По словам министра здравоохранения, в медицинские вузы ежегодно принимают около 6000 студентов. Хоть медицинское образование и остаётся одним из самых дорогих в мире, грантов на бесплатное обучение в нашей стране ежегодно выделяется очень много, потому что не хватает врачей. Ежегодно на рынок труда выходят тысячи дипломированных медиков, но мы по-прежнему сидим в больничных очередях, а потом часто выходим из медицинских кабинетов недовольными.

Я хочу рассмотреть основные три проблемы, которые ведут к тому, что государство тратит немалые деньги на обучение студентов, большая часть которых не будет практиковать медицину в будущем. Я считаю, что доступность бесплатного образования с примитивным отборочным конкурсом при поступлении, а также моральная неподготовленность школьников к медицине, – корень того, что в поликлиниках и больницах мы видим абсолютно незаинтересованных в чём-либо, злых и обиженных на судьбу врачей, половина из которых к тому же недостаточна квалифицирована.

Начнём со сверхдоступного бесплатного образования. Во всем мире поступать в медицинский университет сложнее всего. Во-первых, фильтром служат очень сложные отборочные требования и вступительные экзамены, а во-вторых, большая конкуренция при поступлении. В странах, где медицина на хорошем уровне, поступать на врача – это нелёгкое решение, поэтому школьники, выбирающие подобный путь, настроены пройти его от начала и до конца. В Казахстане поступление на медицинский факультет – это лишенный доверия и уважения процесс, который не только уравнивает студента-трудоголика и студента-лентяя, но и создаёт условия для неправильной мотивации.

Я отлично помню знакомых и друзей, которые выбирали медицину не потому, что они хотели быть врачами и помогать людям, а потому что они не хотели напрягать родителей с деньгами, поступая на специальности, где нет грантов. Во время школы мало кто реально задумывается, чем он или она хочет заниматься в будущем. Основная мотивация школьников – получить высшее образование бесплатно и в будущем найти себе работу в Казахстане. Ещё один немаловажный фактор – это сложность самого вступительного теста. Поступать на медицинский, зазубрив биологию, – отличный вариант. Очень жаль, что медицина – это сфера, куда люди идут, потому что нет больше выбора.

Ещё одной бедой медицинского образования я считаю возможность обучаться на платном отделении, набрав минимальный пороговый балл (около 60%). То есть у нас в стране на врача можно поступить, не имея достаточных знаний, но будучи готовым платить.

Я знаю людей, которые поступили на платное отделение медицины. Они не ходили толком в школу и никогда не готовились к вступительным экзаменам, но при этом хотели стать врачами. Как оказалось, им несложно было поступить. Достаточно было, полагаясь на удачу, "натыкать" на ЕНТ правильные ответы и взять у родителей деньги. В результате на одном факультете оказывались студент, который усердно работал, чтобы кровью и потом поступить на медицинский, и студент, единственным усилием которого было встать рано утром и сдать Единое Национальное Тестирование. Оба получили дипломы врача, а работодатель не посмотрел, кто из них учился бесплатно. И как сейчас лечит пациентов второй студент, мы можем только представлять.

Вторая проблема – это вступительные тесты по биологии, не готовящие школьников к самой медицине и не проверяющие знания на должном уровне. Биология, которую мы учим в школе, очень обобщена и охватывает только базу. Например, мы учим ботанику, зоологию, и анатомию. Соответственно, тесты при поступлении на медицинский факультет как бы проверяют все эти знания. Однако биология в школе и медицина – это абсолютные разные понятия. Проверив поверхностные знания школьника о тычинках и пестиках, невозможно оценить реальные возможности студента и его подготовку к медицине. К тому же тесты по биологии обычно составляются очень упрощённо: вопрос состоит из одного предложения, которое не требуют размышлений и фундаментальных знаний, а только зубрежку. Медицина – это не только заучивание биологии. Это умение размышлять, создавать логические цепочки, добавьте к этому ещё и фундаментальные знания математики, химии, физики, социологии, психологии.

Я считаю, что поступление в медицинский университет должно идти отдельно от ЕНТ или быть какой-то отдельной секцией тестирование, для которой учащиеся школы готовятся целенаправленно поступать на медицину. Чем больше школьник подготовлен к медицине, тем легче ему будет учиться в университете, а если он в школе не мог себя обязать к учебе и справляться со школьной нагрузкой, то поступление в мед – не место, где он может себя изменить. Цель вступительных экзаменов должна заключаться в этом – отсеять тех, кто к медицине не готов.

Но к медицине недостаточно быть готовым только в плане знаний.

Одна из моих знакомых, которая закончила один из отечественных медицинских вузов, рассказала, что из около 1500 поступивших на мед. факультет студентов, почти 600 ушли или были исключены, не закончив университет. Из тех, кто закончил, ещё половина не практиковала медицину в будущем. И если смотреть на эти цифры, а также деньги, выделенные на обучение этих студентов, понимаешь, как затратно и неэффективно работает система. В этом винить студентов, на мой взгляд, нельзя. Медицина – это нелегкое поприще. Лучше вовремя отказаться, чем продолжать идти туда со злобой и нежеланием. Но желание можно мотивировать хорошей заработной платой после окончания обучения, однако и этого у нас нет. Как моя знакомая сказала: "Всем плевать на здоровье и благополучие других людей. Людям нужны деньги. Деньги нужны для хорошей жизни. Я пошла на медика, потому что думала, что врачи хорошо зарабатывают. Я никогда так не ошибалась".

Однако причина ухода студентов заключается не только в маленькой зарплате, но и в самой сфере. Медицина требует большого количества жертв, таких как собственное здоровье, время, отношения с близкими людьми. Многие студенты понимают, что каждый день контактировать с разными людьми, разбираться в их болезнях, постоянно учиться и к тому же работать в страшном режиме – это не то, что они хотят. Идя на медицину, многие 16-17-летние школьники не знают, готовы ли они к такой жизни. Поэтому вступительный конкурс в университеты должен учитывать и моральную подготовку студентов. Медицинские вузы должны требовать в профайле какую-то волонтерскую работу в благотворительных школьных организациях или прохождение профориентации и проводить интервью с каждым школьником для оценки личных качеств.

В действительности проблема некачественной отечественной медицины и потерявших, а может, и не имевших никогда энтузиазм врачей начинается еще со школьной скамьи. И с этим нужно что-то делать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter