю доходов, тогда как заводы оставались недофинансированными. Было принято решение перейти на комбинированную схему, которая предусматривает осуществление маркетинга нефтепродуктов нефтедобывающими компаниями и самими НПЗ. Это позволит им увеличить доходы, которые можно направить на модернизацию производства и повышение заработных плат.

11.40 Токаев: В целом, цифровизация идёт медленно, на мой взгляд, неудовлетворительно. Я поручал улучшить работу национального холдинга "Зерде", который подвергся критике Счётного комитета. Премьер-министру как куратору цифровизации следует обратить особое внимание на этот вопрос.   Неэффективная политика сохраняется и в сфере недропользования. По моему поручению проводится масштабная ревизия неиспользуемых месторождений с дальнейшей их передачей добросовестным инвесторам. Но результаты пока не впечатляют. Имеются также многочисленные факты незаконной добычи ископаемых и действия контрактов с истекшими сроками.

11.39 – Токаев: Я объявляю министру экологии выговор за то, что затеяли волокиту и дискуссии вокруг дальнейшей судьбы популяции сайгаков. Зачем это всё выводить на такой уровень общественного обсуждения? Нужно профессионально подойти к этому вопросу с учётом менталитета нашей нации. Действительно, сайгаки являются для казахов священным животным, а вводится предложение о том, чтобы изъять из природного ландшафта 80 тысяч сайгаков, то есть убить их. Но ведь есть и другие методы. Посоветуйтесь со специалистами, это ведь крайняя мера", – сказал Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства. 

11.38 – Токаев: У нас есть планы по стимулированию инвестиций в разработку недр. Важная задача – обеспечить прозрачность и эффективность работы геологической отрасли страны. Мы много говорим об этом, даже создали отдельное министерство. Однако, отсутствие прозрачности и кулуарное принятие решений по сей день сдерживают развитие отрасли – обогащаются люди, имеющие доступ к геологической информации. Подковерную раздачу участков различным фаворитам и дельцам допустить нельзя. Правительство уже несколько лет обещает создать оцифрованный банк данных минеральных ресурсов с открытой геологической информацией. Средства были выделены, но эта важнейшая задача до сих пор не исполнена и забалтывается под разными предлогами. В лучшем случае речь идёт о непрофессионализме, в худшем – о преднамеренном саботаже. И то, и другое чревато серьёзными последствиями для исполнителей.

11.37 – Токаев: Четвёртое: поддержка реального сектора экономики  Мы являемся свидетелями глобальной борьбы за инвестиционный капитал. Каждая вторая из почти 1 400 крупных зарубежных компаний приостановила деятельность или полностью ушла с российского рынка.

Правительству следует создать благоприятные условия для их релокации в Казахстан. Это даст нам хорошие возможности для наращивания производства товаров средних и верхних переделов. Я поручал правительству подготовить пул инвестиционных проектов в сфере обрабатывающей промышленности и отработать его с потенциальными инвесторами. Данная работа все ещё ведётся в режиме совещаний и встреч. В части конкретных результатов пока мало чем можно похвастаться. Новых проектов по существу нет.  Ещё раз подчеркиваю – проекты, прежде всего, реализуются в регионах, на местах. Поэтому спрос за их привлечение и доведение до конечного результата с акимов будет такой же, как с министерств.

11.35 – Токаев: Начата работа по противодействию незаконной концентрации экономических ресурсов и возврату незаконно полученного имущества. Были созданы соответствующие комиссии, активность которых в последнее время заметно снизилась. Следует более оперативно принимать меры, направленные на демонополизацию товарных рынков и возврат капитала. Вместе с тем необходимо исключить любые перегибы и злоупотребления по отношению к добросовестному бизнесу. А такие факты у нас имеются – на местах то и дело продолжается давление на предпринимателей. Если так будет продолжаться, примем жёсткие меры в отношении самих сотрудников правоохранительных органов.

11.34  – Токаев: Новая налогово-бюджетная политика должна максимально децентрализовать финансово-экономические функции центра в пользу регионов. На местный уровень можно передать значительное количество статей доходов и расходов, ужесточив при этом спрос за их реализацию. Только в этом случае повысится роль и ответственность местных властей за конечный результат.  Мною уже давались конкретные поручения по совершенствованию бюджетного планирования, межбюджетных отношений, системы оценки. Однако, результат минимальный. Мои претензии адресуются Минфину. Поручаю АСПИР совместно с регионами и экспертным сообществом подготовить пакет практических реформ по всем вышеуказанным приоритетам. Реформы должны в полной мере удовлетворять интересы граждан и бизнеса.

