Для оценки эффективности национальных реформ бюджетно-налоговой и тарифной политики можно придумать свои KPI, как это часто делают чиновники. Но можно ориентироваться и на такие базовые показатели, как, например, средний доход населения или минимальные пенсии. Также важным критерием может оказаться индекс восприятия коррупции. Потому что мы понимаем, что коррупция поглощает значительное количество ресурсов.
Читайте также: Правительство совместно с экспертами разрабатывает новые подходы к реформе бюджетно-налоговой и тарифной политики – Бектенов
И вот по этим показателям мы пока что, если так можно выразиться, плетёмся в хвосте цивилизации.
В прошлой публикации мы называли следующие цифры: в Казахстане минимальный доход – около 60 тысяч тенге на одного члена семьи, и это касается примерно 60% домохозяйств. Однако по стандартам Всемирного банка это даже ниже порога бедности.
Если смотреть на KPI, которые разрабатывает Всемирный банк, то это индексы качества государственного управления, которые включают в себя такие аспекты, как эффективность сдерживания коррупции, успешность реализации государственных программ, эффективность правоприменительной практики, степень подотчётности государства. Так вот, по этим индексам мы, конечно, очень сильно отстаём и находимся на уровне беднейших африканских стран.
Например, по таким индексам, как правоприменительная практика или эффективность выполнения экономических программ, мы показываем результаты, которые сопоставимы с состоянием стран с низким уровнем развития. Если называть показатели, на которые необходимо ориентироваться, чтобы понять, что реформы идут успешно, то это те параметры, о которых мы говорим постоянно: доходы населения, реальная борьба с коррупцией, а также ликвидация неравенства в распределении богатства.
Однако пока, согласно докладу KPMG, на который Токаев ссылался в 2022 году, 162 человека в республике владеют половиной накопленных богатств в стране.
Как можно сбалансировать интересы государства, бизнеса и граждан – другой вопрос. Мы всегда ищем баланс. Например, реформа государственного капитализма. Речь идёт о серьёзном сокращении количества национальных компаний и холдингов, передаче непрофильных активов через прозрачные аукционы. Чтобы национальные богатства принадлежали не чиновникам, которые ими управляют по своему усмотрению, а людям, которые должны быть конечными выгодоприобретателями. Это особенно важно для государственных компаний, работающих в сфере добычи природных ресурсов, а также для тех, которые изымают природную ренту.
Поэтому я считаю, что этого баланса нужно достигать в первую очередь через сокращение государственного капитализма, уменьшение аппарата чиновников и перераспределение ресурсов от государственных компаний и учреждений в пользу малого и среднего бизнеса, а также домохозяйств.
В настоящее время, по различным оценкам, консолидированный бюджет государственного и квазигосударственного секторов составляет около 85 млрд долларов. В прошлом году эта сумма была, по-моему, ещё выше, а общий бюджет закупок – 15 трлн тенге. Это большие деньги, которые не всегда распределяются прозрачно.
По некоторым данным, каждый шестой тенге государственного бюджета может быть связан с коррупционными транзакциями. Конечно, это непроверенные данные, и точной статистики нет. Но эксперты утверждают, что коррупция в государственных финансах достигла катастрофического уровня.
Это означает, что значительная часть государственных ресурсов уходит не на благосостояние граждан, а на скрытые траты. Если действительно заниматься реформами, сокращать госаппарат, повышать прозрачность, а также реформировать национальные компании, то высвобожденные ресурсы можно будет перераспределить в пользу простых казахстанцев.
Читайте также:
- История 90-х с их кабальными договорами в Казахстане не должна повториться
- Правительству придётся принимать необычные меры, чтобы иностранцы "не пылесосили" валюту из Казахстана
- Главное, чтобы декларации сдавали госслужащие, остальные – по большому счёту не при делах
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1🥩 В Астане откроется праздничная ярмарка «Соғым-FEST»
-
3723
-
0
-
8
-
-
2🛬 Слухи о строительстве нового аэропорта в Астане прокомментировал Касымбек
-
3390
-
1
-
11
-
-
3😔 Умер известный британский певец Крис Ри
-
2931
-
6
-
56
-
-
4🌥 Прогноз погоды на 23 декабря: кратковременное потепление ожидается на всей территории Казахстана
-
2769
-
0
-
6
-
-
5🎆 Где в Алматы можно запускать салюты, чтобы не получить штраф
-
2417
-
0
-
14
-
-
6⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 22 декабря
-
2517
-
0
-
5
-
-
7🌐 WhatsApp в России грозит полная блокировка
-
2629
-
0
-
50
-
-
8🎄 Почему на зимнее оформление Астаны потратили в два раза меньше, чем в прошлом году, объяснил Касымбек
-
2408
-
0
-
29
-
-
9🤔 Под видом благотворительной работы: нелегальные религиозные обряды с детьми проводили в Костанае
-
2409
-
3
-
30
-
-
10🏗🧱 На Терренкуре построят апарт-отель? Алматинцы требуют вернуть городу сквер
-
2363
-
2
-
36
-
lw-3094948329-4
USD:
513.7 / 516.3
EUR:
601.0 / 606.0
RUB:
6.39 / 6.53
Для оценки эффективности национальных реформ бюджетно-налоговой и тарифной политики можно придумать свои KPI, как это часто делают чиновники. Но можно ориентироваться и на такие базовые показатели, как, например, средний доход населения или минимальные пенсии. Также важным критерием может оказаться индекс восприятия коррупции. Потому что мы понимаем, что коррупция поглощает значительное количество ресурсов.