Прямой эфир Новости спорта

Решит ли новый Налоговый кодекс проблемы кризиса госфинансов, или Где лучше искать деньги

Политический обозреватель и экономист Рахимбек Абдрахманов о возможных источниках пополнения госбюджета.

Некоторые эксперты пытаются найти причины бюджетного дефицита и кризиса системы государственных финансов в иждивенцах среди населения и малого и среднего бизнеса (МСБ). Так ли это? Действительно, более 40% бюджета составляют социальные статьи. Но разве в условиях казахстанской модели экономики может быть иначе?

Согласно данным Национального банка, в 2024 году 61% казахстанцев не имеют сбережений. Из общей кредитной задолженности населения в размере 20 трлн тенге 80% приходится на потребительские займы. При этом 7 млн человек из примерно 9 млн экономически активных казахстанцев находятся в чёрных списках банков.

Согласно данным Бюро национальной статистики (БНС), в 2024 году:

  • 60% домохозяйств имеют средний доход на одного человека в размере 60 000 тенге в месяц, что эквивалентно 133,33 доллара.
  • 30% домохозяйств имеют средний доход на одного человека в размере 143 000 тенге в месяц, что эквивалентно 317,8 доллара.

Личные сбережения есть только у 31% казахстанцев, их общий объём по депозитам составляет 20 трлн тенге.

Что с МСБ? По данным БНС, из зарегистрированных в 2024 году юридических лиц (442 495) 40% временно бездействуют или находятся на стадии ликвидации (167 тысяч).

Почти 30% предприятий среднего бизнеса в Казахстане в первом полугодии 2024 года терпели убытки. Это значит, что в планировании налоговой политики пора оставить в покое население и МСБ, которые итак на последнем издыхании.

Значительные личные сбережения есть далеко не у всех и в основном у "избранных". Но это не значит, что нужно "доить". Только стимулировать вкладывать в реальный сектор, создавая условия.

Где искать деньги?

1. Нацкомпании и госзакупки. Основные доходы в экономике (более 60% ВВП) генерируют иностранные сырьевые и национальные компании (НК).

В 2023 году национальные компании перечислили в бюджет только 260 млрд тенге.

Госзакупки НК составили 3,8 трлн тенге, а госзакупки государственных структур – 5,1 трлн тенге.

Низкая прозрачность и высокая коррупционная составляющая в системе госзакупок ведут к огромным потерям, но и представляют значительный потенциал для экономии. Также глубокий управленческий аудит, оптимизация и передача населению части госактивов через прозрачные аукционы – другой источник пополнения бюджета.

2. Крупный бизнес. В списке Forbes Казахстана 75 человек владеют суммарным капиталом в 50 млрд долларов.

Более половины участников списка – это люди, чьи компании и накопленные капиталы должны вызывать вопросы у правоохранительных органов. Это направление также может стать источником дополнительных ресурсов.

3. Госаппарат. Только на зарплаты госаппарата, по данным Министерства финансов, уходит 1,3 трлн тенге.

Кроме того, в стране насчитывается 400 тысяч бюджетников. Общая сумма, которая тратится на содержание полумиллиона человек, остаётся открытым вопросом.

Насколько целесообразно содержать такую армию, а ещё здания, технику, автотранспорт, платить сумасшедшие комуслуги и премии в условиях кризиса госфинансов? Управленческий аудит всех бюджетных организаций – это новая сфера, которая могла бы дать колоссальную экономию бюджета.

4. Остановить выводы прибылей иностранными инвесторами. Только в прошлом году выводы иностранных инвесторов составили 26 млрд долларов. Астрономические деньги, которые, если бы были реинвестированы в экономику страны, могли бы существенно поддержать тенге, государственный бюджет и экономику в целом. Но выводят, потому что не верят. Не верят, потому что закон не для всех, а для избранных.

Между тем нищее население – источник долгосрочной нестабильности политической системы. Работа в этом направлении могла бы дать стране колоссальные ресурсы.

5. Есть тезисы отдельных экспертов, что в Казахстане МСБ излишне финансируется государством. Это так и не так. В рамках госзакупок, льготных кредитов и субсидий от "Даму", БРК, а также разных госпрограмм выделяются действительно значительные суммы. Госзакупки – коррумпированная сфера, где основные подряды только "своим". БРК давно уже стал банком "для избранных", где длинные деньги получают в основном крупные компании.

Через "Даму" – сложно, нужен залог + кредитная история, что в условиях низкой покупательной способности населения может позволить себе не каждый субъект МСБ. По программе "Дорожная карта бизнеса-2020" из 450 млрд тенге деньги получили менее 1% предпринимателей. Поэтому эти тезисы вообще несостоятельны. Прозрачность и справедливость выделения госфинансов – важный потенциальный источник роста экономики.

Выводы. Вместо того чтобы дальше выжимать последние соки из населения и МСБ, гораздо лучше сфокусировать внимание на повышении инвестиционной привлекательности для работающих и вновь заходящих иностранных инвесторов, заниматься реальной, а не имитационной оптимизацией нацкомпаний, госаппарата, сокращать и повышать прозрачность госзакупок.

Ну и, конечно же, по закону и транспарентно заняться теми участниками Forbes Казахстан, чьи капиталы могут вызывать обоснованные вопросы у правоохранителей.

Опубликовано на странице эксперта в Facebook.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров