
Акимат Шымкента обвинили сразу в нескольких нарушениях, допущенных в сфере пассажирских перевозок. Тему обсудили на выездном заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. Встреча прошла на базе департамента Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции по ЮКО с участием представителей областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог, ТОО "Центр диспетчерской службы", Ассоциации автоперевозчиков "Южавтотранс".
Участники встречи назвали три системных проблемы:
- акимат города принуждает автоперевозчиков заключать договоры с завышенными для автобусных компаний условиями;
- требует от перевозчиков необоснованно частого обновления автобусного парка;
- вынуждает заключать договора с диспетчерской службой.
Перевозчики заявили, что к ним предъявляют завышенные требования через заключение нетиповых договоров с автобусными компаниями. Палата неоднократно поднимала этот вопрос совместно с прокуратурой области, которая еще в 2014 году внесла представление акиму Шымкента об устранении нарушений. Акимат должен был привести договоры организации регулярных автомобильных перевозок пассажиров в соответствие с типовым договором, утверждённым постановлением Правительства РК от 27 июня 2011 года №716. Но требование не было выполнено.

К примеру, в требованиях договоров акимата Шымкента есть такие пункты: "использование автобусов не менее восьми метров в длину", "закупка новых автобусов в течение 180 дней с даты заключения договора". В типовых договорах таких требований нет. В приложении №1 к типовой форме договора и вовсе написано, что регулярность обновления транспорта зависит от срока эксплуатации. Минимальный срок эксплуатации автобуса составляет семь лет.
"В 2006 году, когда акимат дал задание обновить автобусный парк, я взял в кредит 36 южнокорейских автобусов. В 2010 году меня снова заставили обновить парк – закупил тогда ещё 10 новых автобусов. В 2013 году, когда акимат снова потребовал обновить автопарк, отказался. После этого у меня забрали маршруты. Из оставшихся двух маршрутов меня вынудили отдать ещё один. Это очень серьёзный удар. Как мне закрывать 168 млн кредитных долгов одним лишь маршрутом?" – посетовал директор ТОО "КиУ" Отебай Тойбол.
Подобная ситуация сложилась у немалого числа автоперевозчиков Шымкента. Директор автобусной компании "Санжар-Моторс" Еликбай Токбергенов обратился к членам совета и городским властям: "Не надо нам помогать, просто дайте нам спокойно отработать до конца условия договора и, пока не расплатимся с кредитами, не забирайте у нас маршруты".
Акимат Шымкента в 2006 году создал предприятие по оказанию услуг диспетчерской службы – ТОО "Центр диспетчерской службы" (ЦДС) со 100-процентным участием государства в лице аппарата акима города. Целью было контролировать и отслеживать регулярность движения пассажирских автобусов, которые снабдили GPS-навигаторами. IT-компания ТОО "KazITServise", у которой ЦДС арендует GPS-оборудование, установила сумму за аренду в 300 тенге в месяц за один автобус.
Впоследствии ЦДС увеличил штат до 30 человек, и теперь перепродаёт услуги GPS-навигаторов по 130 тенге за каждый день с одного автобуса. Ежедневно в город выезжает 1090 единиц автобусов. При этом городской отдел пассажирского транспорта принуждает заключать договоры с ЦДС. Часть перевозчиков выступила против заключения договоров с ТОО.
При этом в 2015 году 51% доли уставного капитала ТОО ЦДС передали частному лицу А. Жумадилову – бывшему заместителю начальника отдела ЖКХ городского акимата. Как заявили перевозчики, работники компании ходят по маршрутам, выискивают нарушения, оформляют акты без присутствия автовладельцев. В итоге с рынка вытесняют неугодных перевозчиков в угоду более лояльным.
"Получается, что самые большие коммерсанты у нас – это наши чиновники. Кто, на каком основании, по каким расчётам сформировал эту цену ЦДС? По сути, наши городские власти своими действиями способствуют разорению компаний", – заявил председатель Совета по защите прав предпринимателей Мелис Сейтжанов.
Члены совета настаивают на организации проверки со стороны прокуратуры области и департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по всем озвученным фактам. Также они предложили создать рабочую группу с представителями этих ведомств по проведению анализа и мониторинга ранее проведенных конкурсов на право обслуживания маршрутов.
-
1❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2883
-
10
-
174
-
-
2⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2937
-
27
-
109
-
-
3❌ Главный въезд в аэропорт Алматы закрыли на неделю
-
2811
-
0
-
5
-
-
4🪿Массовая гибель птицы в селе Шаховское: ждать ли жителям компенсацию
-
2891
-
1
-
7
-
-
5По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2807
-
1
-
170
-
-
6❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2928
-
3
-
28
-
-
7🍽 Тараканы в школьной столовой: в Петропавловске расторгли договор с подрядчиком
-
2394
-
9
-
18
-
-
8📞 Открыта "горячая линия" для алматинцев
-
2496
-
1
-
5
-
-
9🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2477
-
5
-
149
-
-
10❗️ВАП отказалась раскрывать детали нарушений в «Самрук-Казыне», ссылаясь на секретность
-
2073
-
5
-
35
-
USD:
507.5 / 510.9
EUR:
590.5 / 595.5
RUB:
6.51 / 6.63