"Призываем к патриотизму". Казахстанские производители готовы снижать цены на продукты только за государственный счёт
По итогам круглого стола, посвященного реализации отечественных продуктов питания, производители направили в правительство пакет предложений для защиты отечественного бизнеса, чтобы "подключить административный ресурс", а к журналистам обратились с просьбой призвать казахстанцев проявлять патриотизм и при покупке отдавать предпочтение отечественному продукту.
Именно эта цель, по словам организаторов, и была главной при организации пресс-брифинга, проведённого на площадке Национальной палаты предпринимателей.
Производители утверждают, что готовы нарастить свои мощности, но главная их проблема заключается в том, что они не знают, куда сбыть свою продукцию.
Выход они нашли в том, чтобы воспитывать потребителя и проводить широкую разъяснительную работу, в чём заключается их "рыночный" патриотизм.
"Это не голый патриотизм, это реальность. За каждый уплаченный тенге отечественной продукции стоят рабочие места, мы даём производителям возможность встать на ноги и снизить себестоимость. Как следствие, вы получите качественный дешёвый продукт", – отметил директор департамента АПК и пищевой промышленности НПП "Атамекен" Ербол Есенеев.
Однако сами производители свой товар дешёвым не называют. По их словам, именно по этой причине они проигрывают борьбу на рынке с импортными аналогами: низкая закупочная цена товара, а не качество играет главную роль при выборе поставщиков специалистами супермаркетов.
"Более половины продукции в торговых сетях представлено импортными продуктами", – излагается в пресс-релизе НПП.
Несколько раз на мероприятии для СМИ прозвучали данные о том, что импортная продукция выталкивает отечественную с рынка, и даже о том, что "казахстанское производство продуктов питания сокращается".
Однако парадокс заключается в том, что это явное преувеличение ситуации, так как официальная статистика свидетельствует об обратном.
Так, если верить официальным данным, в Казахстане нет основных продуктов питания, которые полностью были бы зависимы от импорта.
По итогам двух месяцев текущего года почти по всем направлениям производства пищевой продукции отмечается рост, а в ряде случаев и вовсе достигнут исторический максимум за последние несколько лет.
Так, по итогам января-февраля 2022 года выпуск муки впервые с октября 2020 года превысил 300 тысяч тонн (по сравнению с двумя первыми месяцами 2021 года рост производства составил 20,6%).
Для справки, в январе 2022 года местный рынок обеспечен отечественной мукой на 99,7%, а по макаронам, лапше и прочим мучным изделиям — на 85,1%.
Обеспеченность отечественным растительным маслом составляет 88,8%. Объём производства нерафинированного подсолнечного масла возрос до 44,5 тысячи тонн (рост за два месяца на 29,2%). Сейчас объёмы его производства на пике с начала 2013 года.
Читайте также: Какими продуктами Казахстан может обеспечить себя сам, а какими нет
Внутренние потребности в рисе обеспечены на 96,6%.
Казахстанские производители на 97,2% закрыли потребность рынка в свежих яйцах, на 95,5% — в красном мясе и птице.
По официальной статистике, 84,4% молочных продуктов (за исключением свежего молока) на казахстанский рынок поставляют местные производители. Но спрос на сливочное масло отечественное производство покрывает на 67,9%, а на сыр и творог — лишь на 53,7%.
Производство твёрдых сыров по итогам двух месяцев превысило 1,8 тысячи тонн (+18,9%). Причём февральское производство оказалось на максимуме с 2015 года. Общий же выпуск сыров всех форм за два месяца составил 2,5 против 2,16 тысячи тонн годом ранее.
Читайте также: Когда в Казахстане снизятся цены на овощи и фрукты
У директора "Молочного союза РК" Владимира Кожевникова, представляющего интересы более 40 предприятий, другие данные. По его словам, отечественные производители на 95% покрывают внутренний рынок молока и сливок, а по продуктам более глубокой переработки мы более импортозависимы: на 18,5% – по сливочному маслу 72,5% жирности и до 50% по сырам.
"Мы потеряли часть отрасли по производству сыра и абсолютно потеряли сухое молоко", – утверждает Владимир Кожевников.
Но призывая покупателей к патриотизму, сами производители говорят, что готовы не повышать цены только при государственной поддержке, ведь в убыток себе никто работать не сможет.
Отвечая на вопрос informburo.kz насколько, по их мнению, реально заявление Миннацэкономики о намерении удержать целевой коридор годовой инфляции Казахстана в 2022 году в пределах 8-10%, они отметили, что всё зависит от того, возьмет ли государство на себя часть их затрат.
"Себестоимость продукции увеличилась, и мы удержаться в диапазоне 10% сможем, если государство возьмёт на себя какую-то часть затрат. Мы ставим вопросы перед правительством о том, что должна быть адресная помощь: государство должно вкладывать средства, чтобы снизить наши затраты. Если у государства есть такая программа, то, как говорится, флаг в руки. Мы ниже маржинальности работать не можем", – заявил Владимир Кожевников.
По его словам, недавние события показали, как уязвимы казахстанские производители, так как сырьё и упаковка закупаются преимущественно в России.
"Вызовы, которые сейчас возникли в связи с российско-украинскими событиями, конечно, нас здорово подкосили. Всё это повлияло на себестоимость продукции и на цены. У нас в 65-75% себестоимости продукции занимает сырьё, и оно подорожало на 65%. Это не наши данные, это данные FAO (Food and Agriculture Organization – организация ООН, основной задачей которой является борьба с голодом. – Авт.), эта организация не заинтересована каким-то образом приукрашивать ситуацию", – подчеркнул директор Молочного союза.
По его данным, на 65% увеличилась себестоимость производства молока в мелких хозяйствах, и на 35% – в крупных. Разрыв в цифрах связан с тем, что последние имеют свои складские помещения, запаслись кормами, а у мелких хозяйствах их нет.
Читайте также: Завезённая инфляция: на сколько ещё подорожают продукты в Казахстане
В целом себестоимость продукции переработки молока выросла на 30%.
Президент ассоциации "Масложировой союз Казахстана" Константин Невзоров считает, что главная причина роста цен – высокая доля импорта.
"Всё сырьё для производства продуктов питания – это биржевые товары. Если идет биржевое повышение цен – будьте уверены, даже крестьяне в самом далеком ауле вынуждены на это реагировать, так как у них тоже поднимается себестоимость и тракторов, и техники, и химии, и цен на семена", – утверждает глава Масложирового союза.
Читайте также:
- Подсолнечное масло стремительно дорожает на мировом рынке. Чего ждать Казахстану?
- В Казахстане за неделю больше всего подорожали овощи
- Почему Минсельхоз не хочет платить фермерам за яйца и молоко