В 2022 году мобильные платежи должны выйти из тени: фискальные органы намерены отслеживать движение денег на счетах, выявлять теневую торговлю, чтобы весь бизнес честно платил налоги. Однако сами предприниматели особого восторга от этой перспективы не демонстрируют. Причина проста: предприниматели опасаются увеличения нагрузки. 

Руководитель Общественного объединения "Законная защита бизнеса" Амина Абденова объяснила: сегодня небольшие магазины покупают продукцию у поставщиков по ценам выше, чем товар поставляется в крупные торговые сети. Кроме того, они платят и за транзакции по безналичным переводам. В среднем ставка за безналичные платежи составляет от 1,8 до 4% в зависимости от условий конкретного банка. 

"Нас просят, чтобы мы работали по безналу. Но не обязуют так же работать фирмы поставщиков. Ни у кого из них нет терминала, они требуют платить наличными. А честности и прозрачности требуют только от нас", – подчеркнула эксперт. 

Есть и условия самих банков по установке POS-терминалов, и одно из ключевых – требования к объёму платежей. Многие небольшие магазины до установленных порогов не дотягивают, поэтому им предлагают использовать терминалы старого типа, которые очень плохо работают, и тогда магазин теряет клиента – люди не хотят ждать, пока терминал загрузится и пройдёт оплата. Суммарно, по оценкам ассоциации, за безналичные платежи "магазины у дома" платят около 5%

"Мы не против платить налоги. Сегодня и так почти 90% продаж уже идёт через безнал. И мы работаем, можно сказать, плачем и работаем. Плачем, потому что нас теперь грабит банк. А через год ещё и налоги прибавятся. Закрываться будут многие", – признаётся Абденова. 

Скорое закрытие "магазинов у дома" предрекает и глава Ассоциации мини-маркетов Казахстана Бауржан Нуркенов. И инициатива по налогообложению за онлайн-платежи просто ускорит этот процесс. 

"Бизнес должен быть честным, это наша принципиальная позиция. Но надо понять, почему малый бизнес уходит в теневой сектор экономики. Это не из-за того, что они так хотят работать, а из-за того, что их вынудила система так поступить, – рассказал глава ассоциации. – Тут вопрос не в одних безналичных платежах, проблема намного глубже. Почему ИП не выходят "в белую" работать? Проблема не в кассовом аппарате, не в терминале. Если они выходят "в белую" работать, они выходят в течение года на НДС, если будут весь оборот показывать.

А с выходом на НДС вытекает куча обязательств других, это нужно штат расширять, бухгалтеров дополнительно нанимать. А они и так не очень хорошо живут. Поэтому все работают в тени.

Как бы Минфин ни старался, малый бизнес будет на любое решение искать варианты, как работать "в серую". Нужно не систему платежей менять, а фискальную систему. Малому бизнесу невыгодно быть прозрачным и честным. В текущих реалиях малому бизнесу невозможно работать "в белую", – отметил он. 

При этом, отмечает глава ассоциации, маленькие магазины постепенно изживают себя как вид бизнеса. Причина в расширении крупных торговых сетей. В перспективе прихода на казахстанский рынок сетей из соседней России для "магазинов у дома" попросту не останется места на рынке. 

"У малого бизнеса нет шансов бороться с крупными сетями. Чтобы малый бизнес вышел "в белую", им нужно объединяться, кооперироваться путём создания закупочных союзов. Либо надо создавать продовольственные кооперативные магазины. Когда жители домов сами кооперируются и создают магазин. У таких магазинов нет цели зарабатывать, их цель – предоставлять товары по себестоимости. И тогда можно ограничиться наценкой в 5% при хорошей потребительской концентрации", – считает Нуркенов. 


Читайте также:


Директор ТОО "MedHouse Kazakhstan" Самат Исабаев отметил, что буквально за последние пару лет благодаря развитию безналичных платежей его компании удалось сократить наличный оборот в 20-25 раз. Для предприятия это оказалось даже удобней с точки зрения ведения учёта товара и бухгалтерии. Правда, пришлось расширить штат бухгалтеров. Однако предприниматель уверен: такое насильное форсирование процессов, как предполагается сейчас, не только не приведёт к увеличению безналичных расчётов, а наоборот, заставит малый бизнес уйти в тень. 

"Есть ещё такие вещи как ЭСФ (электронные счета-фактуры), СНТ (сопроводительная накладная на товар). И представьте: например, небольшая аптека, маленький оборот, а теперь им придётся ещё нанимать бухгалтера. Это дополнительные затраты. Они просто закроются. И мы потеряем ещё и рабочие места", – предупредил эксперт. 

По его мнению, перед введением подобных норм необходимо было провести мониторинг, оценить объёмы оборота в различных сегментах бизнеса, сопоставить затраты предприятий, размеры налоговой нагрузки, поскольку сегодня бизнес опасается увеличения фискальной нагрузки и штрафных санкций. 

"Шла хорошая перспектива, когда люди переходили с наличных денег на безналичные, и это шло естественным образом. А теперь, без прогноза, без оценок – ещё не все вышли из тени, а их уже напугали. Надо подходить по-другому", – считает Исабаев. 

Напомним, предполагается введение понятия "мобильные платежи" и обязанность для ИП и юридических лиц принимать плату за товары или услуги на специально предназначенные для предпринимательской деятельности счета. 


Читайте также: