Планируется приобретение новейших E-190 E2 от бразильского авиастроительного концерна Embraer. Они придут на смену E-190 первого поколения, который Air Astana эксплуатирует уже шесть лет. Прототип нового самолёта был впервые представлен в Сингапуре на авиационно-космическом салоне Singapore Airshow-2018, где наш корреспондент Григорий Беденко побывал по приглашению российской авиастроительной корпорации "Иркут". Об этой и других новинках мирового гражданского авиапрома в эксклюзивном репортаже Informburo.kz.


Сингапур – финансовый и деловой центр Юго-Восточной Азии / Фото Григория Беденко

На днях в Сингапуре, крупнейшем финансовом и деловом центре Юго-Восточной Азии, завершился авиационно-космический салон Singapore Airshow-2018. Первая по величине в Азии и третья в мире выставка передовых разработок в сфере авиации и космоса проводится один раз в два года при поддержке организации гражданской авиации Сингапура.


На Singapore Airshow-2018 были представлены новейшие разработки в области военной и гражданской авиационной техники / Фото Григория Беденко

В этом году свои последние разработки в гражданской и военной сферах представляли более тысячи компаний из 50 стран мира. По словам организаторов, около 70% участников авиасалона – крупнейшие игроки на аэрокосмическом рынке, среди которых Airbus, Boeing, Rolls-Royce, Lockheed Martin.




Embraer E-190 E2 на статике Singapore Airshow -2018 / Фото Григория Беденко

Как правило, на таких крупных международных презентациях производители авиационной техники впервые выводят в свет новые модели самолётов, которые зачастую ещё не завершили программу испытаний и не получили сертификатов. Но при этом на новые типы воздушных судов уже имеется портфель заказов от различных авиакомпаний мира. К таким разработкам относится и новое поколение региональных пассажирских авиалайнеров от бразильского концерна Embraer.


На борту E-190 E2 / Фото Григория Беденко

Специфика Embraer связана с производством так называемых региональных лайнеров – узкофюзеляжных пассажирских самолётов средней дальности (от 3 556 до 5 186 километров в зависимости от модифицикации). Впервые о начале производства E-Jet E2 (2-го поколения) было объявлено пять лет назад на авиасалоне в Ле-Бурже. При этом руководство авиастроительного концерна заявило, что не будет разрабатывать новый самолёт, а сосредоточит усилия на разработке модернизированных версий.


Оборудование пилотской кабины. В отличие от своих конкурентов бразильцы решили сохранить в своем новом самолёте старый добрый штурвал / Фото Григория Беденко

Всего по новому проекту к настоящему времени создано три модификации E-Jet.

E 175-E2. Добавлен ещё один ряд кресел по сравнению с нынешним E-175. Способен брать на борт до 88 пассажиров. Первые поставки планируются в 2020 году.

E 190-E2 сохранил ту же конфигурацию, что и E-190, вмещает до 106 пассажиров. Первые поставки планируются в первой половине 2018 года.

E 195-E2 увеличен на три ряда кресел по сравнению с нынешним E-195, вмещает до 132 пассажиров. Первые поставки планируются в 2019 году.


С помощью этих ёмкостей с водой проверяется аэродинамическая устойчивость лайнера при различных вариантах центровки / Фото Григория Беденко

На авиасалоне в Сингапуре был впервые представлен E 190-E2. Самолёт позиционируется бразильскими маркетологами как "охотник за прибылью" (Рrofit Hunter), а его заводская ливрея выглядит более чем оригинально: в носовой части лайнера с помощью аэрографии изображена хищная морда тигра. Впрочем, подобными штуками Embraer балуется уже не первый раз: в прошлом году на Ле-Бурже был презентован E 195-E2 c изображением головы орла.


Внешне E 190-E2 заметно отличается от E-Jet первого поколения / Фото Григория Беденко

И вот тут начинается самое интересное. Дело в том, что с E 190-E2 связаны серьёзные планы по обновлению авиапарка у компании Air Astana. Первый самолёт этого типа поступит в Казахстан уже в ноябре текущего года.


