Невыносимая яркость бытия. Огни больших городов сводят казахстанцев с ума
В стремлении решить проблему недостаточного освещения городских улиц и дворов власти, похоже, перестарались: в некоторых районах Алматы и Нур-Султана света стало слишком много. Он льётся отовсюду – из окон квартир, от магазинных витрин, уличных фонарей, подсветки зданий, рекламных экранов, сверкающих гирлянд. От световой какофонии не скрыться даже за плотными шторами.
Раздражённые горожане
Жительница алматинского микрорайона Тастак-2 Рената Фесенко пожаловалась корреспонденту Informburo.kz на освещение её двора и аллеи по улице Прокофьева ниже Толе би:
"После недавней реконструкции фонарей стало в три раза больше. Проникновение неприятного света в квартиру мешает сну. Плотные шторы и жалюзи не справляются. При этом избыточное освещение отрицательно влияет не только на нас. Прежде всего это нарушение природных ритмов, суточных и даже сезонных. Даже птиц у нас стало как будто меньше", – сказала она.
Другая жалоба поступила от Саиды Шамсудиновой:
"Тема светового загрязнения крайне актуальна и болезненна, особенно для жителей центра. Когда мы жили на улице Панфилова, неоновые вывески, бегущие строки бесконечно алели, синели, зеленели, мелькали, прыгали и бегали в окнах всю ночь! Огромный монстр – экран на здании ЦУМа своим светом и мерцанием покрывает всё и сводит с ума жильцов, да и находиться рядом, идти мимо крайне неприятно.
Это настолько некомфортно и токсично, что просто грозит неврозами и прочими нестабильностями психики, если жить рядом. Арбатовцы и жители улицы Панфилова понимают, о чём речь. И дискомфорт, что нельзя выглянуть в окно и посмотреть на ночной город, вдохнуть тишину, пустоту и темноту улиц. Никакие призывы к хозяевам бизнеса, акимату, полиции результата не имели. В итоге пришлось продать квартиру и перебраться в другой район", – рассказала Шамсудинова.
Алматинка, не пожелавшая назвать свою фамилию, пожаловалась на два огромных телевизора, установленных на новом здании на углу улиц Абая и Гагарина.
"Маленький работает круглосуточно, а большой отключают на ночь, но когда пасмурно, большой мерцает, как фонарик на ёлке. Приходится окно весь день зашторенным держать. Мы ходили с письмом в офис компании, но понимания не нашли. Обращались в Open Almaty и в акимат, там тоже ничего не добились", – подчеркнула она.
Многих жителей раздражает яркое сияние новых жилых комплексов:
"Можно же хотя бы в полночь выключать. Интересно, кто платит за этот свет, жители, наверное? Это расточительство!" – написала при обсуждении этой проблемы в Facebook Жазира Идрисова, проживающая на улице Розыбакиева.
"В разрушенном трамвайном депо всю ночь горит прожектор. Светит прямо в окно, ночью можно свет не включать, так ходить, потому что уснуть всё равно невозможно", – пожаловалась там же Елена Карчевская.
Агрессивный свет лишает нас гормона молодости
Яркий свет в ночное время отрицательно воздействует не только на текущее самочувствие, но и на психическое и физическое здоровье в долгосрочном аспекте. Так как в вечернее и ночное время у человека запускается выработка крайне важного гормона – мелатонина.
Мелатонин поддерживает цикл сна и бодрствования (он также известен как "гормон сна"), регулирует температуру тела, замедляет старение и увеличивает продолжительность жизни, оказывает антистрессовое и противоопухолевое воздействие, обладает свойством уменьшать мышечные боли, влияет на репродуктивные функции. Мелатонин также называют "гормоном молодости", и его недостаток ухудшает самочувствие.
Дефицит мелатонина приводит к преждевременному старению организма, увеличивает риск онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. А для полноценной выработки мелатонина требуется полная темнота.
Свет, особенно яркий и особенно его синий спектр, препятствует этому процессу. Новые светодиодные фонари имеют как раз синий спектр. При этом во многих странах становятся модными так называемые янтарные светодиоды. Они экономичные и светят приятным тёплым светом.
Существенный вклад в световое загрязнение вносят LED-экраны, транслирующие рекламные ролики с мелькающей картинкой, что не только разрушающе действует на зрение и психику, но и негативно влияет на дорожную безопасность.
"Всем известен эффект тёмного пятна, возникающий после взгляда на яркий источник света (послеобраз). Водители, столкнувшись с таким эффектом, легко могут спровоцировать аварийную ситуацию. Любой грамотный светодизайн должен отвечать критериям безопасной мобильности", – отметила Жанна Спунер.
Особенно опасен мелькающий свет для людей, страдающих эпилепсией или аутичными расстройствами, он способен вызвать судорожные явления. Мелькающий и мерцающий свет опасен для людей с высокой миопией и признаками деградации сетчатки глаза. Также он вреден для детей с их неокрепшей нервной системой.
Другой источник загрязнения – подсветка, нередко мерцающая, новых жилых комплексов и бизнес-центров. Таким положением дел недовольны не только местные жители, но и урбанисты.
"Конечно, эстетично подсвечивать здания вдоль центральных улиц, особенно общественные, создавая тем самым эффектную и импрессивную стилистику современного города. Ведь ночные панорамы одни из самых зрелищных. Именно свет помогает создать неповторимую и запоминающуюся атмосферу городского пространства, что повышает его туристическую привлекательность. Только это совсем не значит, что нужно превращать все здания, особенно жилые, в новогодние гирлянды", – считает Спунер.
При этом подсветка зданий ни в коем случае не должна мешать жильцам, в частности, их ночному отдыху. В окна жилых домов не должны попадать прямые лучи света в тёмное время суток. Также вблизи жилья не должно быть источников слепящего света, например, LED-экранов.
Читайте также:
- Гулливеры среди лилипутов. Алматинцев возмущают многоэтажки в историческом центре города
- Сагинтаев остановил точечную застройку в центре Алматы после обращения жителей на отчётной встрече
- Электросамокаты: транспорт будущего или опасная игрушка
То же самое относится и к новым уличным фонарям. В некоторых местах их стало чересчур много и у них резкий, неприятный свет.
Власти Алматы в 2018 году заключили с ТОО "АВМ-building 2007" договор о модернизации системы наружного освещения. Согласно этому документу, в течение пяти лет (с 2019 по 2023 год) предусмотрена замена старых лампочек на новые LED-светильники с диммированием. По всему городу устанавливаются светильники со значением световой температуры – дневной белый 3 500–4 500 К (кельвинов). При этом тёплый белый свет имеет значение ниже 3 500 К, тёплый жёлтый – ниже 3 000 К.
Еще есть такое понятие, как цветовая температура. При изменении температуры света объекты будут выглядеть по-разному. Если на улицах, в парках, в скверах теплосветопередача неправильная, то людям будет некомфортно, а растения будут выглядеть неэстетично. Также массовый свет не должен привлекать большое количество насекомых, иначе они опадают вокруг фонарей, и это вредит экосистеме.
Свет влияет на восприятие пространства и поведение людей. Последнее время во многих дворах и парках ставят фонари с холодным белым светом, больше предназначенным для дорожного освещения. Для прогулочных зон такой свет весьма неприятный, раздражающий, нагнетающий тревогу и ломающий всю эстетику городских природных ландшафтов. Люди в таких местах гуляют меньше. Если бы свет был теплее и мягче, проводить время в таких пространствах было бы гораздо приятней.
Правильно подобранное освещение повышает активность взаимодействия горожан со средой. В разных ситуациях требуются разные световые решения, но в целом бесспорно, что тёплый свет воздействует на людей гораздо позитивнее, чем холодный. Свет напрямую влияет на здоровье людей, и городские власти обязаны исследовать и учитывать этот момент при световой урбанизации, – подчеркнула Жанна Спунер.
Каждый фонарь имеет световое пятно определённого диаметра. И поэтому ставить их нужно на таком расстоянии, чтобы световые зоны не пересекались. Но это правило соблюдается всё реже, так как подрядным организациям выгодно установить как можно больше осветительных приборов и освоить большой бюджет.
"Наглядный пример – верхняя часть проспекта Аблай-хана в Алматы. Вдоль тротуаров получился настоящий частокол из светильников. Их пришлось ставить плотно, учитывая слабое свечение, при этом в основном свет всё равно поступает от дорожных фонарей. Другой пример – Казгуград. Там тоже появилась аллея из фонарей. Получилось нефункционально, неэстетично и затратно, – рассказала спикер.
"Расскажу пример ответственного подхода, в котором участвовала сама, – проект Ботанического сада. При разработке концепции и выработке техзадания за основу было взято самое экологичное решение, ведь сад – научная лаборатория, где растения, животные, птицы должны жить по биологическим часам. Поэтому в саду нет высотного освещения растительности, только вдоль дорожек установлены светильники высотой до метра, расположенные максимально удалённо, чтобы было видно путь. Однако такая система подходит только охраняемым территориям, для обычных парков необходимо учитывать криминальные риски", – поделилась личным опытом Жанна Спунер.
Как защитить права горожан
Таким образом, законом прямо предусмотрена необходимость учёта безопасности граждан и их комфорта даже при размещении и эксплуатации уличного освещения в местах их пребывания и проживания.
В тех случаях, когда в окна жильцов бьёт слишком яркий свет с улицы, вполне возможно, что наружное освещение установлено с нарушением требований перечисленных норм и правил. Разумеется, это будет нарушением права граждан на обеспечение светового комфорта и безопасности. И они вправе обратиться с жалобой в местные исполнительные органы.
"Часто фонари ставят близко к фасадам домов или в их направлении. Но любое освещение должно устанавливаться по проекту, а не по воле завхозов, которые, не зная элементарных норм и здравого смысла, лезут не в своё дело", – сказал Филатов.
Лучше всего для освещения тротуаров подходят светильники с рефлектором, потому что не виден источник сияния, который может оказывать негативное воздействие на зрение. Свет отражается от белой поверхности сверху и мягко рассеивается на поверхности тротуаров, пояснил Филатов.
Известный столичный архитектор Сагындык Джамбулатов считает, что решением проблемы давно пора заняться.
Я считаю, что после полуночи подсветка зданий, за исключением некоторых государственных объектов, должна отключаться.
На мой взгляд все эти световые и цветовые решения должны проходить через городскую комиссию, в которой должны состоять не только архитекторы, светотехники, но и обязательно медики с экологами, а также представители КСК/ОСИ, – подчеркнул эксперт. – Освещение – крайне важный вопрос, и его нельзя отдавать на откуп местным чиновникам и подрядчикам. Считаю, что пока не поздно, этот вопрос надо активно поднимать и составить продуманную программу по освещению.
Хотя даже сейчас только за счёт технической коррекции можно улучшить ситуацию с раздражающим освещением на 30%. А если собрать экспертный совет, составить программу на основе его рекомендаций, то можно улучшить ситуацию на 70%", – заключил архитектор.
В управлении благоустройства Алматы сообщили, что уличным освещением занимаются районные акиматы, и жаловаться нужно туда. Их представители обязаны отреагировать на жалобу и разобраться. Но больше шансов на положительную реакцию, если обращение будет не от одного человека, а от группы жильцов.
Также диспетчерский пункт "Алматы Кала Жарык" осуществляет приём заявок круглосуточно без выходных по номеру 8 (727) 300-75-41/42.
А жалобы на яркие экраны акимат Алматы принимает по номеру 240-80-00 (внутренний 210).
Читайте также:
- Новая развязка на Рыскулова в Алматы стала смертельно опасной, считают жители
- "Умные" светофоры заработали на дорогах Алматы
- С гостиницы "Казахстан" в Алматы снимают обшивку. Что там происходит?