На развитие Алматинской агломерации до 2024 года потребуется 293,9 млрд тенге, из них 72,8 млрд – из республиканского бюджета, 7,2 млрд – из местного бюджета, 213,7 млрд – из других источников, сообщается в долгосрочном плане формирования Алматинской агломерации до 2030 года, опубликованном на сайте "Открытые НПА".

Эти средства будут распределяться следующим образом:

  • На строительство метрополитена в Алматы планируют выделить 29 млрд тенге из республиканского бюджета и 2,9 млрд тенге – из местного. Срок реализации проекта – 2018-2024 годы;
  • На строительство объектов возобновляемой энергии (ГЭС на реке Иссык в Енбекшиказахском районе, ГЭС 19-22 на реке Шелек в Енбекшиказахском районе, Кербулакской ГЭС на реке Или в районе города Капшагай, ВЭС в Шелекском коридоре, солнечной электростанции в районе города Капшагай) планируется привлечь средства инвесторов на общую сумму 87,5 млрд тенге;
  • На строительство электрических сетей для внешнего электроснабжения горного курорта "Кок-Жайляу" требуется 3,2 млрд тенге из республиканского и 322,2 млн – из местного бюджета;
  • На закладку многолетних плодово-ягодных насаждений, в том числе возрождение яблок сорта "апорт" и винограда на территории Талгарского, Карасайского и Енбекшиказахского районов планируется привлечь частные инвестиции на сумму 124,5 млрд тенге.
  • На строительство транспортной развязки на пересечении улиц Сейфуллина и Жансугурова потребуется 7,8 млрд тенге из республиканского бюджета и 783 млн тенге – из местного;
  • На строительство транспортной развязки на пересечении проспекта Рыскулова с Кульджинским трактом необходимо 10,9 млрд тенге из республиканского бюджета и 1 млрд – из местного;
  • На организацию и совершенствование систем раздельного сбора, вывоза, утилизации ТБО и промышленных отходов по опыту европейских стран планируют привлечь средства инвесторов в рамках ГЧП в сумме 40 млн тенге.
Полный и подробный план мероприятий с указанием сумм представлен здесь.

В документе также излагаются проблемы, существующие сегодня в регионе, и планируемые меры для их решения.

Например, в нём сообщается, что среднемесячная зарплата в Алматы в пересчёте на доллары уступает таковой в Урумчи (КНР) – 471 доллар против 895 соответственно. Это может повлечь отток молодых специалистов из Казахстана, в том числе из города Алматы в город Урумчи, отмечается в плане.


Читайте также: Молодёжь Казахстана предпочитает жить и работать в Алматы


Ключевой проблемой жилищного строительства в Алматы является малая компактность застройки. Только 45% всей площади, вводимой в эксплуатацию, является индивидуальным жильём. Низкая компактность застройки Алматы привела к деградации благоустройства жилья в целом, говорится в документе.

"Для Алматинской агломерации характерно разрастание территории города-центра. Основной вектор в жилищном строительстве будет направлен на обустройство компактного мегаполиса с населением до 5 млн человек без расширения территории города, чтобы избежать увеличения антропогенной нагрузки на регион. Будет внедрена программа реновации в собственно городских районах по сносу или модернизации ветхих зданий и строительства (по примеру Московской реновационной программы)", – отмечается в плане.

Алматинская агломерация по обеспеченности населения жильём к 2030 году достигнет уровня стран ОЭСР – в среднем 1,7 комнаты или не менее 28 квадратных метров на человека.

Антропогенную нагрузку на окружающую среду в Алматинской агломерации оказывают ежегодные поступления вредных веществ в атмосферу от передвижных и стационарных источников загрязнения, накопление твёрдых бытовых и производственных отходов. На территории отсутствуют оборудованные полигоны ТБО, а имеющиеся де-факто являются несанкционированными свалками.

Ключевой задачей для улучшения качества жизни в Алматинской агломерации является очищение воздушного бассейна и улучшение санитарии, говорится в документе. Для этого до 2030 года планируется:

  • создание системы мониторинга воздушного пространства компонентов мельчайших частиц пыли;
  • перевод всех теплоэлектростанций на природный газ с постепенным отказом от угля как топлива;
  • стимулирование переоснащения очистного оборудования на опасных производствах, либо их полное закрытие на территории всей агломерации без возможностей переноса;
  • активный перевод автотранспорта с субсидированием с дизельных и бензиновых двигателей на гибридные двигатели или на компримированный (сжатый) газ;
  • полный перевод общественного транспорта на компримированный газ и развитие сетей заправки газом;
  • экологическое стимулирование развития зелёной экономики на корпоративном и потребительском уровне с повышением доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем производстве электроэнергии до 50%;
  • развитие на базе крупных животноводческих баз сети биогазовых установок по выработке электроэнергии и тепла;
  • создание не менее двух новых современных мусороперерабатывающих заводов.

В периферийной зоне агломерации будет формироваться альтернатива автомобильному движению – линии Bus Rapid Transit (далее – BRT) и Light Rail Transit (далее – LRT) от города Алматы в западном (до посёлка Узынагаш), северном (до города Капшагай) и восточном (до посёлка Шелек) направлениях. Также особое внимание будет уделено развитию взаимного скоростного сообщения между городами-спутниками и контрмагнитами, минуя город-ядро, отмечается в документе.

С ростом населения и экономики к 2030 году прогнозируется возможный дефицит электроэнергии. Его планируется покрывать за счёт завершения строительства второй электролинии 500 кв "север-юг-восток", расширения Мойнакской и Кербулакской гидроэлектростанций, строительства каскада гидроэлектростанций на Большом Алматинском канале, на реках Есик и Шелек, применения солнечных панелей на зданиях.

Для интенсификации промышленного роста в Алматинской агломерации будут активно развиваться:

  • индустриальная зона Алатауского района города Алматы;
  • индустриальные зоны "Арна" (1303 гектаров) и "Береке" по Капшагайской трассе;
  • СЭЗ "Парк инновационных технологий" в Медеуском районе города Алматы;
  • индустриальные парки "Даму-Алматы" в селе Байсерке Илийского района, "Даму-Аксенгир" в селе Боралдай Карасайского района, "Даму-Кайрат" в селе Жаналык Талгарского района.

Алматинская агломерация вместе с прилегающими территориями Алматинской области будет позиционироваться как центр туристско-рекреационных услуг международного уровня, отмечается в документе.

В 2030 году в Алматинской агломерации численность населения будет составлять 3,5 млн человек, при этом плотность населения города Алматы превысит 3 тысячи человек на один квадратный километр.

С полным текстом долгосрочного плана формирования Алматинской агломерации до 2030 года можно ознакомиться здесь.

В состав Алматинской агломерации помимо Алматы входят город Есик и 14 сельских округов Енбекшиказахского района, шесть сельских округов Жамбылского района, посёлок Отеген-Батыра и восемь сельских округов Илийского района, город Каскелен и 10 сельских округов Карасайского района, город Талгар и 10 сельских округов Талгарского района, город Капшагай и два сельских округа, административно подчиненных Капшагайской городской администрации, а также планируемый город GateCity.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter