Прямой эфир Новости спорта

Новые требования к вузам: 50% преподавателей медфакультетов должны иметь пятилетний опыт работы в больницах

Речь идёт о тех, кто преподаёт профильные дисциплины. Такие же требования предъявляются и к некоторым другим факультетам.

Требования к образовательной деятельности казахстанских вузов изменены, сообщили в пресс-службе Министерства образования и науки РК.

Новшества введены в зависимости от специальностей и направлены на усиление практикоориентированности высшего образования.

"Например, если раньше по направлению "Педагогические науки" обязательным было наличие учёных степеней у 45% преподавателей, то теперь – не менее чем у 50%. Также вузам необходимо внедрить и реализовать систему дуального обучения. То есть студенты должны практиковаться в организациях образования, получать практические навыки уже во время обучения в вузе", – говорится в сообщении.


Читайте также:


В МОН напомнили, что в прошлом году для подготовки педагогов были введены требования о соответствии образовательных программ профессиональному стандарту педагога и о необходимости наличия не менее семи лицензий по профильному направлению. Это позволило сократить количество вузов по педагогическим направлениям с 86 до 55.

"Так как количество вузов, соответствующих этим требованиям, ещё меньше, работа по возврату лицензий будет продолжена. Такие новшества способствуют тому, что теперь педагогов будут готовить только те университеты, которые имеют как качественные образовательные программы и квалифицированный преподавательский состав, так и соответствующую материально-техническую базу", – сообщили в министерстве.

По направлению "Здравоохранение" требования по штатности и остепенённости преподавателей остались прежними, но теперь 50% преподавателей профильных дисциплин должны иметь практический и клинический опыт работы в организациях здравоохранения не менее пяти лет.  Кроме того, трудоустройство выпускников бакалавриата должно составлять не менее 80%, тогда как ранее было достаточно 50%.

"По направлению "Архитектура и строительство" для преподавателей также впервые вводится требование о наличии опыта практической работы не менее пяти лет. Таких преподавателей должно быть не менее 50% от общего числа. Также преподавателям необходимо повышать квалификацию в научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных организациях не реже одного раза в пять лет", – отметили в ведомстве.


Читайте также:


Кроме того, в вузах теперь должны быть специализированные аудитории (по строительным материалам и строительной физике, для студийных занятий, макетной мастерская с фондом гипсовых фигур, архитектурных деталей, мольбертов) и лаборатории, оборудованные 3D-принтерами с расходными материалами

По направлению "Право" в начале года студентов обучали 72 вуза, сейчас их количество сократилось до 67. Однако во многих из них качество образования оставляет желать лучшего, считают в министерстве, поэтому ужесточены требования к их образовательным программам.

"Впервые введено требование относительно того,  что не менее 60% преподавателей должны быть практикующими юристами с опытом не меньше пяти лет. Что касается учёных степеней, то теперь вместо 40% количество остепенённых преподавателей должно возрасти до 50%", – добавили в МОН РК.

Для того, чтобы у студентов была возможность получать практические навыки, вузам необходимо заключать договоры с органами юстиции, внутренних дел, прокуратурой, Антикоррупционной службой, службой экономических расследований, коллегией адвокатов, нотариальными палатами, палатами юридических консультантов на выбор. Также обучающиеся должны иметь доступ не только к библиотекам вузов, но и к лицензируемым международным и национальным базам правовой информации.

"Все новшества мы внедряем для того, чтобы обучающиеся знали о выбранной профессии не в теории, а на практике. Прежде чем внести изменения, мы обсудили их с работодателями, которые будут принимать на работу выпускников вузов. То есть теперь недостаточно, чтобы преподаватели имели учёную степень и читали лекции. Важно, чтобы часть преподавателей были практикующими специалистами, которые смогут обучить студентов исходя из запросов и реалий современного рынка труда", – отметила председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК Гулзат Кобенова.

Она добавила, что новшества касаются как преподавательского состава, так и образовательных программ, баз практик и материально-технического оснащения.

МОН РК изменил требования к образовательным программам и по направлениям "Журналистика", "Связь с общественностью", "Ресторанное дело", "Бухгалтерия", "Туризм", "Услуги", "Финансы", "Информационно-коммуникационные технологии", "Стандартизация и сертификация", "Транспортные услуги".

Например, если раньше требовалось, чтобы среди преподавателей в сфере журналистики или IT было не менее 40% с учёной степенью, то теперь, напротив, процент остепенённости значительно снижен для привлечения практиков. Такая же ситуация по требованиям к наличию штатных преподавателей – теперь вузы, которые готовят специалистов по этим направлениям, получили возможность привлекать больше практиков и совместителей, считают в ведомстве.

"Мы понимаем, что в этих сферах требование о наличии учёных степеней у преподавателей не является приоритетным из-за особенностей подготовки этих специалистов. Куда важнее практические знания. Например, студент факультета журналистики будет больше заинтересован в учёбе и получит практические знания, если преподавать будет уже зарекомендовавшим себя журналистом, который поделится собственным опытом и расскажет обо всех требованиях, предъявляемых в современной журналистике", – отметила Гулзат Кобенова.

Новости партнеров