Выдержит ли Жана Казахстан геополитический шторм
16 марта 2022 года президент РК Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием "Новый Казахстан: путь обновления и модернизации". Этого послания казахстанцы ждали с нетерпением. Глава государства ещё не закончил выступление, как в соцсетях уже разгорелись яростные дискуссии касательно содержания его речи. Одни люди были разочарованы и недовольны, другие, напротив, обрадованы и вдохновлены.
Директор Института общественной политики партии Amanat Мадина Нургалиева считает, что намеченные президентом реформы станут толчком к созданию в Казахстане новых политических партий.
"Вчерашнее послание оживит партийную повестку. Уже через несколько часов после выступления президента поступило сообщение о регистрации двух новых партий. И дальше таких заявок будет всё больше.
В Новом Казахстане политические партии будут играть очень важную роль. Они будут укрупняться, усиливаться, институционализироваться. В прежнее время было много критических разговоров касательно того, что у новых партий нет возможности получить официальную регистрацию. Но теперь ценз настолько снижен, что созданию новой партии практически ничего не препятствует", – отметила Мадина Нургалиева на состоявшемся 17 марта в столице круглом столе "Политические реформы 5.0: экспертный взгляд".
Политолог напомнила, что в 1991 году в Казахстане было зарегистрировано около 90 политических партий и объединений, некоторые из которых были совсем небольшими или локальными. Но дальнейшая эволюция политического ландшафта изменила ситуацию настолько, что спустя 30 лет в республике осталось только семь партий. И лишь три из них представлены в парламенте.
Теперь же, отметила Нургалиева, упрощается процедура регистрации как с юридической и организационной точек зрения, так и с временной, хронологической. Порог регионального представительства партий снижен до 200 человек. Если раньше инициативная группа должна была насчитывать не менее тысячи человек, то теперь хватит и 700. Созданы благоприятные условия для зарождения новых партий.
Запрет акимам и их заместителям занимать должности в филиалах партий позволит последним усилить контроль над деятельностью акиматов.
По мнению директора Экспертного института Европейского права и прав человека Марата Башимова, усиление парламентского контроля за расходованием бюджетных средств позволит нанести мощный удар по коррупции и повысит доверие населения к власти.
"Верховенство прав человека имеет большой приоритет для президента. Теперь сотрудники правоохранительных органов и другие госслужащие смогут обращаться в Конституционный суд с просьбой рассмотреть соответствие Конституции законов, подзаконных актов", – подчеркнул Марат Башимов.
Ещё один важный момент предложенных политических преобразований – реформа Сената. Долгое время шли споры, зачем нужен Сенат унитарному государству. Но он всё равно представляет регионы, обеспечивает баланс интересов, считает Башимов. При этом правильно, что Сенат теряет законотворческую функцию. Она должна принадлежать только Мажилису.
Директор Института истории государства Еркин Абиль взглянул на текущую ситуацию сквозь призму системной динамики. Эта дисциплина рассматривает общество и государство как открытые, самоорганизующиеся, динамические системы. Они живут и развиваются согласно определённым законам. И один из таких законов заключается в том, что большинство систем в процессе своего жизненного цикла время от времени попадают в состояние неустойчивого равновесия, которое называется "точкой бифуркации".
Этот период обычно короткий, но в нём система может кардинально изменить вектор своего дальнейшего развития и двигаться по этой траектории очень долго, пока снова не окажется в точке бифуркации. Сегодня Казахстан оказался именно в такой точке. Решения, которые будут приняты сейчас руководством страны, определят её будущее на долгие годы.
"Скоро в республике появятся три новых области и три новых административных центра. Это уникальный шанс для государства создать государственные органы, а именно акиматы, которые устроены совсем по-другому, чем те, к которым все привыкли. Которые, вместо того чтобы пилить бюджет, будут оперативно решать проблемы и эффективно сотрудничать с местными сообществами, – сказал Еркин Абиль. – Где будут сведены к минимуму коррупция, трайбализм, бюрократическая волокита, от которых очень трудно избавиться в уже сложившихся системах.
И если этот эксперимент удастся, это сильно повысит доверие граждан к власти и выбьет почву из ног провокаторов, мечтающих снова посеять смуту в стране", – считает Еркин Абиль.
С точки зрения первого заместителя председателя партии "Ауыл" Толеутая Рахимбекова, послание президента от 16 марта 2022 года можно считать отправной точкой для строительства Нового Казахстана. В нём были даны предварительные оценки трагическим событиям января, а тон главы государства звучал очень решительно. Когда президент говорил о новом законе о мирных собрания, то упомянул, что есть люди, которые считают возможными и даже нужным нарушать этот демократически по сути закон. И подчеркнул, что послаблений не будет: этот закон, как и все другие, должен неукоснительно соблюдаться.
"Трансформация страны от суперпрезидентской республики к президентской, при сильном парламенте и ответственном правительстве, приостановлении членства президента в партиях – всё это вызвало бурю одобрения среди казахстанцев. Президент подчеркнул, что для него реформы не ради реформ, а ради ощутимых перемен к лучшему", – добавил Толеутай Рахимбеков.
Касым-Жомарт Токаев в выступлении отметил, что отказ от чрезмерных президентских полномочий станет важным фактором, который обеспечит необратимость политической модернизации в стране. По его словам, предлагаемые инициативы принципиально изменят правила игры и сформируют прочный фундамент дальнейшей демократизации казахстанского общества.
Читайте также:
- В Казахстане будет смешанная избирательная система. Что это значит
- Ближайшим родственникам президента запретят занимать должности в правительстве
- Токаев предложил сократить президентскую квоту в сенате c 15 до 10 депутатов