Имя Ризабека Батталұлы, члена информационно-агитационной группы, который разъяснил мусульманам их семейные ценности, запомнили многие. Накануне празднования православного Рождества в Сети появилось видео (записано три года назад, как утверждают в ДУМК). Эксперт проповедует на казахском, так что мне пришлось посидеть над переводом почти восьмиминутного видео. Г-н Батталұлы делится с молодыми людьми цитатами из священных для мусульман источников – речь идёт о семейно-бытовых отношениях. Отличить собственные комментарии спикера от цитирования первоисточника непросто:

"Есть третий метод. Он самый крайний (читает по-арабски). Сказано: "бейте", в шариате разрешено. Не так, чтобы причинить увечье либо сломать какой-либо орган. Даже в хадисе у Пайгамбара (пророк Мухаммеда. – Р. М.) есть такое: "Пусть у каждого дома весит камча". Наши предки вешали камчу. Как только она (женщина) увидит камчу, будет вздрагивать, потому что будет знать, что камчой её будут бить. А сейчас хоть 20 штук камчи повесь, она и не вздрогнет. Не впечатляет. Поэтому наши предки били так, чтобы не покалечить, через одежду. Как только кончик камчи коснётся тебя, сразу будешь ползать. Попробуй один раз ударить, увидишь, как она поползёт. А сейчас это не работает."

Резюмирует теолог так: "поэтому купите камчу. Если побить камчой по рёбрам, то на следующий день она успокоится. Но это – слабость, понимайте это. Я не призываю вас бить ваших жен, она – чья-то дочь, чья-тo сестра. Самый сильный мужчина – тот мужчина, который заставил уважать себя без побоев. Вы так должны себя заставлять уважать. Вы должны показывать ей своё место. Никогда не склоняйте голову. Она должна сколнять голову. Женщина должна говорить: "Что мне сделать?", "Не устали ли Вы?", "Какую еду Вы желаете сегодня есть?", "Что Bам постирать?". Она должна вас об этом спрашивать. А на сегодняшний день мы сами стираем себе".

Эту новость из Казахстана забрал себе российский новостной агрегатор Рамблер, по теологу отписались и Спутник, и Today.kz (последний – трижды). Думаю, на фоне новостей из Саудовской Аравии и Ирана наша камча выглядит особенно архаичной. Арабы, напомню, разрешают женщинам водить и мотоциклы, и грузовики, там впервые за 35 последних лет открывают кинотеатры. В Иран же приехала первая со времён Исламской революции поп-группа (и понеслоcь).

Не кривя душой скажу, что этот спич и этот контент для меня небольшая новость. Более того, я бы хотел, чтобы у этого человека и дальше была такая возможность выступать публично. Таких людей важно знать, их нужно видеть и слышать в публичном поле, а не на полуподпольных тусовках единоверцев. После этого проще понять первопричины бытового насилия в Казахстане и предложить альтернативные подходы к обустройству семьи. Но это можно сделать лишь при полноценной и равноценной дискуссии на эту (и другие) темы.

Как это делать? Женскую покорность, навязываемую носителями штанов, элегантно удаётся высмеивать порой сетевому шуту Евгению Шестакову. Судя по возмущённым комментариям казахстанских девушек под этим видео, попытки мужчин указать им на место не всем приходятся по душе. Риторические вопросы одного известного журналиста и блогера Гульнар Бажкеновой, не экстремизм ли это, впрочем, остались пока без официальных комментариев. Но эти маленькие посты не сопоставимы с уверенной, пространной, обаятельной, дружеской проповедью, которая опирается на столь священные для всех мусульман источники.

И мне уже сейчас очевиден диссонанс в масштабах и качестве продвижения светских и религиозных ценностей. Охват аудитории, легитимность выступления, медийное продвижение спича теолога безупречен. У него в активе – качественный звук, выставленный свет, хорошее видео, размещённое на youtube, группы в социальных сетях, перепосты и комменты, эмодзи.

Интересна не столько сама персона спикера, сколько реакция аудитории в зале. Благожелательная, сочувствующая. Молодые ребята, похоже, готовы прямо отсюда отправиться реализовывать такие послания своего наставника. Такие встречи с уммой – совсем не то, что встречи с экологами, зоозащитниками или прочими общественными деятелями на общественных слушаниях.

На монологе упомянутого эксперта – порядок и тишина, благоговейность и сосредоточенность. Когда аудитория приходит к своему духовному пастырю, то шаг за шагом умме приходится волей-неволей демонстрировать своё послушание. Естественно, женщинам нельзя. Естественно, разуться. Естественно, аудио- и видеонаблюдение. Естественно, соответствующее поведение в местах отправления культа жёстко регулируется законом. Он гарантирует беспрепятственность религиозных обрядов и церемоний. За произнесённый слушателем намаза "аминь" штрафуют (был прецедент в ЗКО). Внимать аудитория обязана беспрекословно. Такие условия идеальны для проповеди. Для формирования тех взглядов, которые соответствуют внутреннему настрою и картине мира проповедника. Естественно и ожидать максимальной эффективности от таких обращений к своим единоверцам.

