На завершившемся в Ле Бурже 52-м Парижском авиасалоне ведущие мировые авиастроительные концерны показали свои самые свежие разработки. Основная конкурентная борьба за мировые рынки коммерческой авиации сейчас разворачивается между двумя гигантами: американским Boeing и европейским Airbus. При этом свою нишу занимают и более мелкие игроки. Об этом в репортаже нашего специального корреспондента Григория Беденко.

Сегодня именно Airbus и Boeing определяют облик современной коммерческой авиации, а также тенденции и пути развития этой высокотехнологичной сферы на ближайшие годы и даже десятилетия. Более мелкие авиастроительные фирмы идут как бы в фарватере этих мегакорпораций, используя в своих разработках основные тенденции, намеченные европейцами и американцами. Сейчас вопрос лишь в том, кто именно займёт третье почётное место. Очень серьёзные притязания на "бронзу", как показал недавно завершившийся 52-й Парижский авиасалон, имеют южноамериканские производители.


Статическая экспозиция компании Embraer

Статическая экспозиция компании Embraer / Фото Григория Беденко

Компания Embraer S.A. – бразильский авиастроительный конгломерат и один из лидеров мирового рынка пассажирских региональных самолётов. На сегодняшний день главным конкурентом Embraer является канадская компания Bombardier. Однако на Ле Бурже именно бразильцы продемонстрировали больше всего образцов новейшей продукции.


Демонстрационный полет E-195-E2

Демонстрационный полет E-195-E2 / Фото Григория Беденко

Компания со штаб-квартирой в Сан-Паулу была создана в 1969 году. Изначально Embraer S.A. полностью контролировалась государством и выполняла госзаказ. До 1975 года она оставалась единственным поставщиком самолётов для местного рынка. Выпускались в основном военные самолёты. Ситуация изменилась в 1985-м, когда был представлен первый пассажирский лайнер регионального класса. Небольшой Embraer EMB 120 Brasilia мог перевозить до 30 пассажиров на расстояние 1700 километров. Для Бразилии с её огромной и по большей степени необитаемой территорией это был очень удачный проект.


Демонстрационный полет E-195-E2

Демонстрационный полет E-195-E2 / Фото Григория Беденко

Стремительный рост Embraer и выход компании на международные рынки начались с момента её приватизации в 1994 году. В 2000 году компания впервые разместила свои акции на двух фондовых биржах – NYSE и бразильской Bovespa. В середине 90-х годов руководство компании принимает решение о переориентации производства с военных на небольшие коммерческие авиалайнеры.


Демонстрационный полет E-195-E2

Демонстрационный полет E-195-E2 / Фото Григория Беденко

Вскоре Embraer замахнулся и на рынок региональных воздушных судов вместимостью от 70 до 110 кресел. Также было подготовлено производство небольших административных самолётов, так называемых бизнес-джетов. Сегодня бразильская компания выпускает все три вида авиационной техники и достаточно серьёзно продвинулась в применении новейших технологий, элементной базы и материалов.


Рулёжка на стоянку

Рулёжка на стоянку / Фото Григория Беденко

На парижском авиасалоне бразильские авиастроители представили три свои флагманские модели в каждом сегменте. Первая относится к семейству так называемых E-Jet. Это линейка двух узкофюзеляжных пассажирских лайнеров средней дальности. Она включает в себя 4 модификации: E-170, E-175, E-190 и E-195. Кстати, 9 бортов модификации E-190 летают в составе флота национального авиаперевозчика Казахстана – авиакомпании Air Astana.


E-195-E2 на статике

E-195-E2 на статике / Фото Григория Беденко

В 2013 году здесь же, на Ле Бурже, руководство компании заявило о запуске программы создания второго поколения пассажирских самолётов, имеющих кодификацию E-Jets E2. В состав новой линейки войдут три модификации E-175-E2, E-190-E2 и E-195-E2. Ввод в эксплуатацию первого самолёта E190-E2 запланирован на первую половину 2018 года, E-195-E2 – на 2019 год, а E-175-E2 – на 2020 год.


На борту E-195-E2

На борту E-195-E2 / Фото Григория Беденко

E-195-E2 – самый вместительный представитель семейства. На борту лайнера можно разместить 146 пассажирских кресел в одном классе. В двухклассной компоновке самолёт будет вмещать 120 пассажиров. E-195-E2 оснащён двигателями PW-1000 G американской компании Prat &Whitney. Первым эксплуатантом нового самолёта станет бразильская авиакомпания Azul. Она заказала 30 бортов с одноклассной компоновкой салона на 130 пассажиров.


Пилотская кабина E-195-E2

Пилотская кабина E-195-E2 / Фото Григория Беденко

– Это абсолютно новая разработка и она появится на рынке только в 2019 году, – рассказывает Рикардо Сантос, директор по корпоративным коммуникациям Embraer. – По своим параметрам этот самолёт очень близок к самолётам Боинга и Эйрбаса. По размерам он больше, чем традиционный региональной самолёт, но в этом заключается его универсальность. Самолёт можно использовать и на более протяжённых маршрутах благодаря экономичным двигателям.


Бортовое параметрическое оборудование

Бортовое параметрическое оборудование / Фото Григория Беденко

На авиасалоне демонстрировался экспериментальный образец E-195-E2 с очень эффектной ливреей – в носовой части самолёта изображена голова хищной птицы. Пассажирский салон на борту не смонтирован, вместо него размещено исследовательское оборудование. Нам предоставили возможность посидеть в креслах испытателей и заглянуть в пилотскую кабину.


Бортовой испытательный комплекс

Бортовой испытательный комплекс / Фото Григория Беденко

Весьма любопытна технология испытания поведения самолёта при различных вариантах центровки. Для этого внутри кабины размещены ёмкости с водой. Жидкость перекачивается из одной цистерны в другую, чтобы имитировать смещение центра тяжести. При этом проверяются управляемость и аэродинамическая устойчивость самолёта. В целом новый Эмбрайер создаёт впечатление очень современной машины, на которой, по всей видимости, пассажиры из разных стран мира будут летать всё следующее десятилетие.


Демонстрационный полет KC 390

Демонстрационный полет KC 390 / Фото Григория Беденко

Вторая новинка от бразильских авиастроителей – это двухмоторный тактический военно-транспортный самолёт средней дальности KC 390. Работы по его созданию начались в 2009 году по заказу бразильских ВВС. Приобрести машину изъявили желание и некоторые страны Южной Америки, включая Аргентину. Грузовой версией самолёта заинтересовалась также бразильская почтовая служба Correios. При создании KC 390 были использованы технологии, применявшиеся при производстве авиалайнеров серии E-jets. На сегодняшний день это самый крупный самолёт, когда-либо созданный бразильскими авиастроителями.


Рулёжка на стоянку

Рулёжка на стоянку / Фото Григория Беденко

Любопытно, что KC 390 внешне и функционально схож с японскими самолётами аналогичного класса Kawasaki C-1 и C-2, однако отличается от них более изящным дизайном. Самолёт предназначен для переброски грузов, дозаправки в воздухе, поисково-спасательных операций и медицинской эвакуации. Впервые самолёт был представлен общественности в 2014 году, а первый полёт совершил 3 февраля 2015 года.


Двухмоторный тактический военно-транспортный самолёт средней дальности KC-390

Двухмоторный тактический военно-транспортный самолёт средней дальности KC-390 / Фото Григория Беденко

Предполагается, что KC 390 будет напрямую конкурировать на международном рынке тактической авиации с американским C-130J. Бразильский самолёт на 15% быстрее, на 18% грузоподъёмнее и обходится заказчику в 59% стоимости конкурента. Проигрывает он "Геркулесу" лишь в дальности полёта, которая меньше на 15%. Однако в отличие от американского бразильский грузовик снабжён стандартной опцией самолёта-заправщика, тогда как лишь некоторые модели "Геркулеса" могут выполнять такие задачи. Грузоподъёмность KC 390 – 23 тонны. Он снабжён полным комплектом самой исключительной для самолётов такого класса авионикой. Она включает HUD-дисплеи для обоих пилотов, систему ночного видения, GPS, а также систему CARP (Computed Air Release Point), позволяющую автоматически открывать двери грузового отсека и осуществлять сброс грузов в расчётной точке воздушного пространства. У обоих пилотов одинаковый набор приборов управления. KC 390 управляется и контролируется посредством цифровой системы fly-by-wire.


KC-390 на статике

KC 390 на статике / Фото Григория Беденко

– Первоначально самолёт был разработан по заказу бразильских ВВС. Но сейчас мы уже продаём его в другие страны, такие как Португалия, Чехия, Колумбия, Чили. Для военных Бразилии есть твёрдые заказы, а также "мягкие" контракты для других стран. Самолёт находится в разработке, сейчас мы его сертифицируем, и в следующем году первые самолёты будут поставлены ВВС Бразилии, – рассказал Рикардо Сантос.


Бизнес-джет Legacy 450

Бизнес-джет Legacy 450 / Фото Григория Беденко

Третий самолёт, представленный Embraer на 52-м Парижском авиасалоне, – это бизнес-джет Legacy 450. Машина, способная брать на борт до 1350 кг, оснащена двумя турбовентиляторными двигателями Honeywell HTF7500E. Максимальная крейсерская скорость полёта составляет 1015,92 км/ч, что является максимальным показателем среди ближайших конкурентов, подчёркивают в компании. Для разбега Legacy 450 требуется не более 1166 м. Самолёт может брать на борт от 7 до 9 пассажиров. Сертификат типа для бизнес-джета лёгкого класса Legacy 450 получил в 2015 году, и сегодня налажено его серийное производство. Самолёт строят в США в североамериканском подразделении Embraer, которое расположено во Флориде.


