Статистика Covid-19
в Казахстане:
Заразились:
168 096
Выздоровели:
153 035
Умерли:
2 408 (17.01.2021)
Коронавирусная
пневмония:
Заразились:
46 831
Выздоровели:
34 573
Умерли:
538 (17.01.2021)

Шымкентские перевозчики выступили против навязываемой акиматом услуги

Автопарки не хотят переплачивать за навигацию, а в акимате им говорят, что на оборудование были потрачены государственные деньги и оно не должно простаивать.


Перевозчики Шымкента отказываются от навязанной акиматом услуги

Перевозчики Шымкента отказываются от навязанной акиматом услуги / Фото informburo.kz


Пасссажироперевозчики Шымкента массово отказываются заключать договоры с центральной диспетчерской службой, открытой акиматом города ещё 12 лет назад. Уже 18 из 26 автопарков Шымкента с нового года решили сотрудничать с другой компанией.

Как поясняют автобусники, речь не идёт о лоббировании чьих-то интересов, просто услуги частной фирмы намного дешевле. Председатель ассоциации "Южавтотранс" Дархан Каюпов утверждает, что ЦДС – ненужный посредник, а для работы сейчас достаточно обычного GPS-навигатора.

"Мы устанавливаем навигатор на каждый автобус и у себя смотрим на компьютере, где и как он работает. Даём пароль акимату, и пусть мониторят. Почему мы должны содержать ЦДС, тем более, что это частное лицо. Да, первоначально они на 100% принадлежали акимату, потом 51% продали частному лицу, 49 осталось у акимата. Мы сейчас платим за каждый график ежедневно 130 тенге, за каждый автобус. Умножаем на 31 день, получается около 4 тысяч тенге. А вот другая компания, у которой мы обслуживаемся, у них каждый график стоит 1000 тенге в месяц. Есть разница?" – говорит Дархан Каюпов.

Содержание ЦДС, по подсчётам автобусников, обходится им в 4 миллиона тенге ежемесячно: в городе на линию выходят 1000 автобусов.

Но больше всего транспортников задевает, что их заставляют заключать невыгодные договоры.

"Нас заставляет акимат. В договоре чёрным по белому написано: "обязаны составить договор с ТОО ЦДС". Почему?! Мы же в правовом государстве живём, я сам вправе выбирать, где мне лучше и дешевле. Мы сейчас каждую копейку считаем. Хватит издеваться над перевозчиками! Там 34 человека работает, а тут всего 3. Есть разница?" – возмущается председатель "Южавтотранса".

Дархан Каюпов ссылается на Послание Президента, где сказано о цифровизации и максимальном исключении человеческого фактора из большинства сфер жизнедеятельности. Однако в отделе транспорта и автодорог Шымкента считают, что рубить сплеча нельзя. На создание ЦДС были потрачены бюджетные деньги, закуплено дорогостоящее оборудование, которое не должно простаивать. Компания создана в 2006 году, а в 2011 был куплен сервер и 400 автотреков за 12 миллионов тенге.

"Это оборудование мы передали в ЦДС, они занимаются диспетчерским сопровождением. Если сейчас уйдут перевозчики, то купленный сервер будет просто стоять. Оно не окупилось, и у него нет окупаемости, необходимо ежегодное сервисное обслуживание. Готовых оказывать эти услуги компаний много. Но предоставят ли они нам требуемую отчётность? А в ЦДС всё заложено. Да, перевозчики жалуются на цены. Но там отдельная группа расписаний – это когда при изменении маршрута интервал корректируется в расписании движения. У этой компании есть ли такая функция?" – говорит руководитель отдела пассажирского транспорта и автодорог Шымкента Куатжан Жуматаев.

Также, по словам чиновникам, сотрудники ЦДС гоняют на остановках застоявшихся для максимального сбора пассажиров водителей и контролируют их передвижение.

С момента своего назначения в ноябре 2017 года аким Шымкента Нурлан Сауранбаев, как и его предшественник, первым делом взялся исправлять ситуацию с пассажирским транспортом Шымкента. Сегодня в городе проходит транспортный форум, на который приехали представители почти двух десятков производителей автобусов из Узбекистана, Китая, России, Беларуси и Казахстана, чтобы пассажироперевозчики сами выбрали наиболее подходящие для себя машины.

Власти предлагают и варианты обновления автопарков, субсидирование, создание муниципального автопарка, либо 10-летние контракты с владельцами автобусов взамен добровольной покупки ими новых машин. Презентована была и программа электронной продажи билетов пассажирам. Проходит проверку разработанное в Шымкенте мобильное приложение для пассажиров.

"Мобильное приложение, которое мы разрабатывали, уже проходит обработку. Пользуясь им, любой пассажир сможет посмотреть, какие автобусы с ближайшей остановки уходят и во сколько придёт следующий. Но некоторые перевозчики ушли к другому диспетчеру, и мы не понимаем, с кем будем работать", – сетует Куатжан Жуматаев.

По его словам, вопрос с договорами на обслуживание ЦДС остаётся пока открытым.

Стоит отметить, что пока, несмотря на многочисленные штрафы за нарушения ПДД, контроль со стороны акимата и отдела транспорта, жалоб на работу городских автобусов меньше не становится. Жёсткая езда, переполненные в часы пик автобусы, отсутствие автобусов после восьми вечера и отказ ехать до конечной, если в салоне мало пассажиров – на это шымкентцы жалуются постоянно.

Сейчас в Шымкенте работают 26 транспортных компаний на 70 маршрутах, 10 из них являются социальными. В будущем власти планируют перейти на оплату за километраж.