Пасссажироперевозчики Шымкента массово отказываются заключать договоры с центральной диспетчерской службой, открытой акиматом города ещё 12 лет назад. Уже 18 из 26 автопарков Шымкента с нового года решили сотрудничать с другой компанией.
Как поясняют автобусники, речь не идёт о лоббировании чьих-то интересов, просто услуги частной фирмы намного дешевле. Председатель ассоциации "Южавтотранс" Дархан Каюпов утверждает, что ЦДС – ненужный посредник, а для работы сейчас достаточно обычного GPS-навигатора.
"Мы устанавливаем навигатор на каждый автобус и у себя смотрим на компьютере, где и как он работает. Даём пароль акимату, и пусть мониторят. Почему мы должны содержать ЦДС, тем более, что это частное лицо. Да, первоначально они на 100% принадлежали акимату, потом 51% продали частному лицу, 49 осталось у акимата. Мы сейчас платим за каждый график ежедневно 130 тенге, за каждый автобус. Умножаем на 31 день, получается около 4 тысяч тенге. А вот другая компания, у которой мы обслуживаемся, у них каждый график стоит 1000 тенге в месяц. Есть разница?" – говорит Дархан Каюпов.
Содержание ЦДС, по подсчётам автобусников, обходится им в 4 миллиона тенге ежемесячно: в городе на линию выходят 1000 автобусов.
Но больше всего транспортников задевает, что их заставляют заключать невыгодные договоры.
"Нас заставляет акимат. В договоре чёрным по белому написано: "обязаны составить договор с ТОО ЦДС". Почему?! Мы же в правовом государстве живём, я сам вправе выбирать, где мне лучше и дешевле. Мы сейчас каждую копейку считаем. Хватит издеваться над перевозчиками! Там 34 человека работает, а тут всего 3. Есть разница?" – возмущается председатель "Южавтотранса".
Дархан Каюпов ссылается на Послание Президента, где сказано о цифровизации и максимальном исключении человеческого фактора из большинства сфер жизнедеятельности. Однако в отделе транспорта и автодорог Шымкента считают, что рубить сплеча нельзя. На создание ЦДС были потрачены бюджетные деньги, закуплено дорогостоящее оборудование, которое не должно простаивать. Компания создана в 2006 году, а в 2011 был куплен сервер и 400 автотреков за 12 миллионов тенге.
"Это оборудование мы передали в ЦДС, они занимаются диспетчерским сопровождением. Если сейчас уйдут перевозчики, то купленный сервер будет просто стоять. Оно не окупилось, и у него нет окупаемости, необходимо ежегодное сервисное обслуживание. Готовых оказывать эти услуги компаний много. Но предоставят ли они нам требуемую отчётность? А в ЦДС всё заложено. Да, перевозчики жалуются на цены. Но там отдельная группа расписаний – это когда при изменении маршрута интервал корректируется в расписании движения. У этой компании есть ли такая функция?" – говорит руководитель отдела пассажирского транспорта и автодорог Шымкента Куатжан Жуматаев.
Также, по словам чиновникам, сотрудники ЦДС гоняют на остановках застоявшихся для максимального сбора пассажиров водителей и контролируют их передвижение.
С момента своего назначения в ноябре 2017 года аким Шымкента Нурлан Сауранбаев, как и его предшественник, первым делом взялся исправлять ситуацию с пассажирским транспортом Шымкента. Сегодня в городе проходит транспортный форум, на который приехали представители почти двух десятков производителей автобусов из Узбекистана, Китая, России, Беларуси и Казахстана, чтобы пассажироперевозчики сами выбрали наиболее подходящие для себя машины.
Власти предлагают и варианты обновления автопарков, субсидирование, создание муниципального автопарка, либо 10-летние контракты с владельцами автобусов взамен добровольной покупки ими новых машин. Презентована была и программа электронной продажи билетов пассажирам. Проходит проверку разработанное в Шымкенте мобильное приложение для пассажиров.
"Мобильное приложение, которое мы разрабатывали, уже проходит обработку. Пользуясь им, любой пассажир сможет посмотреть, какие автобусы с ближайшей остановки уходят и во сколько придёт следующий. Но некоторые перевозчики ушли к другому диспетчеру, и мы не понимаем, с кем будем работать", – сетует Куатжан Жуматаев.
По его словам, вопрос с договорами на обслуживание ЦДС остаётся пока открытым.
Стоит отметить, что пока, несмотря на многочисленные штрафы за нарушения ПДД, контроль со стороны акимата и отдела транспорта, жалоб на работу городских автобусов меньше не становится. Жёсткая езда, переполненные в часы пик автобусы, отсутствие автобусов после восьми вечера и отказ ехать до конечной, если в салоне мало пассажиров – на это шымкентцы жалуются постоянно.
Сейчас в Шымкенте работают 26 транспортных компаний на 70 маршрутах, 10 из них являются социальными. В будущем власти планируют перейти на оплату за километраж.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5729
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2540
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2652
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2351
- 2
- 28
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2231
- 2
- 10
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2223
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2292
- 0
- 12
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2344
- 3
- 15
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2272
- 2
- 48
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2262
- 0
- 6