Внешний вид пилотской кабины Legacy 450

Внешний вид пилотской кабины Legacy 450 / Фото Григория Беденко

Как отметил директор по корпоративным коммуникациям Embraer Рикардо Санчес, на сегодня портфель заказов бразильской авиастроительной компании состоит из 600 заказов на гражданские самолёты и 28 – на военные для ВВС Бразилии. Компания активно ведёт переговоры с потенциальными заказчиками.

Что ещё нового можно было увидеть на Ле Бурже-2017?


Бизнес-джет Dassault Falcon 8X

Бизнес-джет Dassault Falcon 8X / Фото Григория Беденко

Falcon 8X

Новейший продукт французской авиастроительной компании Dassault. Изящный бизнес-джет является развитием знаменитой на весь мир модели административного самолёта. Новая модель получила удлинённый на метр 13-метровый салон, увеличенную дальность до 11 945 километров и стала самым длинным и дальнобойным самолётом за всю более чем полувековую историю французского производителя. Впечатляющая дальность (с восемью пассажирами и тремя членами экипажа на борту при крейсерской скорости 0,8М) – результат увеличенного на 1300 кг запаса топлива (за счёт дополнительного бака в центроплане) и модернизации турбовентиляторных двигателей Pratt&Whitney PW307, благодаря чему тяга увеличилась на 5%, а также аэродинамических усовершенствований и новых винглетов. Максимальный взлётный вес возрос до 33 тонн. Проводя в воздухе по 14 часов, 8X сможет перевезти своих пассажиров из Нью-Йорка в Дубай, из Сан-Паулу в Москву, из Парижа в Токио, из Пекина в Лондон.


Грузовой самолет LM-100J

Грузовой самолет LM-100J / Фото Григория Беденко

LM-100J

Новая версия гражданского самолёта на базе военно-транспортного C-130J Super Hercules. Самолёт серийно производится американским концерном Lockheed Martin. Данная машина совершила свой первый полёт в мае этого года. Самолёт считается перспективным средством для перевозок в странах третьего мира, а также для обеспечения гуманитарных операций НАТО и сил ООН. Также возможна конверсия машины в санитарный и противопожарный варианты. Отмечается, что за счёт отказа от ряда военных систем снижена стоимость самолёта и упрощено обслуживание. Разработка гражданского варианта "Супергеркулеса" началась в 2014 году. Lockheed Martin планирует продать не менее 75 машин этого типа, которые призваны заменить устаревающие Lockheed L-100, построенные на основе С-130E Hercules. Эти варианты С-130 отличаются от военных отсутствием пилонов для крепления подвесных топливных баков и оборудования для сброса грузов на парашютах.


Украинский военно-транспортный самолёт Ан-132 D

Украинский военно-транспортный самолёт Ан-132 D / Фото Григория Беденко

Aн-132 D

Впервые на Ле Бурже был представлен украинский Ан-132 D, который является совместной разработкой группы "Антонов" и компанией "Taqnia Aeronautics" (Саудовская Аравия). Это модифицированный вариант советского транспортного самолёта Ан-32. Самолёт предназначен для полётов на ближне- и среднемагистральных маршрутах с крейсерской скоростью до 500 километров в час, полезной нагрузкой до 9,2 тонны. Максимальная высота полёта – 9 тысяч метров.

На базе Ан-132 украинцы планируют создать целое семейство различных по назначению самолётов. В авиаконцерне отмечают, что все детали и узлы российского производства в воздушном судне заменены на украинские, европейские и американские. Среди партнёров украинской компании упоминаются Honeywell, Pratt&Whitney Canada, Liebherr-Aerospace Toulouse SAS, Dowty Propellers.


Бизнес-джет Honda HA-420 HondaJet

Бизнес-джет Honda HA-420 HondaJet / Фото Григория Беденко

HondaJet

Бизнес-джет Honda HA-420 HondaJet вмещает до 6 пассажиров и сертифицирован для управления одним пилотом. Несмотря на свою малогабаритность, самолёт развивает крейсерскую скорость до 422 узлов (777 км/ч) с практической дальностью полёта более 2200 км. Особый интерес представляют двигатели HondaJet, установленные над крылом, что позволяет увеличить вместительность багажного отделения, снизить уровень шума в салоне воздушного судна, особенно при взлёте и посадке, и уменьшить сопротивление.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter