На развитие Алматинской агломерации до 2024 года запросили 294 млрд тенге

Министерство нацэкономики РК опубликовало долгосрочный план развития Алматинской агломерации до 2030 года.

На развитие Алматинской агломерации до 2024 года потребуется 293,9 млрд тенге, из них 72,8 млрд – из республиканского бюджета, 7,2 млрд – из местного бюджета, 213,7 млрд – из других источников, сообщается в долгосрочном плане формирования Алматинской агломерации до 2030 года, опубликованном на сайте "Открытые НПА".

Эти средства будут распределяться следующим образом:

  • На строительство метрополитена в Алматы планируют выделить 29 млрд тенге из республиканского бюджета и 2,9 млрд тенге – из местного. Срок реализации проекта – 2018-2024 годы;
  • На строительство объектов возобновляемой энергии (ГЭС на реке Иссык в Енбекшиказахском районе, ГЭС 19-22 на реке Шелек в Енбекшиказахском районе, Кербулакской ГЭС на реке Или в районе города Капшагай, ВЭС в Шелекском коридоре, солнечной электростанции в районе города Капшагай) планируется привлечь средства инвесторов на общую сумму 87,5 млрд тенге;
  • На строительство электрических сетей для внешнего электроснабжения горного курорта "Кок-Жайляу" требуется 3,2 млрд тенге из республиканского и 322,2 млн – из местного бюджета;
  • На закладку многолетних плодово-ягодных насаждений, в том числе возрождение яблок сорта "апорт" и винограда на территории Талгарского, Карасайского и Енбекшиказахского районов планируется привлечь частные инвестиции на сумму 124,5 млрд тенге.
  • На строительство транспортной развязки на пересечении улиц Сейфуллина и Жансугурова потребуется 7,8 млрд тенге из республиканского бюджета и 783 млн тенге – из местного;
  • На строительство транспортной развязки на пересечении проспекта Рыскулова с Кульджинским трактом необходимо 10,9 млрд тенге из республиканского бюджета и 1 млрд – из местного;
  • На организацию и совершенствование систем раздельного сбора, вывоза, утилизации ТБО и промышленных отходов по опыту европейских стран планируют привлечь средства инвесторов в рамках ГЧП в сумме 40 млн тенге.
Полный и подробный план мероприятий с указанием сумм представлен здесь.

В документе также излагаются проблемы, существующие сегодня в регионе, и планируемые меры для их решения.

Например, в нём сообщается, что среднемесячная зарплата в Алматы в пересчёте на доллары уступает таковой в Урумчи (КНР) – 471 доллар против 895 соответственно. Это может повлечь отток молодых специалистов из Казахстана, в том числе из города Алматы в город Урумчи, отмечается в плане.

Читайте также: Молодёжь Казахстана предпочитает жить и работать в Алматы

Ключевой проблемой жилищного строительства в Алматы является малая компактность застройки. Только 45% всей площади, вводимой в эксплуатацию, является индивидуальным жильём. Низкая компактность застройки Алматы привела к деградации благоустройства жилья в целом, говорится в документе.

"Для Алматинской агломерации характерно разрастание территории города-центра. Основной вектор в жилищном строительстве будет направлен на обустройство компактного мегаполиса с населением до 5 млн человек без расширения территории города, чтобы избежать увеличения антропогенной нагрузки на регион. Будет внедрена программа реновации в собственно городских районах по сносу или модернизации ветхих зданий и строительства (по примеру Московской реновационной программы)", – отмечается в плане.

Алматинская агломерация по обеспеченности населения жильём к 2030 году достигнет уровня стран ОЭСР – в среднем 1,7 комнаты или не менее 28 квадратных метров на человека.

Антропогенную нагрузку на окружающую среду в Алматинской агломерации оказывают ежегодные поступления вредных веществ в атмосферу от передвижных и стационарных источников загрязнения, накопление твёрдых бытовых и производственных отходов. На территории отсутствуют оборудованные полигоны ТБО, а имеющиеся де-факто являются несанкционированными свалками.

Ключевой задачей для улучшения качества жизни в Алматинской агломерации является очищение воздушного бассейна и улучшение санитарии, говорится в документе. Для этого до 2030 года планируется:

  • создание системы мониторинга воздушного пространства компонентов мельчайших частиц пыли;
  • перевод всех теплоэлектростанций на природный газ с постепенным отказом от угля как топлива;
  • стимулирование переоснащения очистного оборудования на опасных производствах, либо их полное закрытие на территории всей агломерации без возможностей переноса;
  • активный перевод автотранспорта с субсидированием с дизельных и бензиновых двигателей на гибридные двигатели или на компримированный (сжатый) газ;
  • полный перевод общественного транспорта на компримированный газ и развитие сетей заправки газом;
  • экологическое стимулирование развития зелёной экономики на корпоративном и потребительском уровне с повышением доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем производстве электроэнергии до 50%;
  • развитие на базе крупных животноводческих баз сети биогазовых установок по выработке электроэнергии и тепла;
  • создание не менее двух новых современных мусороперерабатывающих заводов.

В периферийной зоне агломерации будет формироваться альтернатива автомобильному движению – линии Bus Rapid Transit (далее – BRT) и Light Rail Transit (далее – LRT) от города Алматы в западном (до посёлка Узынагаш), северном (до города Капшагай) и восточном (до посёлка Шелек) направлениях. Также особое внимание будет уделено развитию взаимного скоростного сообщения между городами-спутниками и контрмагнитами, минуя город-ядро, отмечается в документе.

С ростом населения и экономики к 2030 году прогнозируется возможный дефицит электроэнергии. Его планируется покрывать за счёт завершения строительства второй электролинии 500 кв "север-юг-восток", расширения Мойнакской и Кербулакской гидроэлектростанций, строительства каскада гидроэлектростанций на Большом Алматинском канале, на реках Есик и Шелек, применения солнечных панелей на зданиях.

Для интенсификации промышленного роста в Алматинской агломерации будут активно развиваться:

  • индустриальная зона Алатауского района города Алматы;
  • индустриальные зоны "Арна" (1303 гектаров) и "Береке" по Капшагайской трассе;
  • СЭЗ "Парк инновационных технологий" в Медеуском районе города Алматы;
  • индустриальные парки "Даму-Алматы" в селе Байсерке Илийского района, "Даму-Аксенгир" в селе Боралдай Карасайского района, "Даму-Кайрат" в селе Жаналык Талгарского района.

Алматинская агломерация вместе с прилегающими территориями Алматинской области будет позиционироваться как центр туристско-рекреационных услуг международного уровня, отмечается в документе.

В 2030 году в Алматинской агломерации численность населения будет составлять 3,5 млн человек, при этом плотность населения города Алматы превысит 3 тысячи человек на один квадратный километр.

С полным текстом долгосрочного плана формирования Алматинской агломерации до 2030 года можно ознакомиться здесь.

В состав Алматинской агломерации помимо Алматы входят город Есик и 14 сельских округов Енбекшиказахского района, шесть сельских округов Жамбылского района, посёлок Отеген-Батыра и восемь сельских округов Илийского района, город Каскелен и 10 сельских округов Карасайского района, город Талгар и 10 сельских округов Талгарского района, город Капшагай и два сельских округа, административно подчиненных Капшагайской городской администрации, а также планируемый город GateCity.