Транспортная отрасль в поиске новых возможностей, но пока не очень понимает, куда следует двигаться и в каком направлении целенаправленно работать – мир меняется слишком быстро и становится менее предсказуемым.

Ещё недавно морские перевозки считались самыми дешёвыми и удобными, пусть порой чересчур длительными, но авария контейнеровоза Ever Given и последующая блокировка Суэцкого канала показала перспективность железной дороги.

Позже выяснилось, что железнодорожные станции часто не справляются с большим потоком грузов, контейнеры могут простаивать в ожидании разгрузки дни и недели. Да и пандемия коронавируса внесла свои корректировки в международные транспортные маршруты. Тогда автотранспорт показал себя с лучшей стороны: закрыта одна страна – можно свернуть и проехать через другую.

После начала вооруженного конфликта на территории Украины проблем с логистикой стало больше.

В рамках V Международного транспортно-логистического бизнес-форума New silk way специалисты в области логистики отмечали, что сегодняшняя ситуация по обработке внешнеторговых потоков содержит в себе целый комплекс проблем, но возможности для быстрого выхода на новый виток тоже есть. Сейчас, когда перевозчики осваивают новые маршруты, разные страны заинтересованы перетянуть грузопоток в свой транспортный коридор.

Перевозчики грузов осваивают новые маршруты / Фото Informburo.kz

Про мост между Европой и Азией

Казахстан – самая крупная страна, которая не имеет выхода к морю, но в то же время является мостом между Европой и Азией. Об этом давно рассуждают, но теперь стали говорить ещё больше.

Текущий тренд на усиление наземных транспортных маршрутов создаёт неплохие возможности для Казахстана. Пока всё складывается успешно. Объём транзитных контейнерных перевозок в направлении Китай – Европа – Китай по сравнению с прошлым годом вырос на 4% и составил 499 тысяч ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств).

Сравните три цифры: 11 лет назад транзит по сообщению Китай – Европа за целый год составил всего 1300 контейнеров, а в 2021 году – 700 тысяч. Транзитом через Казахстан в прошлом году провезли один миллион контейнеров.

"Для развития транспортных коридоров и обеспечения транспортной связанности нам необходимо продолжить работу по формированию выгодных маршрутов", – отметил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Алмаз Идырысов.

Казахстан уже реализовал такие проекты как транзитный автокоридор Западная Европа – Западный Китай, открыл терминал в порту Ляньюньган, Сухой порт в СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота". Для увеличения объёмов транзита в Транскаспийском направлении ведётся работа по развитию контейнерного хаба на базе порта Актау и строится паромный торговый флот.

Транспорт и логистика – новые возможности / Фото Informburo.kz

"Создание хаба включено в Национальный проект "Сильные регионы – драйвер развития страны". Стоимость проекта – 10,4 млрд тенге. Предполагается переориентация на Транскаспийский международный транспортный маршрут части транзитных грузов, следующих из Китая в Европу, и развитие контейнерной линии Туркменбаши – Актау – КНР", – поделился планами Идырысов.

Сейчас прорабатывается проект по строительству новой железнодорожной линии "Дарбаза – Мактаарал", модернизации участка "Достык – Мойынты", части транзитного коридора Китай – Европа. К 2025 году ожидается рост контейнеропотока с 40 тысяч до 133 тысяч ДФЭ.

Либо благо, либо угроза

Основными барьерами в ходе реализации масштабных транспортных проектов становятся плохая координация работы логистических центров и разрешительная система осуществления грузовых перевозок. И здесь есть засада. Крупный бизнес и большой капитал могут захватить развивающиеся рынки.

"Идёт процесс слияния, поглощения. Мы видим, что гиганты логистического рынка начинают своё продвижение на рынки развивающихся стран. В современных обстоятельствах это может быть как благом, так и определённой угрозой", – отметил председатель совета директоров национальной компании "Казахстан темир жолы", заместитель председателя союза транспортников Казахстана Юрий Лавриненко.

А тренд на "зелёные" технологии создаёт дополнительные затраты, но с этим ничего не поделать – необходимо соответствовать определённым экологическим стандартам, чтобы получить перспективы по устойчивому развитию.

Про самое дорогое в логистике

"Эффективно функционирующая транспортная сеть в одной стране может быть не столь эффективной в контексте международных перевозок, где задействованы страны с разным уровнем развития логистики", – сказал генеральный секретарь постоянного секретариата межправительственной комиссии ТРАСЕКА Асет Асавбаев.

Разный уровень инфраструктурного развития – это действительно проблема. Казахстан давно взял на себя обязательства развивать логистическую отрасль до высочайшего уровня и в этом направлении движется (где-то хорошо получается, где-то – не очень).

"С началом реализации цифровых перевозок между Казахстаном и Узбекистаном были внедрены зелёные полосы на модернизированном пункте пропуска "Конысбаев" (Казахстан), соединённого с пунктом пропуска "Яллама" (Узбекистан)", – о кейсе, на который нужно равняться, рассказал глава постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в Евразии Вадим Захаренко.

Похожий зелёный коридор есть у Турции с Болгарией. Но в основном разрешительная система пунктов пропуска в большинстве стран оставляет желать лучшего. По отличным дорогам водители могут быстрее приезжать к перегруженным пунктам пропуска, где будут долгое время простаивать.

"В логистике самое дорогое – это время. Раньше операции по перецепке-перегрузке в Беларуси занимали до трёх дней, а сейчас так отлажена работа, что все эти операции могут быть совершены не дольше, чем за три часа", – сообщил заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Дубина.

Казахстан обязался развивать логистику до высочайшего уровня / Фото Informburo.kz

Разные интересы, разные коридоры

По мнению статс-секретаря, замминистра транспорта России Дмитрия Зверева, в логистике важно знать ответ на три вопроса: кто, что и как.

"Кто везёт, что везёт и каким образом груз будет доставлен из точки А в точку В. Россия уделяет первостепенное значение формированию современной транспортной и сопутствующей инфраструктуры. Был сформирован перечень международных транспортных коридоров, сделан расчёт балансов, выявлены все узкие места. Мы определили участки, где необходимо либо создать, либо модернизировать транспортную инфраструктуру, чтобы достичь того провозного баланса, который хотели бы", – рассказал Дмитрий Зверев.

В этом году россияне полностью перешли на электронные транспортные накладные, со следующего года будет переход на электронные путевые листы.

Россия планирует активно развивать три направления:

  • транспортный коридор "Север – Юг", для транспортировки грузов из стран Персидского залива и Индийского океана;
  • транспортный коридор в направлении Азово-Черноморского бассейна;
  • восточное направление в сторону Китая.

Турции же интересен Средний коридор, по которому товар переправляют из Китая в Европу (через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию).

"Турция ставит перед собой цель увеличить проходимость Среднего коридора в кратко- средне- и долгосрочной перспективе, – рассказал замминистра транспорта и инфраструктуры Турции Омер Фатих Саян. – В краткосрочной перспективе мы ожидаем что объёмы вырастут на 5%, в средней – на 11%, а в долгосрочной – на 22%". 

В соответствии с генпланом транспортной логистики Турция планирует построить более шести тысяч километров высокоскоростных линий железнодорожного сообщения и запустить 622 высокоскоростных поезда.

"Таким образом мы создадим хороший грузопоток между Азией и Европой, увеличим в четыре раза общий объём перевозимых грузов", – уверен замминистра. 

Иран желает построить железную дорогу между Ираном и Китаем через Центральную Азию. Также для страны важны транспортные артерии для связи Европейских стран через Иран.

"Мы готовы продвигать коммерциализацию маршрута, чтобы сделать его привлекательным для всех сторон", – сказал замминистра дорог и градостроения Ирана Шахрияр Эфендизаде.


Читайте также: