Почему женщинам в Казахстане труднее найти работу, чем мужчинам
Проблема гендерного неравенства особенно актуальна при устройстве на работу. Это подтвердил проведённый "31 каналом" опрос.
В опросе приняли участие четыре тысячи человек. 42% процента опрошенных утверждают, что им предлагают маленькую зарплату, потому что они женщины. 14% признались, что их не берут на работу из-за наличия малолетних детей. 9% действующих работниц столкнулись с домогательствами на рабочем месте и лишь 18% нашли работу без проблем.
"Женщины в основном в неформальном секторе остаются до сих пор. Это те же самые базары и другие места, где нет официального оформления труда, – сообщила эксперт по гендерным вопросам Лейла Махмудова. – Женщины, оставаясь в этих секторах, не получают профессионально признанного стажа, не получают социального страхования".
По статистике алматинских центров занятости, наиболее популярны среди женщин профессии продавца, бухгалтера, психолога и врача. С начала года удалось трудоустроить 69 медработниц, мужчины менее востребованы в этом секторе: работу нашли всего 13 докторов. Аналогичная ситуация и в сфере образования: работу учителя предложили 43 женщинам и только семи мужчинам. Иная картина в работе менеджера: трудоустроены 65 мужчин и лишь 25 женщин.
Впрочем, есть такие профессии, где предпочтение отдают представительницам женского пола. На это у работодателей есть своё объяснение.
"В одной из заявок мы уточнили у работодателя предпочтения по полу. И он сразу сказал, что предпочел бы женщину, – рассказала директор рекрутингового агентства HR Standart Жанна Дюсупова. – Он сказал: "Вы знаете, когда мужчине даёшь задачу, он её забывает. Если эту задачу даёшь женщине, то потом она сама же приходит с ней, иногда сам порой забываю, а она её уже выполнила. То есть более ответственно подходит".
Тем не менее проблема гендерной дискриминации при отборе кадров существует. И не первый год. Пути её решения предлагают отечественные активистки: начиная от искоренения стереотипов в обществе и заканчивая осознанием женщинами своей профессиональной ценности.
Дома женщины работают намного больше, чем мужчины
Серьёзным препятствием для карьерного роста женщины является и то, что она выполняет гораздо больше неоплачиваемой работы по дому, следовательно, имеет меньше времени и возможностей для построения карьеры.
Международный центр журналистики MediaNet опросил 1 100 человек в 14 областях и городах республиканского значения на тему "Восприятие неоплачиваемого женского труда в Казахстане". В телефонном опросе приняли участие женщины и мужчины старше 18 лет. Результаты показали, что 44% казахстанских женщин тратят на неоплачиваемую работу более шести часов ежедневно. Точнее, картина выглядит так:
- 14% респондентов указали, что женщины в их семьях расходуют на невознаграждаемый труд 3-4 часа в день;
- 12% – 2–3 часа;
- 11% – 4–5 часов;
- 9% – 5–6 часов;
- 7% – 1–2 часа;
- 3% посвящают домашнему хозяйству менее одного часа.
При этом 87% респондентов убеждено, что необходимо ценить вклад неоплачиваемого женского труда на общественном и государственном уровне. Оппонируют им лишь 9% опрошенных – они не считают важным признавать ценность безвозмездного женского труда.
В рамках опроса участников попросили назвать обязанности, которые выполняют женщины в их семьях. Выяснилось:
- приготовление и подача пищи – 93%;
- уборка, стирка – 91%;
- уход за детьми или другими членами семьи – 88%;
- покупка продуктов и оплата счетов – 71%;
- уход за домашними животными, садом, огородом – 53%;
- карьерный рост и материальное обеспечение семьи – 32%;
- развозка членов семьи и доставка – 19%.
"Подавляющее большинство опрошенных (67%) убеждено, что ведение домашнего хозяйства – это естественная и добровольная обязанность женщин. Интересно, что такой позиции придерживаются и мужчины (47%), и женщины (53%). В свою очередь 26% респондентов убеждено, что ведение домашнего хозяйства женщинами – зачастую вынужденная обязанность. Эти данные, с одной стороны, подтверждают традиционную парадигму патриархального уклада казахстанских семей. С другой – свидетельствуют о том, что четверть граждан констатирует вынужденную необходимость женщин вести семейный быт", – отметили в MediaNet.
Трое из четверых респондентов (75%) не против равноправия в семье и считают, что мужчины и женщины должны вместе вести хозяйство и зарабатывать. Пятая часть опрошенных (22%) предпочитает модель семьи, где мужчина – кормилец, а женщина – хранительница домашнего очага. 65% верят, что женщина может совмещать успешную карьеру и семейную жизнь. Не согласна с этим треть опрошенных (29%). Они убеждены, что женщины не могут совмещать успешную карьеру и семейную жизнь.
Респондентов попросили определить наиболее эффективные меры для сокращения неоплачиваемого женского труда в Казахстане, ответы распределились следующим образом:
- 61% считает, что женщинам необходимо предоставлять трудовые льготы: сокращенный или гибкий график работы;
- 49% отметили необходимость обеспечения доступных детских садов или услуг няни;
- 45% респондентов убеждено, что важно оплачивать труд женщин наравне с мужчинами;
- 44% предлагают равномерно распределять домашние обязанности между мужчинами и женщинами.
"Результаты опроса MediaNet демонстрируют, что позитивной тенденцией для сокращения неравенства является общественное признание необходимости расширения трудовых прав и экономических возможностей женщин. Около половины опрошенных казахстанцев убеждено, что важно справедливо распределять домашние обязанности и оплачивать труд женщин наравне с мужчинами", – резюмировали авторы опроса.
Предрассудки и стереотипы
Если несмотря на все препятствия, женщина всё же построит хорошую карьеру, казахстанцы будут гораздо придирчивей анализировать её связи и личную жизнь, предполагая, что за её успехом стоит мужчина – отец, муж, любовник или покровитель.
По словам исследователя гендерных вопросов Молдияра Ергебекова, проблема гендерного неравенства в Казахстане действительно существует, общество не готово принять тот факт, что женщина своим умом и трудом добилась успехов в карьере.
"Поэтому, когда женщина приходит во власть, возникают разные вопросы типа: "Как она могла стать руководителем?" Ответы могут быть тоже стереотипными: мол, значит, она кому-то кем-то приходится", – сказал Ергебеков.
Он приводит в пример Гульшару Абдыкаликову, которая в марте 2020 года была назначена акимом Кызылординской области и стала первой женщиной – главой региона в Казахстане.
"Когда её назначили, тоже было много хейта в её адрес, хотя она одна из немногих акимов областей, которые вышли на разговор с митингующими во время трагического января. То есть человек старается выстроить коммуникации с обществом. Но даже при всём этом акима хейтили и пытались принизить в Сети просто за то, что она является женщиной", – заявил эксперт.
Молдияр Ергебеков считает, что в казахстанском обществе существует утвердившийся взгляд на вопросы гендерного равенства.
"Невозможно сразу принять это. Но мы должны пройти через этот процесс, и, думаю, мы проходим через него. Интеллигенция через медиа должна разъяснять вопросы сексизма и гендерных стереотипов населению, потому что одними законами это не решить", – подчеркнул исследователь.
Человек, не понимающий или не воспринимающий гендерное равенство, по словам Ергебекова, может ссылаться в своих убеждениях, например, на религиозные каноны, традиционное воспитание и тому подобное.
"Но в современном цивилизованном обществе человек прежде всего обязан опираться на законы страны проживания, секуляризм (когда правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий) и права человека. Поэтому, на что бы вы ни опирались, вы обязаны признавать эти три ценности", – сказал Молдияр Ергебеков.
Читайте также:
- Существует ли стеклянный потолок? Как женщине в Казахстане сделать карьеру и остаться собой
- Казахстан достиг цифрового равенства между мужчинами и женщинами
- В Казахстане средняя зарплата мужчин на 22% выше, чем у женщин