Прокурор Алишер Бараев потребовал 8 лет лишения свободы с конфискацией имущества трём фигурантам дела по факту хищений бюджетных средств алматинского метрополитена.
"Сторона обвинения пришла к убеждению, что перевоспитание подсудимых возможно только в условиях изоляции от общества и поэтому они заслуживают наказания в виде реального лишения свободы. Таким образом Укшебаева, Калдыбаева и Антипова признать виновными по пункту 4 б статьи 176 и части 3 статьи 193 и назначить им по восемь лет лишения свободы в колонии общего режима с конфискацией имущества, а также с лишением права занимать руководящие должности в течение пяти лет" , - заявил прокурор.
Также государственный обвинитель попросил суд лишить Укшебаева государственной награды "Құрмет" и взыскать с трёх подсудимых в доход государства 2,5 миллиарда тенге.
"В общей сложности, включая судебные расходы с проведением экспертиз, 3 миллиарда 27 тысяч 600 тенге перечислить в доход государства", - отметил гособвинитель.
В свою очередь адвокат Мурата Укшебаева Жунысбай Кадырханов начал свое выступление с риторического обращения к суду. По его словам, в деле, возбуждённом в отношении его подзащитного, нет состава преступления.
"Я с уважением отношусь к господину прокурору, но он в душе знает, что нет здесь состава преступления. Я его понимаю, у него работа такая", - заявил адвокат.
"В свое время, Сакен Сейфуллин и Ахмет Байтурсынов тоже были врагами народа, осуждёнными, а сейчас мы ими гордимся, памятники ставим. Я хочу сказать, что мой подзащитный Укшебаев - тоннелестроитель, это как в лётных составах истребитель высшего качества. Такого человека 20 лет не могли найти у нас в стране - нет специалистов, никто сюда не приезжает. Его пригласили, человек пришёл, оставил здесь все свои нервы и здоровье. За какие-то 4-5 лет метро работает. Депутаты маслихата здесь выступали - 100 благодарственных писем в день приходят в адрес метро, все им пользуются. О каких хищениях идёт речь?", - возмутился Кадырханов.
Юрист уверен, что через 10-15 лет именем Укшебаева будет названа одна из станций метрополитена.
"Реабилитация гражданина сроков не имеет. Суд наш чётко подошёл к этому делу и понял, что сегодня одни времена, завтра - другие",- резюмировал адвокат.
Напомним, согласно материалам дела, в декабре 2014 года Мурат Укшебаев приобрёл квартиру в Астане по улице Аман, 14, стоимостью 71 млн 874 тысяч тенге и оформил её на дочь. В мае 2015 года он купил машину Toyota Highlander 2014 года выпуска за 12 млн 93 тысячи тенге и оформил автомобиль на неработающего сына.
Директор ТОО "СредАзЭнергоСервис" Константин Антипов в июне 2010 года купил прицеп стоимостью 3 млн 869 тысяч тенге, а в июле 2010 года - автомобиль Lexus GS 460 за 11 млн 618 тысяч тенге, затем Mercedes SGL 450 – за 8 млн 174 тысяч тенге, Nissan Patrol 2011 года выпуска – за 10 млн 593 тысячи тенге, экскаватор – за 4 млн 159 тысяч тенге, погрузчик фронтальный – за 152 млн 744 тысячи тенге, трактор-экскаватор колёсный – за 1 млн 479 тысяч тенге.
Ербол Калдыбаев приобрёл строение в Алматы за 818 тысяч тенге, квартиру в Алматы стоимостью 7 млн 374 тысячи тенге, парковочные места за 3 млн 67 тысяч тенге и ещё одну квартиру в Алматы за 11 млн 646 тысяч тенге. Всё приобретённое имущество он оформил на супругу-домохозяйку.
Бывший глава метрополитена и его коллега не признали свою вину, а Антипов воздержался от заявлений, сказав только, что на следствии признал: 1 млрд 370 тысяч тенге использовал по нецелевому назначению – их он потратил на нужды подземки.
Укшебаев, Антипов и Калдыбаев обвиняются "в присвоении или растрате вверенного чужого имущества, легализации (отмывании) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путём". Кроме этих статей, Укшебаеву предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями.
Мурат Укшебаев, пять лет возглавлявший КГП "Метрополитен" Алматы, был задержан в середине этого лета и с 14 июля ожидал суда в следственном изоляторе.