Прямой эфир Новости спорта

"Основная задача – повышение качества жизни". Какие проблемы столицы Токаев поручил решить Касымбеку за год

Informburo.kz выделил ключевые цитаты из речи президента на совещании по вопросам развития столицы.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев провёл совещание по вопросам развития столицы, на котором раскритиковал многие аспекты деятельности столичных властей и дал акиму Астаны Женису Касымбеку год на исправление ситуации. Informburo.kz публикует ключевые цитаты президента, отражающие проблемы города и предлагаемые пути их решения.

Содержание:

Дефицит тепловых мощностей и рост нагрузки на инженерные сети 

Прошлый отопительный сезон для столицы прошёл с огромным дефицитом тепловых мощностей. Избежать коллапса удалось по большей части благодаря тёплой зиме. При этом местные власти продолжают содействовать возведению миллионов квадратных метров жилья, будучи, по сути, не готовы обеспечить их нормальное теплоснабжение. Развитие инженерной инфраструктуры города во многом зависит и от профессионализма должностных лиц, возглавляющих коммунальные предприятия. Женис Махмудулы (Касымбек. – Авт.), в начале года Вам было дано поручение провести анализ руководящего состава городских коммунальных предприятий. Это поручение, как я понимаю, находится еще на стадии исполнения.

В столице ТЭЦ возглавляет юрист, РЭК – оценщик, теплотранзит – агроном, горводоканал – зоотехник. Глубоко убеждён, что каждый должен заниматься тем делом, в котором является профессионалом. В противном случае результаты работы будут соответствующие.

Вследствие недальновидности и бездействия местных властей сегодня мы вынуждены в "пожарном" режиме строить новые теплоисточники, водоводы, очистные сооружения.

При этом имеются серьёзные риски срыва сроков запуска заявленных энергетических объектов. Ранее мною было поручено до конца года ввести в эксплуатацию две газовые тепловые станции – "Туран" и "Юго-Восток", а также первую очередь ТЭЦ-3. Работы на этих объектах ведутся крайне низкими темпами или вовсе не ведутся.

Отсутствуют персонал и техника на важных участках, таких как строительство второй секции золоотвала. Подобный подход неприемлем. Новые источники тепла нужно запустить в текущем году, и никаких отговорок здесь быть не должно. Другого варианта у нас просто нет.

Но даже введение указанных теплоисточников позволит перекрыть дефицит буквально на пару лет, не более.

Месяц на предложения по ТЭЦ-3

Город стремительно растёт, нагрузка на инженерные сети неуклонно увеличивается. Поэтому необходимо безотлагательно и окончательно определиться со строительством второй очереди ТЭЦ-3 и третьей газовой котельной. Поручаю в месячный срок внести соответствующие предложения.

Наша задача – обеспечить надёжное теплоснабжение Астаны как минимум на десять лет вперед. Это крайне важно для устойчивого развития столицы. Этот вопрос имеет стратегическое значение с учётом особой роли столицы как административного и политического центра государства.

Астана выступает локомотивом прогресса нашей страны, поэтому должна быть образцом стабильности и устойчивого развития. В целом, правительству следует держать на контроле подготовку к отопительному сезону во всех регионах. Нельзя допустить повторения ситуации, когда в Экибастузе жители остались без тепла в 30-градусный мороз.

Дефицит воды: непростительные ошибки и реальное вредительство

Дефицит питьевой воды в начале лета вызвал справедливое возмущение столичных жителей. Люди перекрывали дороги, выходили на митинги с требованием подать воду в их дома. Подобное положение дел недопустимо для столицы. Откровенно говоря, сложившаяся ситуация стала закономерным следствием бездействия тех, кто должен заниматься развитием инженерной инфраструктуры города.

