Сколько зарабатывают пилоты, решившие массово уволиться из Казавиаспаса
Informburo.kz продолжает тему вертолётчиков из "Казавиаспаса", которые массово написали заявления об уходе, требуя улучшений условий труда и повышения зарплаты.
Глава МЧС Юрий Ильин, комментируя жалобы лётного состава, заявил, что сейчас проводится служебное расследование и результаты проверок не заставят себя долго ждать.
"Требования и недовольства были связаны и с заработной платой, но хочу сказать, лётный состав – они все получали неплохие деньги. Не раскрывая никого, скажу, что за год доходы пилотов, которые в том числе и писали (заявления. – Авт.), – более 20 млн тенге. Что касается работы в структуре МЧС, естественно, МЧС работает не всегда в благоприятных условиях, не всегда условия проживания или базирования состава, как в пятизвёздочном отеле. Будем разбираться", – сказал Юрий Ильин.
В нашу редакцию также поступил развёрнутый ответ от пресс-службы МЧС по каждому из 16 требований лётчиков. Корреспондент Informburo.kz попросила пилотов ознакомиться с ответами ведомства и высказать своё мнение.
По их словам, зарплат, о которых говорил министр, лётчики никогда не получали, а комиссия, которую создало министерство для разбирательств, уже сообщает о том, что выявила нарушения жилищных условий.
Между тем одного из опытнейших пилотов-инструкторов Дулата Ахметова уволили сегодня, 6 апреля, из-за "нарушений норм служебной этики", хотя по словам лётного состава, он лишь защищал права пилотов.
Так что же ответило МЧС на жалобы лётчиков, и почему они недовольны этими ответами?
Требование 1. При выполнении работ по заявкам "Казавиалесоохраны" обеспечить состав нормальными жилищно-бытовыми условиями
В нашем предыдущем материале лётчики жаловались на то, что во время работы в пунктах Акколь, Красный Кордон и Жасыбай их жилищные условия были спартанскими: они не могли помыться, жили в заброшенном деревянном частном доме, где были проблемы с водой, а искать дрова им приходилось в лесу.
В МЧС отметили, что создали комиссию, которая 4 апреля вылетела в эти населённые пункты, чтобы рассмотреть жалобы сотрудников. По словам члена комиссии Газиза А., подтвердилось, что условия проживания в Акколе и Красном Кордоне не соответствуют нормам.
"За прошлый год не было ни одной проверки жилищных условий на этих точках со стороны руководителя лётной службы, хотя это и входит в его обязанности. Служба контроля качества приезжала в самом начале, когда были арендованы помещения для жилья, больше её не было", – заметил Андрей Бухал, пилот-инструктор лётного подразделения вертолётов западного производства лётной службы АО "Казавиаспас".
Требование 2. Прекратить процесс увольнения пилота-инструктора Андрея Бухала
Сам Андрей Бухал 31 марта после слов руководства "Если не нравятся условия – увольняйтесь" подал заявление об уходе. Лётчик имеет стаж работы 30 лет, а в 2021 году получил благодарственное письмо от министра по ЧС за спасение 10-летней девочки в Чарынском каньоне.
В МЧС заявляют, что заявление Андрей написал по собственному желанию, и он его не отзывал, поэтому прекратить процесс увольнения они не могут. При этом в разговоре с Informburo.kz пилот пояснил, что заявление было подано из-за нарушения трудового договора, согласно статье 56, пункт 3, Трудового кодекса РК. Это не было заявление об увольнении по собственному желанию.
Он может отозвать документ после устранения нарушений: например, таких как несоблюдение режимов труда и отдыха. Однако трудовой спор с Андреем не открывался, и предложения для решения разногласий до него не доводились.
Требование 3. Производить оплату за переработку
Почему пилоты жалуются на несоблюдение режимов труда и отдыха? Дело в том, что во время дежурства по поисково-спасательному обеспечению пилоты могут работать более 12 часов в сутки, а летом – более 15, однако в табеле им будут всегда ставить 8 часов рабочего времени.
В МЧС на эту жалобу заявили, что в табеле установлен среднегодовой восьмичасовой рабочий день, независимо от сезонности. Зимой светлое время короче, чем летом, но пилотам ставят восемь часов.
"Если брать продолжительность дежурства в самый короткий световой день в году, он равен 7 часов 41 минуту. Самый длинный световой день в году – 16 часов 47 минут. Поэтому никак не может среднегодовой рабочий день быть 8 часов. Таким образом снижается фактическое время работы лётного экипажа", – отметил Еркен Джумагалиев, командир лётного подразделения вертолётов западного производства.
Требование 4. Оплачивать работу в выходные и праздничные дни не только за налёт часов и дежурство
Ещё одна проблема – когда экипаж выходит на работу в выходной или праздничный день, в табеле рабочего времени ему ставится "выходной / дежурство". То есть по факту человек работает, а в графике у него выходной.
Оплата за работу в выходной день выдаётся сотрудникам "Казависпаса" не как в обычный будний день, а только фиксированная сумма за дежурство и налёт часов (если есть) без оклада по дням, что пилоты считают незаконным.
В МЧС на это лишь подтвердили, что они не выплачивают оклад.