И, логичным образом, такие встречи потрясающе эффективно формируют наш завтрашний Казахстан. Светским он будет или же ортодоксально-религиозным? Вы видели, как и где успешно, уверенно и беспрепятственно выступают сегодня, скажем, экологи? Или зоозащитники? Или, скажем, кому и как рассказывают о преимуществах партнёрских родов?

Да, абсолютно верно. Такие тусовки – это клуб для своих. На такие встречи приходят немногочисленные, узкозаточенные на теме участники. И они толкуют про размещение пылеуловителей на притоке воздуха в алматинскую квартиру в загаженном мегаполисе. Про чипирование и стерилизацию бескрайнего стада бездомных животных. Про правильное дыхание, про работу с болью и про место папы на родах. Никого уговаривать не надо, все знают, кто сюда пришёл и зачем. Здесь незачем агитировать "за Cоветскую власть" и рассказывать про преимущества жизни в экологически чистом городе, про связь жестокого обращения с животными и брутальность в обществе, про необходимость поддержать любимого человека в самый критический момент жизни семьи – момент появления на свет их ребёнка.

Такие встречи и такие аудитории – это буквально капля в океане. Эта трибуна и эта площадка – просто ничто. Прыщик на теле мегаполиса. И, соответственно, медийный выхлоп и представленность в СМИ таких тусовок сопоставима с отчётом, скажем, председателя КСК перед тремя активными бабушками микрорайона.

Но не приведи бог выступить спикеру, продвигающему идеи, например, animal welfare, с обращением к широкой общественности. Прийти, скажем, к "простым людям", чтобы рассказать про мировые стандарты в регулировании поголовья бездомных животных. Там его ждут отнюдь не благоговейное молчание и ласкающие взоры незнакомцев. Его ждёт балаган.

Так было, например, на слушаниях общественного совета Алматы по итогам деятельности Центра ветеринарии. Экологи, которые приходили со своими аргументами на слушания по проекту Кок-Жайлау, также сталкивались с социально заточенными апашками-татешками и агашками-аташками, что не давали им порой рта открыть. Зал был заполнен такой аудиторией битком уже к началу "встречи с общественностью", и группа поддержки экологов получала от ворот поворот ещё в дверях. Мол, мест нет.

Медийный выхлоп обещает быть, правда, чуть побогаче. Ведь про такое выступление напишут журналисты. Но эффект может оказаться прямо противоположным: ну, пришёл городской фрик, ну, поржали над ним и вернулись правильные люди к своим правильным делам по регулированию численности бездомных животных. Как там у Полиграф Полиграфыча? Душили мы их, душили, душили...

С одной стороны, такие квакеры, конечно же, имеют своё право прорваться к микрофону и прокричать своё гневное "фи" всему миру, экологам, зоозащитникам и всем прочим. Но, с другой стороны, зачем на такие встречи вообще приглашать экспертов? Людей образованных, разбирающихся в проблеме и владеющих темой? Мой знакомый горластый дед из сегодняшнего автобуса без микрофона методом а-ля Жириновский заткнёт за пояс любого правозащитника, министра или даже президента, если дать ему беспрепятственно драть глотку.

Наставления Ризабека Батталұлы, впрочем, дают хороший повод пораскинуть мозгами всем тем, кто формирует информационную политику в Казахстане. Теолог беспрепятственно и потому максимально эффективно обращается к тем, кто вынужден слушать своего наставника беспрекословно. В этом львиная доля успеха его обращения независимо от его содержания.

Взяв за пример такой подход, можно работать с аудиторией, когда она не может отвернуться и проигнорировать спикера, но слушать важные для всех нас вещи ей всё же приходится. Например, на уроках вождения можно было бы организовать просмотр и пост-просмотровое обсуждение самых выворачивающих нутро последствий ДТП в Казахстане. Походы и ночные дежурства в травматологии, куда свозят жертв ДТП. Напомню, что наша республика – одна из самых опасных стран СНГ и Западной Европы. По смертности в ДТП нам отводят лидирующую позицию. Избежать просмотра будущий водитель не сможет. Ну, вывернет его пару раз – глядишь, передумает покупать права. Может быть, даже такси предпочтёт и общественный транспорт.

Так что под любую тему главное – трибуну достойную выбрать. Чтобы не впустую прокукарекать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter