14 и 15 октября "Астана Балет" открыл Х юбилейный сезон новой постановкой "Кармен-сюита". 

Корреспондент Informburo.kz побывала на предпремьерном показе, чтобы узнать, чем на этот раз удивят столичного зрителя. 

Как создавался шедевр

Кубинский постановщик Альберто Алонсо создал одноактный балет "Кармен-сюита" в 1967 году специально для Майи Плисецкой

Он был на гастролях в Москве, когда увидел талантливую балерину. Хореограф обещал ей подготовить к следующей встрече либретто будущего балета по мотивам новеллы Проспера Мериме. 

Спектакль готовился в кратчайшие сроки. Костюмы были сшиты к утру премьерного дня, а на генеральную репетицию тогда выделили всего один день.

Майя Плисецкая в "Кармен-сюите" в Большом театре / Фото с сайта Radiovan.fm

Когда речь зашла о музыке к балету, Майя Плисецкая хотела, чтобы её написал Дмитрий Шостакович, но композитор отказался, заявив, что не желает конкурировать с Жоржем Бизе, чью оперу хотели использовать в основе произведения.  

Тогда Майя Плисецкая обратилась к Араму Хачатуряну, но тоже получила отказ. Спасать положение пришлось мужу балерины – Родиону Щедрину. 

"За 20 дней Родион Щедрин взял самые популярные темы из оперы и гениально их оркестровал. Оставил только струнные и ударные инструменты. Теперь "Кармен-сюита" исполняется на всех симфонических концертах и абсолютно не привязана к балету. Это очень популярное произведение", – рассказал главный дирижёр театра "Астана Балет" Арман Уразгалиев. 

Премьера 40-минутного балета состоялась на сцене Большого театра в 1967 году. Долгие годы это был "личный балет" Майи Плисецкой. 

Майя Плисецкая и Родион Щедрин / Фото с сайта Radiovan.fm

В чём особенность балета

Балет начинается с партии Кармен, которую исполняет ведущая солистка театра "Астана Балет" Айнур Абильгазина. 

Из декораций – полукруглая сцена, имитирующая арену для корриды. С потолка свисает красное полотно с быком, а на верхнем ярусе установлены стулья для танца балетной труппы. На балерине традиционный наряд Кармен – красно-чёрное кружевное платье. 

Айнур Абильгазина в роли Кармен / Фото пресс-службы театра

Начинается танец, и сразу становится понятно, почему критики называют этот балет антиклассическим. В движениях – резкость и напряжение. Прямые линии рук и ног, стремительные повороты, широко расставленные ноги, отведённое бедро и подёргивания плечами. 

В каждом взгляде и па Кармен читается страстная натура цыганки, роковой девушки, которая пленяет любого мужчину, свысока и насмешливо смотрит на всех присутствующих.

Кармен и Хозе / Фото пресс-службы театра

Для Айнур Абильгазиной это не первая роль Кармен. Впервые с ней она выступала в Казахском национальном театре оперы и балета в Алматы. 

"Тогда мне было 27 лет, в образе проявлялась какая-то наивность. Сейчас я чувствую эту роль совсем по-иному, глубже. Пришла насмотренность, прожит определённый жизненный опыт. Хотя было немного сложновато. Мы готовились к постановке и одновременно выступали с балетом "Козы Корпеш и Баян Сулу". Там нежность, здесь страсть. Пришлось перестраиваться", – объяснила Айнур Абильгазина. 

Её напарниками в этой постановке были двое артистов  – Сундет Султанов (Хозе) и Байхадам Тунгатаров (Тореро). 

Тореро, Коррехидор, Кармен и Хозе / Фото пресс-службы театра

По сюжету действие происходит на городской площади. Караульный пост занимает солдат Хозе. Красивый молодой человек привлекает внимание Кармен, которая хочет влюбить его в себя. Но Хозе не нарушает порядка и не оставляет свой пост. 

Кармен хочет привлечь внимание Хозе / Фото пресс-служба театра

Вдруг происходит драка между работницами табачной фабрики, и Кармен объявляют зачинщицей. Коррехидор велит Хозе отвести девушку в тюрьму, но влюблённый юноша отпускает Кармен и, совершив измену, решает сбежать. 

Хозе влюбляется в Кармен / Фото пресс-служба театра

Появляется Тореро. Его рассказ о своих подвигах не оставляет Кармен равнодушной – и теперь она влюблена в Тореро. Хозе ревнует, но девушка не замечает этого.

Тореро и Кармен / Фото пресс-служба театра

Коррехидор велит Хозе вернуться в казарму, но тот прогоняет офицера ножом. Кармен поражена поступком Хозе, она вновь обращает на него своё внимание. 

Хозе прогоняет Коррехидора, на сцене появляется Рок / Фото пресс-службы театра

На сцену выходит Рок, который предсказывает цыганке трагическую судьбу. Тореро решает сразиться на арене с Роком, в котором также воплощён образ быка. Кармен смотрит на эту битву заворожённо. 

Тореро сражается с Роком / Фото пресс-службы театра

Хозе требует, чтобы Кармен вернулась к нему, но девушка, ценящая свою свободу, отвергает офицера. Не в силах с этим смириться, Хозе убивает Кармен кинжалом. 

Гибель Кармен / Фото пресс-службы театра

В танце читается, что отношения Кармен и Хозе – это отчаянная страсть, безудержная любовь.

Хозе просит любви Кармен / Фото пресс-службы театра

В отношениях же Кармен с Тореро заметен взаимный интерес, любопытство, интрига.

Тореро рассказывает о своих подвигах / Фото пресс-служба театра

Художественный руководитель театра Нурлан Канетов пригласил поставить балет российского специалиста Большого театра Тимофея Лавренюка. 

По словам хореографа, он максимально сохранил нюансы и стиль спектакля 1967 года, который поставил Альберто Алонсо. 

"Раньше я уже ставил этот балет в Алматы. Нурлан Канетов был знаком с моей работой и пригласил меня стать постановщиком. Я согласился, не раздумывая. Для меня это не просто работа, а творчество. Рад, что могу передать артистам ту хореографию, которую я сам в своё время танцевал на сцене", – отметил Тимофей Лавренюк. 

Он дополнил, что времени на постановку было не так много. Весь процесс занял три недели, но с перерывами, так как труппа одновременно выступала с другими спектаклями. Однако благодаря профессионализму и отдаче артистов, им удалось закончить всё в срок. 

Тимофей Лавренюк ставит хореографию / Фото пресс-службы театра

"Кармен" будут показывать в один вечер с другим одноактным балетом – "Орфей и Эвридика", хореографом которого выступила Кристина Полин, ученица великого Джона Ноймайера. Это премьера прошлого, девятого театрального сезона.


Читайте также: