На мероприятии, посвящённом 75-летию Национальной академии наук в Алматы, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на проблему незначительного увеличения числа учёных за 30 лет.

"Низкая и нестабильная зарплата привела к резкому снижению кадрового потенциала. Институты, занимавшиеся фундаментальными исследованиями, находились в тяжелейшем состоянии. Мы ставим задачи по увеличению числа отечественных учёных, укреплению научной экосистемы. Основное внимание уделим повышению коммерческой эффективности научных инноваций и совершенствованию системы управления", – заявил Касым-Жомарт Токаев.

Казахстанские учёные рады, что на проблему финансирования науки наконец-то обратили внимание на самом высоком уровне. 

Научные разработки ведутся на голом энтузиазме

Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий лабораторией физики Луны и планет с 1970 года в Астрофизическом институте имени Фесенкова (АФИФ) Виктор Тейфель рассказал Informburo.kz , что в советские годы его лаборатория была всесоюзным центром по изучению планет-гигантов, таких как Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

"Они не являются такими твёрдыми, как Земля, Марс или Венера, а являются газовыми шарами огромных размеров. И процессы, которые проходят в этих планетах, нуждаются в постоянном изучении. Например, Юпитер обращается вокруг Солнца за 12 лет. За это время на нём происходят какие-то изменения. Мы начали программу исследований в 2004 году, и нужно по крайней мере два таких периода до 2028 года для ведения систематических наблюдений и непрерывной обработки данных", – пояснил профессор.

Но учёные, работающие в рамках этого проекта, уже полтора года находятся в отпусках без содержания и работают на голом энтузиазме. Благо, что часть сотрудников являются пенсионерами и получают хотя бы пенсии. Те, кто связан с университетами, могут получать зарплату преподавателей, а специалисты, работающие только в научных учреждениях, лишены средств к существованию.

"Грантовая система финансирования науки – это порочная система, которая уничтожает её. Она многих докторов наук, в том числе и меня, оставляет без зарплаты в течение полутора лет. Ни я, ни мои сотрудники лаборатории не получают зарплаты, из-за того что у нас не приняли заявку на грант в конце 2020 года из-за ничтожной поправки, которую можно было исправить буквально за пять минут. Нет, нам сказали, что не принимают никаких возражений", – добавил Виктор Тейфель.

По требованию дирекции института сотрудники каждый месяц подают заявление об отпуске без содержания. Из-за этого они не могут даже получать пособия по безработице, так как фактически числятся на работе.

"На 2021 год было подано пять тысяч заявок на гранты. Одобрено было около 1200, менее четверти. Это означает, что три четверти представителей нашей науки остались без финансирования. Впечатление такое, что из более 22 тысяч научных работников по всему Казахстану не меньше половины остались не у дел. Установить их точное количество невозможно. От лица профсоюзов направлялись письма, но ответил только один институт, сколько сотрудников у них отправлено в отпуска без содержания", – сообщил доктор физико-математических наук.

По словам эксперта, введён новый вид финансирования научных институтов, которые ведут фундаментальные исследования. Он включает в себя оплату труда ведущих учёных. Но к этой категории научных работников относится лишь 1200 учёных 74 научных организаций, то есть 5,5% от их общего количества.

"Отрадно, что президент сказал о повышении статуса Академии наук. Было бы прекрасно, если бы действительно институты, которые занимаются фундаментальными исследованиями, вошли в состав академии. И всем этим процессом управляли не чиновники от министерства или комитета науки, а ведущие учёные, каждый по своему профилю. Когда-то наша наука была на третьем месте среди республик Советского союза после России и Украины. Но сейчас нам похвалиться особо нечем, согласно Global Innovation Index, мы на 77-м месте из 131 страны", – подчеркнул Виктор Тейфель.

"Мы сейчас гордимся тем, что у нас создали вакцину от коронавируса. Это действительно большое достижение, но это сделано не по краткосрочному гранту, а в результате большой работы наших вирусологов в течение десятилетий", – добавил профессор. 

Стабильная зарплата лишь для 5,5% научных работников

Informburo.kz поинтересовалось в комитете науки МОН РК, сколько учёных в Казахстане вынуждены работать в условиях отпусков без содержания. Однако ответа не поступило, комитет ограничился лишь общими данными о развитии науки.

"На сегодня из республиканского бюджета на 2022-2024 годы на базовое финансирование выделено 5711 млн тенге, а также на оплату труда ведущих учёных поддержаны расходы в размере 2511 млн тенге по базовому финансированию", – ответили в ведомстве.

Как мы писали выше, к ведущим учёным отнесли лишь 5,5% от общего количества научных работников.

По данным комитета науки МОН РК, в 2021 году научные исследования и опытно-конструкторские работы проводят 438 предприятий (в 2020 году – 396, в 2019-м – 373). Из них 101 относятся к государственному сектору, 95 – к сектору высшего профессионального образования, 202 – к предпринимательскому и 40 – к некоммерческому секторам.

В них работает 21 617 учёных (в 2020 году было 22 665 человек, в 2019-м – 21 843). 35% исследователей имеют учёную или академическую степень, это 1652 доктора наук, 3843 кандидата наук, 1952 доктора PhD и 55 докторов по профилю.


Читайте также: Разделить министерство образования и науки РК на два ведомства предложил Токаев


На вопрос, что будет сделано комитетом науки для выполнения задач, определённых главой государства по развитию науки, укреплению научной экосистемы и увеличению числа отечественных учёных, в ведомстве отметили, что упор будет делаться на оплату труда ведущих учёных. (То есть тех же 5,5% от их общего количества.)

"Для наращивания кадрового потенциала и формирования критической массы учёных продолжатся внедрение корпоративного управления, гибкой системы финансирования и управленческой самостоятельности, развитие лидеров, в том числе путём поддержки молодых учёных", – отмечается в ответе на запрос Informburo.kz.

Для стимулирования притока молодых кадров в науку 500 казахстанских учёных ежегодно будут направляться на стажировки в ведущие научные центры мира. Это будет делаться для обучения академическому письму, английскому языку, цифровым навыкам, разработке научных заявок, привлечения в научные организации казахстанцев, работающих за рубежом.

Будут увеличены гранты на технические направления подготовки кадров, продолжится материально-техническое оснащение научных организаций и университетов.

Для стимулирования новых лабораторий в Hi-Tech направлениях будут развиваться R&D лаборатории по направлениям Индустрии 4.0 в виде совместных предприятий с крупными компаниями.

Многие учёные работают бесплатно

Председатель отраслевого профсоюза работников науки, инновационных и образовательных организаций Марат Молдабеков убеждён, что в отпуска без содержания отправляют не только в АФИФ.

"Во многих институтах есть такая проблема. Комитет науки МОН РК объявляет конкурсы на грантовое финансирование, в которых могут принимать участие институты, лаборатории и группы учёных. Если ты не выиграл конкурс, значит, остаёшься без финансирования и ждёшь следующего конкурса. Но и следующий ты можешь не выиграть. И как быть этому учёному, как кормить семью?" – отметил Марат Молдабеков.

Эксперт рассказал, что около месяца назад он был в Институте горного дела имени Кунаева, весь научный персонал которого в прошлом году из-за грантового финансирования был вынужден находиться в отпусках без содержания.

На работу выходил только административно-управленческий аппарат, оплата которого производится в рамках базового финансирования.

По его словам, в сфере науки проблемы финансирования возникают периодически.  

"Это ещё в начале 90-х было, но тогда была другая причина. Она была в том, что финансирование запаздывало на полгода, и учёные сидели без денег, особенно в первом квартале. Но прошло 30 лет, опять люди сидят в отпусках без содержания, но уже по другой причине – потому что конкурсы не проходят, и много людей остаются без дела. Экономику надо поднимать, а учёные сидят без работы дома. Это же нонсенс. А нужно создать такие условия, чтобы, наоборот, за учёными охотились, приглашали их", – подчеркнул Марат Молдабеков.

Кроме того, в законодательстве есть требование, что учёные должны найти софинансирование с бизнесом в размере одного процента от стоимости проекта, но даже эту сумму учёным найти сложно, так как предприниматели не всегда заинтересованы в развитии инноваций.

Марат Молдабеков с большой надеждой ждёт воплощения в жизнь поручений президента Казахстана о развитии науки на практике.

"Нужно поднимать статус Академии наук, почему бы не придать ей государственный статус с подчинением институтов? Учёные должны отслеживать науку и сами проводить конкурсы. Нужно сделать Академию наук нормальной государственной организацией, чтобы она работала на полную мощность", – заключил он.

Нужно изменить подходы в управлении наукой

Доктор географических наук, профессор Шерипжан Надыров считает, что действующую в Казахстане систему науки надо полностью менять, "перевернуть с ног на голову", иначе не будет прогресса.

"Если мы хотим получать настоящую продукцию научного содержания, необходимо создать условия для творческой работы той части мыслящих учёных, которые привыкли работать и выдавать продукцию умственного характера, а у нас бывает так, что мы хотим командовать наукой. Зачастую по деловым качествам ставят на должности заведующих кафедр деловых, молодых, энергичных людей, и это правильно. Но они мало что понимают в науке, потому что в науке надо работать десятилетиями, чтобы понять и совершать открытия", – отметил Шерипжан Надыров.

Он считает, что такой административный персонал часто работает не на результат, а формально, считая количество проведённых заседаний и конференций, количество опубликованных статей.

"Научных работников следует оценивать по результатам. Допустим, человек проработал один-два года, и итогом его работы должна быть какая-то действующая методология, методика, теория или уже готовая продукция в виде какого-то изобретения: горношахтное или нефтяное оборудование, к примеру. То есть результат. Если его не будет – не будет и науки. А сейчас упор делается на чисто статистический рост. Но рост и развитие – это разные категории", – подчеркнул доктор географических наук.


Читайте также: В Казахстане рассмотрят возможность предоставлять учёным пожизненные стипендии


"Какой-нибудь человек без учёной степени, занимающий административную должность, может командовать доктором наук, знаменитым профессором. Это редко бывает, но случаи такие имеют место. Они должны лишь создавать все условия, для того чтобы учёные работали. Я не говорю, что все они слабые, но эффективность научных изысканий сегодня очень низкая, особенно в социально-экономической области. Нужно принципиально изменить подходы в управлении. Управление науки – это управление личностью учёного, а если он настоящий учёный, он сам может управлять собой. Но для этого нужно создать не только моральные, но и материальные условия", – резюмировал эксперт.

Профессор проходил дважды стажировку в Японии, год находился в Китае, изучал научную систему в Европе, Турции, Иране.

"В этих странах наука поставлена намного рациональнее, у нас наука администрирована, а административным путём развивать науку нельзя. Конечно, нужны эти бюрократические службы при финансировании, но творчество нельзя закрыть, запретить, учёный не сможет совершать открытия по приказу ректора или по приказу министра образования", – считает Шерипжан Надыров.