Приведём пример. В марте у Андрея Бухала было только два выходных дня, несмотря на то, что март был полон праздниками. В табеле же будет указано, что он каждую субботу и воскресенье отдыхал.
"За июль прошлого года у меня было 412 часов рабочего времени. Была написана служебная записка на имя гендиректора "Казавиаспаса". Мне сказали: "Докажи, что ты работал", – хотя у них все эти планы есть. И так происходит каждый месяц у всего лётного и инженерного состава. Идёт переработка, что не учитывается", – заметил пилот.
Требование 5. Произвести индексацию должностных окладов с учётом инфляции
В июне 2022 года вице-министр МЧС генерал-майор Марат Кульдиков в ответ на запрос лётчиков рекомендовал индексировать им оклад с января 2023 года, но этого не произошло.
Зарплата лётчиков состоит из двух частей – оклада и оплаты за налёт. Оклад командира воздушного судна составляет 276 тысяч тенге, а второго пилота – 233 тысячи. Именно эту сумму лётчики просят проиндексировать.
В МЧС на требования сотрудников заявили, что зарплаты у пилотов хорошие, выплата за налёт зависит от МРП, а он каждый год увеличивается. В итоге рядовой командир воздушного судна, по их подсчётам, получает в месяц в среднем 1 168 825 тенге, второй пилот – 811 546 тенге, а пилот-инструктор – 1 490 708 тенге. Однако лётчики уверяют, что таких зарплат они никогда не получали.
"Чтобы командир воздушного судна заработал 1,1 млн тенге, ему нужно находиться на дежурстве 30 дней в месяц без выходных. Такая же картина со вторыми пилотами. Командир воздушного судна при дежурстве 15 дней и налёте 15 часов в месяц получает 681 тысячу тенге, а второй пилот – 502 тысячи. Выполняя полёты, пилот рискует своей жизнью – считаем, что это смешная заработная плата. Финансовая служба предъявила эти данные без учёта НДС и отчислений в пенсионный фонд. Суммировав также премии, отпускные и командировочные расходы на питание и жильё, что никаким образом не может быть включено в окладную часть", – объяснил Денис Зубков, замкомандира лётного подразделения вертолётов западного производства.
Требование 6. При выполнении работ по заявкам "Казавиалесоохраны" производить гарантированную ежедневную выплату за дежурство в размере двух лётных часов
Когда экипаж работает по заявкам "Казавиалесоохраны", он начинает работу на рассвете и заканчивает её на закате. В пожароопасные дни лётчики выполняют полёты, но в остальное время они находятся рядом с воздушным судном на дежурстве.
Если полёты есть, им за них платят, а если нет, то ничего, кроме суточных. Это и возмущает пилотов, поэтому они требуют гарантированную оплату двух лётных часов, если даже полётов нет, потому что они всё равно находятся на дежурстве.
Однако в МЧС отметили, что это в договоре не предусмотрено.
Требование 7. Отстранить от занимаемой должности директора лётной службы и его заместителя
В МЧС ответили, что и и директор, и его заместитель имеют соответствующее образование и опыт работы, поэтому об увольнении руководства речи не идёт. К примеру, директор лётной службы работал в государственной авиации и имеет стаж 37 лет.
По словам же лётчиков, государственная авиация значительно отличается от гражданской. Поэтому их руководство не в полной мере понимает специфику лётной работы. Тем более что в государственной авиации они были штурманами, но командирами воздушных судов никогда не были.
Требование 8. Провести служебное расследование по факту выполнения полётов с места директором лётной службы Мирбеком Курманалиевым во время тренировочных полётов
Один из случаев, возмутивших лётный состав, произошёл 19 февраля этого года, когда один из обучаемых пилотов "Казавиаспаса" обратился в Службу контроля качества и безопасности полётов с жалобой на инструктора о неправильном обучении.
Как сообщает МЧС, чтобы оценить правильность действий инструктора, директор лётной службы Мирбек Курманалиев находился в качестве служебного пассажира в кабинете вертолёта. Нарушений по этому факту выявлено не было.
Однако пилоты говорят иное. Директор лётной службы Курманалиев, по их словам, находился не на пассажирском месте, а в кресле командира и имел непосредственный доступ к управлению. Пилот-инструктор в это время находился на месте второго пилота. Видеоподтверждение у них имеется.
"В соответствии с Правилами производства полётов в гражданской авиации (параграф 4 ст. 120), не допускается нахождение в кабине лётного экипажа лиц, не связанных с выполнением полётного задания, а также предметов, ограничивающих управление ВС, нормальную эксплуатацию его систем и оборудования. Просим Авиационную администрацию Казахстана разобраться в законности нахождения", – отметили в коллективном письме лётчики.
Они подчеркнули, что директор лётной службы не имеет свидетельства авиационного персонала, медицинского сертификата и в задании на полёт даже в качестве пассажира не был указан.
"Ничего не меняется"
В итоге лётчики отметили, что точно такие же ответы от МЧС им присылали и в прошлом году. Объёмы работы увеличиваются, пилоты и инженеры практически не живут дома, чувствуется нехватка персонала, а компании это выгодно. Те, кто работают в "Казавиаспасе" давно, подчёркивают, что раньше было лучше, работа в праздничные и выходные дни хотя бы учитывалась.