Просчёты в такой критически важной для жизнеобеспечения сфере – это не просто недобросовестность, а реальное вредительство, спрос за которое должен быть соответствующим. В этой сфере нельзя допускать ошибки, потому что вода, тепло и свет – это жизненно важные потребности людей. Виновные должны быть привлечены к ответственности.

Объём Астанинского водохранилища будет исчерпан в ближайшие год-два

Сегодня столица полностью зависит от Астанинского водохранилища. Других источников воды нет, что крайне рискованно. Авария, которая может произойти в любой момент, будет представлять угрозу для всего города. Поскольку население столицы продолжает расти и в эксплуатацию сдаются все новые объекты, уже сейчас понятно, что объем водохранилища будет исчерпан в ближайшие год-два.

Кроме того, водохранилище сильно загрязнено, и это происходит на глазах у профильного министерства. Нужно провести работы по очистке и углублению дна резервуара.

Необходимо тщательно исследовать и укрепить дамбу Астанинского водохранилища, провести ремонт его шлюзов и обеспечить регулярную подпитку от канала имени Сатпаева. Все работы должны быть проведены незамедлительно. Крайне важно срочно привести в порядок техническое состояние водного резервуара. У Астаны нет других источников снабжения питьевой водой.

Надо признать, что данная ситуация возникла не вчера, она складывалась не один год. Ранее министерству экологии было поручено провести комплексную работу по обеспечению города водой. Однако до сих пор результатов нет. Не выработаны даже предложения по решению проблемы. Еще раз повторю: профильное ведомство должно принять конкретные меры.

Ни в коем случае нельзя затягивать с решением вопроса обеспечения города питьевой водой. Если необходимая работа не будет проведена, то я буду воспринимать это как саботаж. Нужно срочно исправлять ситуацию. Недопустимо оставлять столицу в столь уязвимом состоянии.

Правительство совместно с акиматом должны со следующего года приступить к работе по строительству водовода от канала имени Сатпаева до границ города.

Кроме того, правительству совместно с акиматом уже с сегодняшнего дня следует искать альтернативные способы обеспечения Астаны водой.

Сбросы с очистных сооружений загрязняют единственную водную артерию города

Еще одна актуальная проблема – очистка сточных вод. В настоящее время в городе действует единственное очистное сооружение, которое работает на пределе своих возможностей.

Дефицит мощностей данного канализационного очистного сооружения составляет 140 тысяч кубических метров в сутки. Между тем среднесуточное поступление сточных вод – 260 тыс. м3/сут. В пиковый период (паводки, обильные дожди и снеготаяние) поступление сточных вод составляет 300-330 тыс. м3/сут.

Поэтому имейте в виду: нагрузка огромная. Строительство второго такого сооружения следовало начать одновременно с возведением третьей насосно-фильтровальной станции. Однако НФС-3 уже готовится к вводу в эксплуатацию, а КОС-2 всё ещё на стадии проектирования. В результате проблемы только копятся и разрастаются.

Также со следующего года следует приступить к строительству четвертой насосно-фильтровальной станции и второй нитки водовода технической воды от насосной станции в районе Тельмана. Кроме того, поручаю акимату до конца следующего года расширить озеро-накопитель Карабидайык. Сейчас сбросы в реку Есиль с очистных сооружений загрязняют единственную водную артерию города. Это очень опасно, просто недопустимо. Правительству нужно решить вопросы нормативного регулирования этих сбросов. Вот чем должно заниматься правительство и министерство: нормативное регулирование.

Городская канализация не справляется с поступающим потоком воды. В этом мы всё ещё раз убедились во время недавнего ливня.

Строительство новой ливневой канализации ещё не завершено, акимату нужно принять конкретные меры. В целом, очень важно сформировать эффективную систему водоснабжения и водоотведения столицы. Это одно из основных требований повышения качества жизни его жителей.

Строительные компании ставят свои интересы выше качества жизни граждан

Необходимо упорядочить строительство жилья. На сегодняшний день в Астане осуществляется строительство около 10 миллионов квадратных метров жилья. Несмотря на высокие темпы застройки, качество строительства оставлять желать лучшего. В отрасли накопилось множество проблем. Приоритетом должно быть благоустройство города, обеспечение комфортных условий для проживания людей.

Вместе с тем, отдельные строительные компании ставят свои интересы выше качества жизни граждан. Из-за отсутствия системного подхода к развитию города, целостности участились случаи точечной застройки. На месте социальных объектов и общественных пространств возведены жилые комплексы.

4 тысячи дольщиков не могут заселиться в свои квартиры

Безусловно, строительство является важной частью экономики. Общеизвестно, что с учётом высоких темпов строительства в Астане на эту сферу выделяются значительные финансовые средства. Поэтому наряду с честными предпринимателями в эту сферу стремятся проникнуть и всевозможные мошенники.

Ряд компаний, воспользовавшись мораторием на проверку бизнеса, ведут строительство без соответствующих разрешительных документов. Они незаконно собирают средства дольщиков. Это крайне тревожная тенденция. Акимат совместно с правоохранительными органами должны пресекать эту опасную тенденцию на корню.

Все это порождает появление новых проблемных объектов. Если акимат и дальше будет закрывать глаза на сложившуюся проблему, это может привести к серьёзным последствиям. Подобная преступная халатность и безответственность со стороны чиновников могут нанести ущерб национальной безопасности. Во всех сферах, в том числе и в строительстве должны соблюдаться закон и порядок. В целях недопущения незаконного строительства я поручал усилить контроль и навести порядок в данной отрасли.

Сегодня около 4 тысячи дольщиков не могут заселиться в свои квартиры. Это актуальная проблема. Нужны решительные действия по проблемным объектам долевого строительства.

Проводимой работы в этом направлении недостаточно. Следует завершить строительство 16 долевых жилищных объектов в нынешнем году. Данный вопрос необходимо полностью решить до конца 2023 года.

В дальнейшем нужно пресекать появление подобных случаев.

Сверкающие небоскрёбы и настоящие трущобы – это не наш путь

На январском совещании я подробно остановился на проблеме ветхих и аварийных домов в городе. Жилой фонд Астаны стремительно ветшает. Особенно это касается частного сектора, расположенного на окраинах столицы.

Многие жители живут в аварийных домах. Такие здания нужно сносить, а на их месте воздвигать новые дома.

Конечно, это масштабная работа. Как показывает зарубежный опыт, на первоначальном этапе необходимо участие государства. К этому делу следует привлекать и бизнес, так как иного способа обновить городской жилой фонд нет

Считаю необходимым задействовать потенциал предпринимательства и стимулировать инвестиционную активность частных застройщиков. Понятно, что инвесторы не желают тратить средства на снос и выкуп земельных участков на территории реновации. Им выгоднее застраивать пустые пространства с готовыми инженерными сетями на левом берегу Астаны. Но нужно находить компромиссы.

Нужно уделить внимание поддержанию и должному развитию правого берега – старой части города, у нее есть своя харизма. Нам нужно равновесное развитие Астаны.

Инвесторы должны сносить аварийные объекты, переселять жильцов в другие здания, а на освободившихся участках строить новые дома. Акимат же со своей стороны должен создавать им необходимые условия. Следует развивать городскую инженерную инфраструктуру, строить дороги и социальные объекты. Таким образом, общими усилиями можно будет решить проблему аварийного и ветхого жилья. Кроме того, это поможет нивелировать дисбалансы в развитии центра города и его окраин.

Преобразится и внешний облик старой части города. Лучшие градостроительные решения, обеспечивающие комфортное проживание людей, должны использоваться на всей территории Астаны. Сверкающие небоскребы, богатые кварталы и настоящие трущобы, полуразрушенные здания – это не наш путь. Надо "выравнивать" ситуацию. В этом и заключается суть идеи создания справедливого общества.