Ариэн Мейер, директор по коммерческим вопросам Embraer / Фото Григория Беденко

– Мы называем E-2 "охотником за прибылью", так как значительно модернизировали самолёт, улучшив его экономическую эффективность. Мы заметили, что если у клиентов есть маленький самолёт, затраты на рейс будут ниже, но затраты на одно пассажирское место будут выше. Мы поняли, что с семейством авиалайнеров E-2 стоимость рейса будет значительно ниже, а стоимость места будет очень конкурентоспособной по сравнению с Boeing-737 и A320. Поэтому мы называем самолет Profit Hunter. Этот самолёт предназначен для охоты за прибылью, – рассказывает Ариэн Мейер, коммерческий директор Embraer.


На E 190-E2 установлены новые двигатели, также изменена основная стойка шасси / Фото Григория Беденко

– Что было изменено в конструкции самолёта?

У самолёта новые двигатели, новый дизайн крыльев, также полностью обновлён интерьер. Шасси тоже новые. Самолёт полностью модифицирован от носа до хвоста. У него новая электродистанционная система управления 4-го поколения. В принципе, этот самолёт сконструирован так, чтобы улучшить все показатели именно по экономической части.


После Сингапурского авиасалона бразильцы прилетели в Алматы / Фото Григория Беденко

– Насколько он стал экономичнее?

– Как мы предполагали, по сравнению с E1 при аналогичной конфигурации, новый самолёт должен был на 16% быть экономичнее в плане расхода топлива. Но на самом деле оказалось, что экономия составляет 17,3%. По техобслуживанию E2 экономичнее на 15-20%, в зависимости от режимов эксплуатации в той или иной компании.


Новый E-Jet называют "охотником за прибылью" / Фото Григория Беденко

– Сколько воздушных судов этого типа уже заказано?

– Сейчас на этот самолёт более 700 заказов, из них более 300 – твёрдые заказы. Первым эксплуатантом будет норвежская компания Wideroe’s. Первый коммерческий полёт он совершит 24 апреля. Второй эксплуатант – это Air Astana, которая получит самолёт в ноябре. И в следующем году мы планируем поставить удлинённую версию E-195 E2 первому заказчику – бразильской компании Аzul.


Эффектное выступление индонезийской пилотажной группы Jupiter aerobatic на турбовинтовых самолётах KAI KT-1B / Фото Григория Беденко

– Cамолёт уже прошел сертификацию?

– Cейчас самолёт на последней стадии сертификации. Мы уже завершили все тестовые полёты, подали документацию в соответствующие органы и ждём ответа. В течение пары недель должны получить сертификат.


Рынок Юго-Восточной Азии считается весьма перспективным для бизнес-авиации / Фото Григория Беденко

Что любопытно, сразу после завершения Сингапурского авиасалона новый E-Jet по пути домой совершил короткую остановку в Алматинском международном аэропорту, где был показан казахстанским авиационным блогерам и журналистам. Здесь же о планах авиакомпании по модернизации авиапарка рассказал президент Air Astana Питер Фостер.


Питер Фостер, президент авиакомпании Air Astana / Фото Григория Беденко

– Мы успешно эксплуатируем E-190 в течение шести лет. Поэтому переход на E-2 – это естественный прогресс. Кабина пилотов идентична, нам не потребуется проводить дополнительное обучение пилотов. Они могут сразу совершать полёты на новых лайнерах.


Embraer также имеет собственную линейку бизнес-джетов / Фото Григория Беденко

– Сколько всего самолётов заказано, и как вы будете их эксплуатировать?

– В настоящий момент мы заказали пять самолётов, общие планы – на 16 единиц. Air Astana будет одной из первых авиакомпаний, эксплуатирующих этот тип самолёта. Поставка начнётся в конце этого года. Мы планируем, что эти самолёты будут летать как внутри Казахстана, так и в соседние зарубежные страны. Это приграничные с Казахстаном города России и такие города как Бишкек, Ташкент, Душанбе, Баку. В настоящий момент у нас в парке 11 E-190 первого поколения, мы их будем постепенно заменять с приходом новых самолётов. Планируем обновить парк примерно за два года.


Посетители Singapore Airshow -2018 / Фото Григория Беденко

Однако и в этой бочке мёда есть своя ложка дёгтя. Дело в том, что новые E-Jet оснащены двигателями cерии PW-1000 от американского производителя Pratt & Whitney. Продукт был выведен на рынок откровенно сырым, хотя как изготовители, так и многие заказчики стараются делать хорошую мину при плохой игре, называя все проблемы "детскими болезнями", возникающими, когда речь идёт о принципиально новых технологиях. Так или иначе, но пострадали от технических проблем, связанных с этими движками, многие авиакомпании, первыми получившими новые модели Airbus и Bombardier, в том числе и Air Astana. Двигатели семейства PW-1000 устанавливаются на самолёты Bombardier CSeries, Mitsubishi Regional Jet (MRJ), Embraer E-Jet E2 в качестве единственно возможного варианта, а также для МС-21 и Airbus A320neo в качестве одного из вариантов.


Экспозиция Embraer вызвала повышенный интерес у сингапурских журналистов / Фото Григория Беденко

С момента начала эксплуатации первого PW1100G на Airbus A320neo в конце января 2016 года в авиакомпании Lufthansa выявились три основных изъяна. Первый: тенденция к отклонению вала ротора из-за разности температур поверхностей. Он был официально устранён на всех экземплярах в октябре 2016 года. Второй: ускоренный износ материалов на внутренней поверхности камеры сгорания. Pratt & Whitney в настоящее время только ищет пути его устранения. Третий: разрушение углеродного уплотнителя вокруг третьего подшипника компрессора высокого давления.


Прокатиться не желаете? / Фото Григория Беденко

Наибольший ущерб был причинён индийским авиакомпаниям GoAir и IndiGo, выбравшими для своего парка A320neo двигатели серии PW1000G: они периодически вынуждены останавливать полёты в связи с проверками и заменой изношенных раньше срока частей. Дело дошло до того, что нервы не выдержали и у руководства Airbus. Финансовый директор европейского авиастроительного гиганта Харальд Вильхельм упрекнул Pratt & Whitney в том, что фактическая производительность новых турбовентиляторных двигателей оказалась "неудовлетворительной", и хотя возникновение проблем можно было предвидеть заранее, "всё равно пришлось дожидаться доказательств". Задержка поставок A320neo в конце 2016 года оказалась главным фактором, сдержавшим рост прибыли в первом квартале текущего года, объяснял Харальд Вильхельм, и вызвавшего 52-процентное падение показателей Airbus. В целом, по официальной версии Airbus, непригодными к эксплуатации являются 30% всех двигателей серии PW1000.


Продукция Gulfstream Aerospace / Фото Григория Беденко

А вот что думает по этому поводу руководитель Air Astana:

– По факту получается три проблемы с этими двигателями. На E-190 E2 устанавливается модификация двигателя PW-1900G, и туда перекочевала одна из проблем – камера сгорания, где происходит ускоренный износ материалов внутренней поверхности. Pratt & Whitney выпустило уже третью модификацию данного узла. Как нам объясняют в Pratt & Whitney, проблема тоже решаемая, но на это необходимо время, – сообщил Питер Фостер.


Авиасалон проходил в выставочном центре сингапурского аэропорта Changi / Фото Григория Беденко

– Как вся эта ситуация отразиться на безопасности полётов в вашей авиакомпании, особенно, когда вы получите новые E-Jet?

– У нас уже есть негативный опыт с А-320neo. Но для нас это не было так болезненно, так как у нас всего два самолёта с двигателями типа PW-1000. Остаётся надеяться, что проблемы будут решены до конца этого года. Вы знаете, как мы относимся к безопасности: это наш абсолютный приоритет.


E-190 E2 был самым заметным экспонатом ависалона / Фото Григория Беденко

Лётно-технические характеристики E-190 E2:

  • Экипаж – 2 пилота.
  • Пассажировместимость – от 97 до 114 человек.
  • Длина – 36,2 метра.
  • Высота – 11 метров.
  • Максимальный взлетный вес – 56 900 кг.
  • Максимальный вес полезной нагрузки – 13 080 кг.
  • Длина разбега – 1 800 метров.
  • Длина пробега – 1 250 метров.
  • Максимальная скорость – 870 км/ч.
  • Дальность – 5 186 км.
  • Практический потолок – 12 500 метров.
  • Cиловая установка – 2× Pratt & Whitney PW1900G.

Модифицированный SSJ-100 на статике Singapore Airshow-2018 / Фото Григория Беденко

Ещё одним любопытным экземпляром, представленным на Сингапурском авиасалоне, стал российский модифицированный ближнемагистральный лайнер SSJ-100, который производится компанией "Гражданские самолеты Сухого". Принципиальное отличие новой модификации этого регионального самолёта – использование винглетов (саблевидных законцовок крыла). Это позволяет улучшить взлётно-посадочные характеристики и снизить расход топлива не менее чем на 3%. По расчётами производителя, SSJ-100 c винглетами обеспечит авиакомпаниям-эксплуатантам экономию до пяти миллионов рублей в год на один самолёт.


Вид из пилотской кабины SSJ-100 / Фото Григория Беденко

Однако самое интересное в судьбе российского "суперджета" – это его предстоящая сертификация для полётов из аэропорта London City. Этот небольшой аэродром с относительно короткой полосой, предназначенный для бизнес-авиации, расположен в центре Лондона, в деловых кварталах. По словам президента ГСС Александра Рубцова, компания до конца текущего года рассчитывает получить сертификат на выполнение посадок на полосу 1,2-1,3 тысячи метров. Добиться этого, как считает Рубцов, можно в том числе и благодаря установке специальных законцовок крыла. В ближайшем будущем ГСС планирует предложить "Аэрофлоту" установить законцовки на все 50 самолётов SSJ-100, находящихся в парке компании. Базовой версии SSJ-100 для взлета необходима взлётно-посадочная полоса длиной 1 425 м, для посадки – 1 760 метров. В целом для данного типа самолётов необходима полоса длинной 1,8-2 тысячи метров.


Сергей Коростиев, шеф-пилот испытательной программы SSJ-100 / Фото Григория Беденко

– Здесь представлена машина 97006, которой оперирует ГСС и использует её для своих испытательных полётов. По сути это первый публичный показ машины с доработанными горизонтальными законцовками крыла, – рассказывает Сергей Коростиев, шеф-пилот испытательной программы SSJ-100. – Первый полёт мы сделали 21 декабря и провели короткую предварительную испытательную программу. Сняли характеристики и оценили изменения по расходам, а также те изменения, которые мы ожидаем увидеть от самолёта. Мы прервали свою испытательную кампанию, для того чтобы принять участие в Сингапурском авиасалоне. Как вернёмся, продолжим сертификационные испытания самолёта.


Российские лётчики-испытатели из компании "Гражданские самолеты Сухого" на борту SSJ-100 / Фото Григория Беденко

– Когда будет получен сертификат?

– Трудно говорить о сроках, но я надеюсь, что программа испытаний будет сжатая, потому что этот самолёт ждут: именно серийные самолёты с этими законцовками ждут наши заказчики.


Модифицированный "суперджет" отличается от базовой модели новыми законцовками крыла / Фото Григория Беденко

– Если ли уже заказы на модифицированный SSJ-100?