11.33 Токаев: По данным Всемирной организации здравоохранения, число зараженных коронавирусом растёт. За последние две недели число пациентов увеличилось на 30%. Ситуация осложнилась и в нашей стране. Алматы может вновь войти в "красную" зону. Основная причина –несоблюдение жителями и врачами мер безопасности. Необходимо усилить работу МВК. Также стоит активизировать кампанию ревакцинации. В этой работе не должно быть преувеличений. Необходимо учитывать интересы малого и среднего бизнеса.

11.32 – Токаев: Несмотря на то, что объём средств, выделяемых на медицину, увеличился, накопленные здесь проблемы не решаются. Система ОСМС оказалась неэффективной, реального результата нет. Около трёх миллионов человек остались вне медицинской страховки. Из-за этого они не могут полноценно пользоваться услугами здравоохранения.

Правительству совместно с Агентством по стратегическому планированию и реформам необходимо подготовить предложения по совершенствованию системы медицинского страхования. Следующий актуальный вопрос – цифровизация системы здравоохранения. Эта работа идёт очень медленно. В целом, нынешний уровень цифровизации не облегчает работу врачей .В сфере здравоохранения функционирует более 40 информационных систем. Каждая система имеет свои недостатки. Министерство, однако, избегает ответственности и не принимает конкретных решений. А последствия привлекут врачи и граждане. Правительство должно немедленно решить эту проблему.

11.31 – Токаев: Одной из главных задач правительства является сохранение здоровья матери и ребёнка. К сожалению, младенческая смертность увеличилась. Материнская смертность также растёт. Я дал поручение проверить состояние перинатальной службы. По итогам проверки должны были быть приняты соответствующие меры. Но вся работа остановилась на уровне аудита. Большинство современных родильных домов не соответствуют международным стандартам, поэтому необходимо принять срочные меры и решить эту проблему. В целом, если говорить о здравоохранении, то здесь много проблемных вопросов. В Казахстане очень высокий показатель смертности от хронических заболеваний. Особенно по сравнению со странами – членами Организации экономического сотрудничества и развития, ситуация у нас очень плохая.

11.28 – Токаев: Следующий вопрос – дополнительное образование. Это инициатива для развития способностей подрастающего поколения. На дополнительное спортивное и творческое образование были выделены средства по государственному заказу. Этот шаг увеличил количество детей, посещающих кружки и секции, до 70%. Я считаю, что это было стратегически правильное решение. Однако в год запуска проекта допущен ряд недочётов. То есть были ошибки, связанные с финансовым вопросом и работой соответствующего портала "Артспорт". Начались перерасходы средств, мошенничество, откровенное хищение. Родители отдавали своих детей сразу в несколько кружков. К сожалению, такие злоупотребления ущемляют права других детей. Необходимо исправить все недостатки и продолжить это благое начинание.

Акиматы и маслихаты обеспокоены тем, что бюджетных средств, выделяемых на дополнительное образование, может не хватить. Средства, вложенные в образование, должны стать главными инвестициями для государства. Это очень важный вопрос. В конечном счёте, единственный путь развития – это сфера знаний. Поэтому от этого точно никто не проиграет. Правительство и акимы должны совместно с общественностью совершенствовать проект.

11.27 – Токаев: Остановлюсь ещё на одной проблеме. Есть факты избиения детей в частных детских садах.

В 2011 году мы прекратили работу детских садов по лицензии. Государство решительно пошло на этот шаг. Ведь надо было максимально охватить детей дошкольного возраста детским садом. При этом важно было использовать потенциал частного сектора. В результате более 88% детей в возрасте от двух до шести лет охвачены дошкольным образованием. Теперь пришло время повысить качество обслуживания. Правительство должно тщательно рассмотреть этот вопрос. Повторное введение порядка лицензирования – это, прежде всего, мера, необходимая обществу, а не государству. Ведь главная цель – обеспечить безопасность детей.

11.24 – Токаев: Сфера образования играет ключевую роль в развитии человеческого капитала. Мы недавно разделили Министерство образования и науки на два министерства. Этот шаг был необходим для решения накопившихся проблем. Уверен, что правительство и главы новых министерств приложат усилия для динамичного развития отечественной сферы образования и науки.

Я объявил этот год Годом детей. Но настораживает тот факт, что в последние годы в стенах школы стало больше насилия. Более того, в 65% полностью оборудованных школ, то есть в 3000 школ, система видеонаблюдения не соответствует требованиям, а иногда и не работает вообще. В целом по стране снизилось количество детских и подростковых суицидов. Тем не менее, таких случаев в Алматинской, Жамбылской, Костанайской и Мангистауской областях становится всё больше. Необходим комплексный план по защите детей от насилия, профилактике суицидов, обеспечению прав каждого ребёнка.

11.23 – Токаев: Сейчас самое время сосредоточиться на трудоустройстве молодёжи. Ежегодно на рынок труда выходит около 300 тысяч молодых людей. В стране создаются условия для саморазвития подрастающего поколения. Но, несмотря на конкретные меры, проблема занятости молодежи остается не до конца решённой. В некоторых регионах уровень молодёжной безработицы значительно выше, чем в среднем по стране. Особенно в городах Нур-Султан, Алматы, Алматинской, Карагандинской, Северо – Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. Правительство и акимы областей должны уделить этому вопросу особое внимание. По окончании года подведём соответствующие итоги.

11.22 – Токаев: Поручаю правительству разработать новые подходы к мобилизации внутренних экономических ресурсов. При этом необходимо кардинально пересмотреть программу переселения населения в другие регионы. Мы полностью поддерживаем соотечественников, вернувшихся на историческую родину. Но нельзя ограничиваться только Мангистауским регионом. Возможно заселение в другие области, в том числе в регионы с развитым производством. Мы готовы создать необходимые условия. В настоящее время в регионах, странах и даже на континентах происходит миграция рабочей силы. Это стало закономерным явлением. К этому процессу должны привыкнуть и наши граждане. Граждане соседних стран хорошо приспособились к этой ситуации. Мы хотим, чтобы наши соотечественники работали во всех сферах, в том числе на государственной службе. Надеюсь, они внесут свой вклад в создание нового Казахстана.

11.20 – Токаев: По мере увеличения численности населения должны создаваться постоянные рабочие места. Но в Мангистауской области этот вопрос не учтён. Здесь складывается сложная ситуация из-за неправильно проведённой миграционной политики. Хотя количество жителей увеличилось, социальная инфраструктура не была построена. Рабочие места не открывались. Качество жизни снизилось. Люди требуют, чтобы "КазМунайГаз" устроил их на работу, предоставил высокую заработную плату.

Откровенно говоря, большинство месторождений в Жанаозене истощаются. Эта ситуация всем известна. За последние 15 лет добыча нефти в этом регионе сократилась на 30%. Тем не менее, численность работников увеличилась на 50%. Фонд оплаты труда увеличился в 10 раз. Один из трёх самых высокооплачиваемых регионов – это Мангистау. В частности, Жанаозен лидирует по самому высокому уровню средней заработной платы. Правительство приняло специальный план развития Жанаозена. Из республиканского бюджета выделяются значительные средства, снижаются налоги. Такие прямые меры поддержки создаются за счёт других областей страны. Не всем удаётся найти работу в нефтегазовой отрасли. Мы должны сказать это открыто.

11.19 – Токаев: Принята программа повышения доходов населения. Но его польза для населения незначительна. Прежде всего, должна быть проведена эффективная работа на местах. Акимы должны ежегодно создавать 100 новых рабочих мест на каждые 10 тысяч жителей. Насколько я знаю, конкретного результата в этом направлении нет.

Ещё раз предупреждаю. Оценивая работу руководителей регионов, мы придаем большое значение этому показателю. Создание рабочих мест напрямую влияет на социальное положение людей. От этого зависит и устойчивое развитие экономики. Поэтому правительству совместно с акимами необходимо проанализировать, как эта задача выполняется.

11.18 – Токаев: Второе. Повышение доходов граждан и развитие человеческого капитала.В последние годы доходы населения постепенно росли. В прошлом году этот рост составил около 5%. Однако доходы населения в Алматинской, Атырауской, Кызылординской, Мангистауской и Туркестанской областях не достигают среднереспубликанского уровня. Этот показатель также ниже в Алматы и Шымкенте. А в Кызылординской области доходы населения даже снизились. В мае текущего года показатель реальных доходов граждан составил минус 2,9%.Такого падения не было давно.

11.16 – Токаев: Нужно помочь бизнесу обновить оборудование, а также комплексно стимулировать агронауку. Производительность и урожайность в решающей степени зависят от соблюдения агротехнологий. В нашей стране фермеры вносят только четверть необходимого объёма удобрений. Это связано с их дороговизной. Наш рынок удобрений критически зависит от импорта и нескольких отечественных производителей. Вдобавок, недавняя проверка выявила факты завышения цен для отечественных аграриев.

11.15 – Токаев: Ранее по моему поручению был разработан план обеспечения продовольственной безопасности на среднесрочный период. Но вместо конкретного алгоритма действий в этом Плане мы видим только набор благих устремлений. Есть опасность его неисполнения. Нужно дополнительно рассмотреть актуальный вопрос массового обновления парка сельхозтехники. Важно задействовать все возможные источники финансирования. Поручаю внедрить механизм льготного кредитования с целью приобретения отечественной сельхозтехники за счёт средств Оператора РОП.

Без развитого агропромышленного комплекса невозможно говорить об обеспечении продовольственной безопасности. Это аксиома. Урожайность растениеводства значительно отстает от мировых. Обеспеченность собственными семенами составляет всего 51%. По таким позициям, как картофель и сахарная свекла, этот показатель не превышает и 10%. Мы сильно зависимы от импортных семян. Правительству следует развивать первичное семеноводство на базе опытных хозяйств.

11.14 – Токаев: Из ранее введенных семи сахарных заводов сегодня действуют только четыре (в Алматинской и Жамбылской обл.), которые загружены лишь на треть (31%). Минсельхозом планируется увеличить долю свекловичного сахара в 6 раз к 2026 году (с 7 до 43%). Однако, за последние четыре года площади сахарной свеклы сократились на треть. Мы на 90% зависим от импортного сахара.

Здесь можно ссылаться на решения в рамках ЕАЭС, но это, в любом случае, – это серьёзный просчет правительства. Значит, не защитили позицию государства. Правительству нужно в срочном порядке разработать отдельный отраслевой проект по развитию сахарной отрасли. Цель – значительное сокращение импортозависимости, постепенный переход к самообеспечению. Интерес со стороны внутренних и иностранных инвесторов к этой отрасли достаточно высок, нужны правильные подходы. Это принципиальный вопрос, имеющий в том числе внутриполитическое значение.

Президент объявил выговор министрам торговли и сельского хозяйства за провальную политику в сфере обеспечением сахаром. 

11.13 – Токаев: В условиях сложной международной обстановки многократно возрастает актуальность продовольственной безопасности. Рост мировых цен на продукты питания уже достиг 34%. Цена пшеницы выросла на 47%, круп – на 18%. Из-за засушливой погоды ожидается снижение урожайности в странах Европейского союза, США, Канаде и других.

На этом фоне в Казахстане наблюдается замедление темпов роста сельхозпроизводства. Производство сливочного масла сократилось на 12%, обработанного молока – на 7,5%, сахара – на 5,6%, сыров – на 3%. В то же время объемы импорта выросли на 22%. В частности, ввоз молока увеличился на 17%. Профильное министерство докладывает, что в 2023 году Казахстан достигнет продовольственной независимости по мясу птицы (доля импорта – 40%), колбасным изделиям (44%) рыбе (60%), сырам и творогу (50%), сахару (60%), молочной продукции (4%). В общем, мы видим иную картину.

11.12 – Токаев: Крестьянским хозяйствам должна быть предоставлена возможность тесного взаимодействия с крупными торговыми сетями. Такая возможность позволит активизировать их работу и привлечь инвестиции в отрасль. Необходимо обеспечить беспрепятственный выпуск отечественного товара в торговые точки. Это очень важный вопрос. Также необходимо чётко установить цены на продукцию и сократить количество торговцев. Для этого, прежде всего, необходимо оперативно принять соответствующие законодательные меры. Правительство совместно с палатой "Атамекен" должно выработать предложения для запуска общенационального проекта "Сделано в Казахстане".

11.11  – Токаев: Крайне важно навести порядок в торговой системе, имеющей один из самых высоких уровней теневой экономики – 40%. Факты спекуляции, манипулирования ценами, создания искусственного дефицита – это далеко не полный перечень нарушений. Все это закладывается в стоимость товаров и оплачивается гражданами. Правительству совместно с Генеральной прокуратурой следует выработать меры по усилению ответственности владельцев за содержание рынков, соблюдение честной конкуренции, защиту интересов продавцов от неправомерных действий администрации торговых площадей. Я жду от Правительства и акимов конкретных шагов по повышению эффективности имеющихся инструментов, а также внедрению новых подходов к работе.

11.10 – Токаев: Ещё один актуальный вопрос – продажа продукции. К сожалению, не все товары в нашей стране можно найти на прилавках магазинов. Наряду с импортом существуют и внутренние барьеры. Немало вопросов и у сельхозтоваропроизводителей. Они не могут обеспечить бесперебойную поставку товара, стабильное качество продукции. Есть и другие требования. Конечно, лучше все это постепенно приводить в порядок. Поэтому поручаю совместно разработать подходы к поддержке фермеров.

11.08 – Токаев: По моему поручению Минсельхоз стал шире применять подходы к предварительным закупкам. До июля такие договоры заключены в отношении 47 тысяч тонн социально-значимых продуктов питания. Однако очевидно, что товары такого объёма не оказывает существенного влияния на внутренний рынок. Необходимо определить пути предварительного прямого закупа продукции у сельхозтоваропроизводителей. Этим должны заниматься компетентные министерства.

11.07 – Токаев: Низкую эффективность показывает деятельность стабилизационных фондов. Их воздействие на рынок минимальное. Порой они становятся кормушкой для недобросовестных лиц. С этим надо разобраться. Регулярно выявляются факты бюджетных хищений. Акимы утратили контроль за расходованием государственных средств. Правительством предлагается увеличить объём "оборотной схемы" до 100 млрд тенге. У меня вопрос. Просчитан ли ожидаемый эффект? Логичнее было бы кредитовать не торговые сети, а напрямую производителей. Сейчас не жду ответной реакции правительства. Нужно обдумать конечное решение с точки зрения эффективности.

11.06 – Токаев: Сегодня решения о запрете экспорта той или иной продукции принимаются без учёта товарного баланса. Это приводит либо к дефициту, либо к снижению привлекательности производства необходимых товаров. В итоге эффективность подобных мер резко падает. Правительству следует утвердить правила формирования баланса ключевых товаров и самое главное – разработать единую информационную систему мониторинга. Это позволит иметь достоверные данные об остатках продукции для принятия решений.

11.05 – Токаев: Более двух лет назад я дал поручение запустить Национальную товаропроводящую систему с сетью оптово-распределительных центров. Но правительство заволокитило его исполнение. Планы и публичные заявления остались на бумаге. Проекты строительства оптово-распределительных центров по схеме ГЧП совместно с крупными предпринимателями не реализованы. Поручаю правительству в октябре доложить, что сделано в этой сфере. Привлеките заинтересованных инвесторов.

11.04 – Токаев: Сейчас самой серьезной проблемой является всплеск инфляции. На рост цен повлияла продовольственная инфляция. Его уровень достиг 19,2%. В целом, некоторые виды продуктов питания подорожали сразу на 80%.

Меры правительства, направленные на стабилизацию цен, оказались неэффективными. Правительство хочет остановить инфляцию старым способом. При этом, выделяя дополнительные средства из бюджета, цены регулируются только искусственно. То есть идёт борьба не с причиной дороговизны, а с последствиями.

Ну, на самом деле, должно быть наоборот. Правительство увеличило существующую ответственность. Они пользуются административным ресурсом, ходят по магазинам, других способов и новых идей нет. Такая работа никогда не была эффективной. Одним словом, нет новой позиции, которая бы соответствовала законам рынка.

11.01 Токаев: Международные институты прогнозируют замедление темпов мировой экономики. Соответственно, инфляция может вырасти массово. Мы наблюдаем затяжной региональный кризис. Есть даже опасения, что эта ситуация приведёт к глобальной стагнации. В этих условиях основной задачей правительства и Национального банка должны стать стабилизация инфляции и повышение доходов граждан. Также необходимо создать новые рабочие места.

11.00 – Галымжан Пирматов завершил своё выступление. 

10.55 Пирматов: Некоторые банки подключатся к национальной платёжной системе до октября текущего года.

10.52 – Пирматов докладывает о динамике роста инфляции, политике Нацбанка по базовой ставке, показателях доходности ЕНПФ, Нацфонда.

10.51 – Премьер-министр завершил своё выступление. Касым-Жомарт Токаев передал слово главе Нацбанка Галымжану Пирматову.

10.50 – Смаилов: В текущем году на развитие регионов из республиканского бюджета выделено 5,5 трлн тенге. На реализацию проекта "Ауыл – ел бесігі" выделено 128 млрд тенге, которые направлены на реализацию 1100 проектов в 580 сёлах. В рамках реализации программы "С дипломом в село" выделено 20 млрд тенге на предоставление бюджетных кредитов для приобретения жилья 4300 специалистам.  Пересмотрены и расширены комплексные планы западных регионов (Актюбинская, Западно-Казахстанская, Атырауская, Мангистауская области) на общую сумму 1,1 трлн тенге. По комплексным планам будет создано более 170 тысяч рабочих мест.

10.48 – Смаилов: Проводится масштабное сокращение неактуальных и необоснованных регуляторных требований к бизнесу путём ревизии всех нормативно-правовых актов. Реформа позволит существенно снизить нагрузку на бизнес в среднем на 30% и сформировать оптимальную и понятную регуляторную среду.

10.45 – Смаилов о развитии энергетической отрасли: Разработан и утверждён Энергетический баланс до 2035 года. Ограничена деятельность субъектов цифрового майнинга суммарной мощностью 600 МВт. В январе запущен четвёртый энергоблок Жамбылской ГРЭС. По вопросу строительства АЭС проводится анализ технологий для её реализации как международного проекта. Ведётся работа по модернизации Национальной электросети, в том числе через усиление сетей Западной и Южной энергозоны, а также через присоединение сетей Западного Казахстана к Единой электроэнергетической системе.

10.41 Смаилов: Одновременно укрепляется доходная база местных бюджетов. Положительный эффект оказывает передача на местный уровень КПН от МСБ. С 2023 года планируется передать в местные бюджеты дополнительные виды поступлений.

10.40 – Смаилов: С 1 января 2023 года внедряется единый платеж с фонда оплаты труда для микро- и малого бизнеса. Это снизит для них текущую налоговую нагрузку с ФОТ с 35% до 20%. В соответствии с новой бюджетной политикой, параметры трёхлетнего бюджета и Нацфонда будут определяться с учётом контрциклических правил. Собственные доходы республиканского бюджета в текущем году вырастут на 40%. За последние три года проведена значительная оптимизация расходов республиканского бюджета на 4,2 трлн тенге. Эта работа по оптимизации и повышению эффективности расходов продолжается и в текущем году. 

10.37 – Смаилов: Утверждена и реализуется программа повышения доходов населения. С начала 2022 года повышен уровень минимальной заработной платы до 60 тысяч тенге. Это положительно отразилось на доходах 1,7 млн наёмных работников. В 2022 году дважды проиндексированы социальные выплаты. Это коснулось 4,1 млн человек, из которых 2,2 млн – пенсионеры. Проводится поэтапное повышение зарплат 1,2 млн гражданских служащих. В образовании и социальной сфере рост зарплат в текущем году составил 25%, здравоохранении – от 20% до 30%. Проведена работа по повышению зарплат для 1,5 млн работников частного и квазигосударственного секторов.

10.36 – Алихан Смаилов докладывает о мерах правительства по борьбе с инфляцией, об итогах работы в сферах здравоохранения, образования, соцзащиты.

10.31 – Токаев: Несмотря на сложные геополитические вызовы, наша страна динамично развивается. Это мы видим в итогах полугодия. Экономика выросла на 3,4%, а реальный сектор – на 4,1%. Особенно значительный прогресс наблюдается в обрабатывающей промышленности.Однако инфляция не стоит на месте. Сейчас этот показатель достиг 14,5% и превысил уровень 2015 года.

Президент передал слово премьер-министру Алихану Смаилову.

10.30 – Президент Касым-Жомарт Токаев открыл расширенное заседание правительства.


Читайте также:


 

Новости партнеров