Однотипные здания-коробки и убогие улицы с кричащими фасадами

Нужно принять действенные меры для формирования единого архитектурного облика столицы.

Разработанный единый дизайн-код города на деле стал формальным документом. Строящиеся объекты не гармонируют друг с другом, нет единого стиля, присутствует эклектика. Столицу заполонили невыразительные однотипные здания-коробки, качество строительства которых зачастую не выдерживает никакой критики.

Это касается и жилья, и офисных помещений. А ведь это определяет архитектурный облик города на многие десятилетия вперёд. Новые объекты не должны выбиваться из общей градостроительной концепции. Важно постоянно требовать этого от застройщиков.

Вы посмотрите, как застраивается аллея Мыңжылдық, которая по замыслу должна была стать одной из визитных карточек столицы. В реальности мы получили две убогие улицы с безвкусными, кричащими фасадами, грязь повсюду, высохшие прутики вместо деревьев и массу проблем с инженерной инфраструктурой. Вдобавок ко всему, единственный сквер на этой аллее отвели частной компании под возведение жилья. Это абсолютно неприемлемо.

Поручаю вернуть предусмотренные генеральным планом скверы и срочно заняться системным развитием аллеи Мыңжылдық. Я обращаю особое внимание на озеленение города, на его обустройство, на развитие скверов, парков. Это касается не только Астаны, но и всех областных центров и, конечно же, Алматы.

В столице перестали возводить уникальные объекты

Стратегическая ось нашей столицы, протянувшаяся от Дворца мира и согласия до нового вокзала, должна стать одним большим и уютным зелёным парком. Соответствующим образом следует облагородить и благоустроить все близлежащие улицы и дворы. Важно также уделить внимание строительству социальных объектов и созданию благоприятной среды для маломобильных граждан и молодёжи. В рамках полицентричного подхода аллея Мыңжылдық должна стать новым центром притяжения для бизнеса и горожан, а не превратиться в очередной безликий спальный район.

В целом, новые районы столицы, такие как микрорайон Жагалау и застройка западнее проспекта Туран, совершенно не благоустроены. Улицы не освещены, практически нет тротуаров, отсутствуют общественные пространства, не говоря уже о парках и скверах, которых здесь нет и в помине.

Ранее мною было поручено серьёзно заняться благоустройством набережной реки Есиль, территории ЭКСПО и других районов города. Выработайте новое видение в этом направлении с привлечением авторитетных местных и мировых экспертов, урбанистов.

В то же время в столице перестали возводить уникальные объекты: слишком увлеклись жилищным строительством.  В свое время бизнесом были построены такие знаковые комплексы, как "Абу-Даби Плаза", "Хан Шатыр", Talan Towers, которые сегодня выступают символами Астаны. Акимату нужно вновь использовать такой подход и задействовать частных инвесторов и известных архитекторов для возведения новых достопримечательностей города.

Важно помнить, что градостроительство – это прежде всего искусство, и конечно же репутация страны. В современном мире красота не только привносит в жизнь гармонию, но и наращивает символический капитал города, притягивает таланты и инвестиции. Кроме того, современные привлекательные здания, продуманно спланированные улицы, уютные благоустроенные дворы являются неотъемлемыми составляющими высокого качества жизни горожан.

В Торонто, Оттаве климат совпадает с Астаной: это зелёные города, прилично выглядящие

Огромное значение имеет озеленение города, с этим в Астане у нас проблемы. Не хватает зелёных насаждений даже на проспекте Мәңгілік ел, что уж говорить о других улицах. Нужно отходить от практики посадки сезонных растений и активнее высаживать многолетние. При этом важно учитывать суровый климат столицы, задействовать потенциал научного сообщества и лучший мировой опыт. Озеленение должно проводиться в соответствии с темпами строительства.

В принципе, в Торонто, Оттаве климатическая зона совпадает с Астаной. Это зеленые города, прилично выглядящие. Надо использовать опыт Канады. Здесь надо активнее вовлекать самих застройщиков.

К примеру, в Хельсинки застройщиков обязывают озеленять прилегающие территории сразу после строительства. Вот этот опыт нам нужно использовать. В Германии даже принят "Кодекс озеленения", который основан на принципе "одновременности". То есть застройщик обязан озеленить земельный участок, равнозначный площади застройки. Подобный подход хорошо работает.

Полгода назад я поставил перед акиматом задачу в течение пяти лет превратить Астану в город-сад. Конкретных шагов в этом направлении все ещё недостаточно. Вашим советником назначен опытный специалист Ерлан Нысанбаев. Будем надеяться, у него получится справиться с этой задачей.

Первых ощутимых результатов по масштабному озеленению столицы необходимо достичь уже в текущем году.  При этом важно применять современные технологии. Так, полив зелёных насаждений до сих пор производится по старинке, не применяется капельное орошение. Нужно менять методы работы. Пока же упор на срочные сезонные работы по очень дорогим расценкам, что приводит к несоразмерно большим бюджетным затратам.

Внешний вид города также существенно портит так называемый "визуальный шум", создаваемый беспорядочной и навязчивой рекламой. Эта проблема требует отдельного внимания и кропотливой работы местных властей с бизнес-сообществом.  В целом, поручаю правительству совместно с акиматом разработать необходимые нормы и правила, которые позволят урегулировать вопросы облика и благоустройства столицы. Вместе с тем в новом генеральном плане Астаны нужно представить целостное и сбалансированное видение развития города.

Очереди в поликлиниках, трёхсменные школы, дефицит врачей и учителей

Следует обеспечить неуклонное повышение качества жизни в столице. Все жители Астаны должны иметь равный доступ к городской инфраструктуре – объектам образования и здравоохранения, культуры и спорта, а также паркам и общественным пространствам. Это базовое условие для создания комфортной и благоприятной среды для жизни всех граждан. Неконтролируемый рост численности населения в Астане сегодня приводит к острой нехватке современных поликлиник, специализированных медицинских учреждений с качественными и доступными услугами. Наблюдается ощутимый дефицит квалифицированных медицинских кадров.

Зачастую люди до последнего не обращаются за медицинской помощью из-за очередей в поликлиниках и дороговизны услуг в частных клиниках. Всё это оказывает негативное влияние на здоровье горожан. Для исправления ситуации считаю важным поддержать предложение о строительстве в столице третьей многопрофильной больницы.

Огромное значение имеет доступность качественных образовательных услуг. Устроить ребёнка в школу или садик в Астане – всё ещё проблема. Количество учеников во многих школах значительно превышает проектную мощность, сохраняется трёхсменное обучение, что уже недопустимо. Требуется в приоритетном порядке обеспечить строительство новых образовательных учреждений в городе, в том числе 15 объектов дополнительного образования.  В то же время в столице катастрофически не хватает квалифицированных педагогических кадров – ежегодный дефицит достигает одной тысячи специалистов.

Поэтому считаю своевременным предложение о создании в Астане педагогического вуза. Это позволит подготовить достаточное количество учителей для строящихся школ.

Правительству необходимо тщательно проработать вопросы создания педагогического вуза и возведения многопрофильной больницы, определить источники финансирования.  Чтобы построить справедливое общество, крайне важно обеспечить гармоничное и всестороннее развитие подрастающего поколения. Поэтому образование в школах должно быть инклюзивным, доступным для всех детей, независимо от их социального положения.

Стабильность интернета и сотовой связи в столице оставляет желать лучшего

В условиях современной цифровой цивилизации и экономики знаний одной из ключевых потребностей человека, особенно городского жителя, становится доступ к интернету. Мы везде заявляем об Астане как об "умном городе" и региональном IT-хабе, что автоматически подразумевает высокое качество базовой цифровой инфраструктуры.  

Однако стабильность интернета и сотовой связи в столице оставляет желать лучшего. Это не только приводит к дискомфорту жителей, но и наносит серьёзный ущерб экономике города, создаёт крайне негативное впечатление у гостей столицы.

При затягивании решения транспортных проблем город будет постоянно стоять в пробках

На качество жизни населения мегаполиса напрямую влияет работа общественного транспорта и загруженность дорог. Поэтому особое значение приобретает развитие транспортной инфраструктуры. Во время недавнего посещения Алматы я ознакомился с работой центра управления общественным транспортом и системы электронного билетирования. Цифровизация в этой сфере демонстрирует свою высокую эффективность. Поэтому акиму столицы следует обеспечить внедрение и развитие системы диспетчерского управления общественным транспортом с учётом позитивного опыта Алматы.  

На совещании в январе я поручал ускорить завершение реализации проекта LRT. Обозначены сроки, взяты обязательства перед жителями. Теперь принципиально важно своевременно завершить реализацию проекта. Определённые средства на эти цели уже выделены, а видимых результатов работы всё ещё нет. Затягивание решения транспортных проблем может привести к системному кризису, когда город будет постоянно стоять в пробках.

Поэтому решать данный вопрос необходимо наиболее приемлемым способом. Иначе это приведёт к экономическим потерям. Люди будут терять свое время в пробках, пострадает и экология города.

Рост миграции требует контроля

Ежегодно в Астану прибывает 50-60 тысяч человек. Ежедневно Астану посещают 150 тысяч человек из разных регионов, в том числе из-за границы. Всё это оказывает существенную нагрузку на инженерную и социальную инфраструктуру города.

Нужны действенные шаги, чтобы взять ситуацию под контроль и урегулировать миграционные процессы. Львиную долю приезжающих в столицу людей составляют трудовые мигранты, особенно из близлежащих регионов. В связи с этим в данной сфере следует ужесточить регулирование и контроль.

Правительству совместно с акиматами столицы, Акмолинской и Карагандинской областей следует рассмотреть вопрос развития Астанинской агломерации.

Целесообразно принять отдельный документ, учитывающий мнения жителей агломерации и потребности города.  Важно наладить продуктивное взаимодействие между акиматами, маслихатами и общественными советами Астаны и близлежащих регионов.

Необходимо на системном уровне сглаживать имеющиеся диспропорции в развитии Астаны и пристоличных регионов, особенно в социальной сфере. Нам нужно стремиться к повышению качества жизни в населённых пунктах – спутниках столицы, чтобы они были достаточно комфортными для всех.

Все вопросы, касающиеся развития столицы, должны решаться комплексно и последовательно. В этих целях необходимо срочно внести соответствующие поправки в закон "О статусе столицы Республики Казахстан". Целесообразно в законодательном порядке усилить полномочия и ответственность акимата. Для устойчивого развития такого крупного города, как Астана, необходимо эффективное и качественное управление. В целом, для развития столицы, в первую очередь, необходимо наладить надёжное партнёрство между акиматом, предпринимателями и жителями города. Необходимо чётко усвоить, что основная задача – это повышение качества жизни всех граждан.

Год на улучшение ситуации

Касым-Жомарт Токаев под поручения Женису Касымбеку / Коллаж из фото пресс-службы Акорды

Озвученные сегодня задачи необходимо выполнить своевременно и качественно. Астана должна в полной мере соответствовать статусу главного города страны. Благоустройство Астаны приведёт к прогрессу страны в целом. Астана, несомненно, должна быть флагманом кардинальных преобразований, направленных на построение Справедливого Казахстана. Важно также постоянно держать руку на пульсе жизни города.  

Я даю акиму один год на улучшение ситуации в городе. Ваша работа будет на моём личном контроле. Вам будет оказана вся необходимая помощь. Однако результаты работы зависят только от вас. 

Новости партнеров