– Конкретно на эту опцию у нас есть заказчик, также мы будем предлагать её другим заказчикам. По нашим расчётам это даст уменьшение скоростей на посадку. Они не так важны, но связаны с необходимой дистанцией для взлёта и для посадки в сторону уменьшения. То есть, соответственно, самолёт может садиться на более короткие полосы. И вторая производная этих изменений – уменьшение часовых расходов, соответственно, уменьшение стоимости эксплуатации. По своей начинке самолёт в целом не отличается от серийной модели.


Испытательный борт №97006 / Фото Григория Беденко

Ещё одна любопытная новость, связанная с SSJ-100, которая была озвучена на Singapore Airshow -2018 – это разработка облегчённой версии самолёта. Лайнер будет вмещать 75 пассажиров (в базовой версии – 98 кресел). Модификация позволит осуществлять региональные перевозки по маршрутам протяжённостью 1500-2000 километров. Самолёт может выйти на рынок в 2022 году. Также рассматривается вариант смены двигателя на самолёте (сейчас используется российско-французский SaM-146). Стоит напомнить, что SSJ-100 – первый гражданский самолёт, разработанный в России. Он относится к семейству региональных воздушных судов. Дальность полёта базовой версии составляет 4,4 тысячи километров, вместимость – 98 пассажиров. Производство лайнера началось в 2011 году. За рубежом SSJ-100 эксплуатируется в Мексике и в Ирландии, крупнейший эксплуатант в России – "Аэрофлот".




A 350-1000 на статике Singapore Airshow-2018 / Фото Григория Беденко

Из гражданских тяжеловесов звездой Сингапруского авиасалона однозначно стал новейший продукт Airbus – A 350-1000. В настоящее время самолёт находится в демонстрационном турне по странам Ближнего Востока и Азиатско-тихоокеанского региона. Турне предшествовала всесторонняя программа сертификационный испытаний, продолжавшаяся менее года, по итогам которой А350-1000 получил сертификат от Европейских авиационных властей (EASA) и Федерального управления гражданской авиации США (FAA).


Салон экономического класса / Фото Григория Беденко

Во время турне испытательный борт A350-1000 (MSN065) посетит 12 городов, преодолев 55 500 км. Это Доха, Маскат, Гонконг, Сеул, Тайбэй, Ханой, Сингапур, Бангкок, Сидней, Окленд, Токио и Манилу. MSN065 является одним из трёх испытательных бортов А350-1000, который принимал участие в программе сертификационных испытаний. Самолёт оснащён пассажирским салоном, рассчитанным на размещение 40 пассажиров в бизнес-классе, 36 в улучшенном экономическом и 219 экономическом.


Инженерное оборудование на борту A 350-1000 / Фото Григория Беденко

A350-1000 – самая вместительная модель семейства А350 XWB. Самолёт на 95% унифицирован с А350-900 и имеет единый допуск типа с А350-900. В типовой трёхклассной компоновке А350-1000 вмещает 366 пассажиров, что на 40 пассажиров больше, чем А350-900. Помимо большей вместимости, А350-1000 также отличается от А350-900 модифицированной задней кромкой крыла, шестиколёсной тележкой шасси и более мощными двигателями Rolls-Royce Trent XWB-97. На данный момент 11 заказчиков с пяти континентов разместили заказы на 169 самолётов A350-1000.


Цифровое оборудование пилотской кабины A 350-1000 / Фото Григория Беденко

Лётно-технические характеристики А350-1000:

  • Длина – 73,8 метра.
  • Высота – 17,05 метра.
  • Размах крыла – 64,75 метра.
  • Максимальная взлётная масса – 308 тонн.
  • Макс топливная емкость – 156 000 литров.
  • Двигатели – Rolls-Royce Trent XWB.
  • Тяга – 97 000 фунтов.
  • Крейсерская скорость – 0.85 Маха (930км/ч на эшелоне).