По мнению главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Юрия Булуктаева, этап предвыборной агитации в Казахстане пройдёт без каких-либо неожиданностей, пишет портал "Саясат".

"Можно сказать, что представленные партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса РК неоднозначные. У кого-то свыше 100 человек ("Нур Отан"), а кого-то всего восемь ("Бiрлiк"). Возможно, это следствие того, как партии оценивают свои возможности. Также, может быть, партия "Бiрлiк" не уверена в победе на выборах, поэтому решила выдвинуть небольшое количество людей", - прокомментировал эксперт.

Булуктаев также дал свой прогноз на исход парламентских выборов.

"Парламент будет трёхпартийным. Я считаю, что те же партии войдут снова в парламент – КНПК, "Ак жол", "Нур Отан". Возможно, поменяется соотношение мест – на одно или два места больше будет у КНПК, но это уже спорный вопрос. Дело не в том, что я так хочу, а в том, что 7% барьер – это большой барьер для политических партий, и "Ауыл", и "Бiрлiк" не в состоянии его преодолеть. Аналогично и ОСДП.

Научный сотрудник КИСИ также выразил своё отношение к тому, что партия "Нур Отан" в этом году привлекла к кампании большое количество популярных казахстанцев.

"Много было отзывов по составу партии "Нур Отан", которая включила в свой список музыкантов, спортсменов и известных людей. Надо сказать, что это известная технология, применяемая не только у нас, но и за рубежом. Она рассчитана на широкую узнаваемость партии. Главная цель – это привлечение избирателя на свою сторону. Кто-то решил отказаться от такой технологии и не включил в свои списки такие элементы. Такое положение может зависеть от ресурсов. С другой стороны ОСДП включила в свой список людей, которые не состоят в партии. Этим правом обладают все партии. В целом по спискам можно понять, какие планируются действия у партий, какие есть идеологические предпочтения. Поэтому тут ничего удивительного нет. По сути каждая партия, исходя из ресурсов и потенциала, составила свой список", - сказал он.

По оценке эксперта, двум новым партиям пока что придётся непросто, на раскрутку собственных программ у них уйдёт минимум два года. 

"У нас есть две партии, которые образовались относительно недавно – "Бiрлiк" и "Ауыл". Первая была долгое время "в засаде", о ней мало что знали даже исследователи партийного поля, – рассказал Булуктаев. – Долгое время партия не представляла своей платформы, были неизвестны программные интересы партии. "Ауыл" только в конце прошлого года прошёл перерегистрацию. Можно сказать, что это новый игрок на партийно-политическом поле страны. Оценка потенциала этих двух партий – наиболее трудное дело для исследователей. Учитывая вышесказанное, можно спрогнозировать, что им будет трудно пройти 7% барьер. Ведь для раскрутки своей программы им нужно как минимум год-полтора или два года. А они собираются проделать работу, которую другие делают за два или три года. В остальном я не вижу особых отличий. Потому что логика предвыборной борьбы идет по закону, а он у нас не менялся".

Сравнивая агитационные кампании в их первые дни по трём критериям – медийному, финансовому и агитационному ресурсам, эксперт сделал заключение, что несомненным победителем здесь оказался "Нур Отан".

Напомним, политические партии пошли с агитацией в народ 20 февраля - ровно за месяц до внеочередных выборов в Мажилис. Генеральная прокуратура в свою очередь предупредила граждан республики об ответственности за нарушение законодательства в период предвыборной кампании.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter