Что случилось. Предлагаемый МНЭ список системообразующих предприятий, который попал в соцсети и мессенджеры, вызвал неоднозначную реакцию и много вопросов в обществе, особенно среди предпринимателей. Бизнесмены ставят под сомнение справедливость выбора компаний, которые сегодня нуждаются в поддержке.
Контекст. 24 апреля глава МНЭ Руслан Даленов представил госкомиссии по модернизации экономики проект реестра системообразующих предприятий, куда вошла 361 компания в сферах строительства, транспорта, энергетики, торговли, аренды недвижимости, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.
27 апреля в своём заявлении президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что в реестр системообразующих компаний, которым будет оказана соответствующая поддержка, должны войти действительно важные для нашей экономики компании.
Кто вошёл в предварительный список. Львиную долю в списке заняли строительные компании – 218, около 35 позиций занимают компании BI Group. 86 компаний – в сфере торговли и аренды недвижимости (АО "Mega Center Management", компании "Астана-Моторс", 26 – транспортных (авиакомпании SCAT, "Эйр Астана", "Жетысу", АО "Пассажирские перевозки", аэропорты) 15 – энергетических и 5 – горнодобывающих.
Позиция НПП "Атамекен". В "Атамекене" заявили, что список с палатой не согласовывали и к формированию критериев отбора предприятий и самому формированию списка системообразующих предприятий НПП отношения не имеет.
Нацпалата участвовала лишь в распространении опросника, предоставленного МНЭ для изучения ситуации с крупным бизнесом. Отраслевые ассоциации получили опросник, но заполнение его велось по желанию предпринимателей. Факт заполнения анкеты не подразумевал включение в реестр системообразующих предприятий. В целом в НПП высказались против идеи списка как таковой.
На пресс-конференции 27 апреля председатель правления НПП "Атамекен" Аблай Мырзахметов отметил, что МНЭ должно объяснить, по каким критериям и принципам составлялся список. По его словам, этот вопрос возникает и у акционеров некоторых компаний, которые попали в список, но не подавали никаких заявок и не хотят, чтобы их подозревали в лоббизме (в пример он привёл Нурлана Смагулова – единственного акционера Astana Group).
"Наверное, министерству надо разобраться, и эксперты, которые готовили из своих рабочих материалов черновой вариант, должны дать пояснения, а не прятаться. К сожалению, эти эксперты пошли другим путём, когда шум поднялся, вместо того чтобы выйти, внятно объяснить, что это не рабочий документ. Мы не говорим, что это МНЭ виновато, но если эти списки вышли от вас, вы должны объяснить", – отметил Аблай Мырзахметов.
Позиция отраслевых ассоциаций. Союз промышленников и предпринимателей El Tiregi считает недопустимым присутствие в списке представителей видов бизнеса, "которые не должны получать государственную помощь по умолчанию". Речь идёт о салонах продаж элитных автомобилей, авиакомпаниях, аэропортах, энергетических компаниях и предприятий по строительству элитного жилья.
"Оказание государственной помощи олигархам от бизнеса, тем кто сам должен в это непростое время помогать государству и населению, выглядит как плевок в лицо всем предпринимателям и населению страны", – заявили в El Tiregi.
Союз просит аннулировать предлагаемый список предприятий, претендующих на государственную поддержку, и наказать чиновников, которые его подготовили.
Союз строительной отрасли опубликовал обращение к президенту, в котором попросил включить в список ещё восемь крупнейших строительных компаний, членов ССО. Отмечается, что кроме крупных игроков на рынке есть много мелких и средних организаций, которые тоже находятся под угрозой закрытия.
Комментарий МНЭ. В пресс-службе Министерства национальной экономики не дали пояснений по подлинности распространённого в соцсетях списка. Позже министерство прислало сообщение о том, что совместно с профильными комитетами НПП "Атамекен" и бизнес-ассоциациями продолжается работа по формированию реестра. После детального обсуждения с бизнес-сообществом и отраслевыми министерствами будет сформирован предварительный реестр и внесён на утверждение Госкомиссии по модернизации экономики. Работа будет состоять из нескольких этапов.
Вместе с тем в МНЭ отметили, что основной целью реестра является мониторинг экономического состояния крупных предприятий (занятость, налоговая база, проблемы сбыта и другое) на основе дополнительной регулярной отчётности.
Почему это важно знать. Правительство рассматривает пакет мер поддержки крупного бизнеса, который предполагает предоставление госгарантий по кредитам, налоговых отсрочек и так далее. На эту поддержку могут рассчитывать только те предприятия, которые попадут в список системообразующих. От того, каким компаниям будет оказана помощь, во многом зависит, как будет восстанавливаться экономика, каким будет уровень безработицы и благосостояния казахстанцев.