Прямой эфир Новости спорта

Не любовник, а мозги. Почему казахстанцы отказывают женщинам в праве на честную карьеру

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Эксперты по гендерным вопросам комментируют волну хейта в Сети в отношении нового зампреда Агентства по госслужбе.

31 января в Казахстане 30-летнюю Айнуру Сергазиеву назначили заместителем главы Агентства по делам госслужбы. Ранее она занимала должность управляющего директора АО "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде". Назначение вызвало резонанс и породило волну хейта в Сети. Пользователи недоумевали, как такая молодая чиновница достигла карьерных высот. Некоторые предположили, что это якобы произошло, благодаря влиятельным родственникам или покровителям и стали публиковать посты с фото о стоимости украшений и аксессуаров, опубликованные в Instagram чиновницы.

Редакция Informburo.kz вместе с экспертами попыталась разобраться в глубинных причинах такой агрессии в отношении молодой женщины.

По словам исследователя гендерных вопросов Молдияра Ергебекова, проблема гендерного неравенства в Казахстане действительно существует, общество не готово принять тот факт, что женщина своим умом и трудом добилась успехов в карьере.

"Поэтому, когда женщина приходит во власть, возникают разные вопросы типа: "Как она могла стать руководителем?". Ответы могут быть тоже стереотипными: мол, значит, она кому-то кем-то приходится", – сказал Ергебеков.

Он приводит в пример Гульшару Абдыкаликову, которая в марте 2020 года была назначена акимом Кызылординской области и стала первой женщиной – главой региона в Казахстане.

"Когда её назначили, тоже было много хейта в её адрес, хотя она одна из немногих акимов областей, которые вышли на разговор с митингующими во время трагического января. То есть человек старается выстроить коммуникации с обществом. Но даже при всём этом акима хейтили и пытались принизить в Сети просто за то, что она является женщиной", – заявил эксперт.      

Молдияр Ергебеков считает, что в казахстанском обществе существует утвердившийся взгляд на вопросы гендерного равенства.

"Невозможно сразу принять это. Но мы должны пройти через этот процесс, и думаю, мы проходим через него. Интеллигенция через медиа должна разъяснять вопросы сексизма и гендерных стереотипов населению, потому что одними законами это не решить", – подчеркнул исследователь.  

Человек, не понимающий или не воспринимающий гендерное равенство, по словам Ергебекова, может ссылаться в своих убеждениях, например, на религиозные каноны, традиционное воспитание и тому подобное.

"Но в современном цивилизованном обществе человек прежде всего обязан опираться на законы страны проживания, секуляризм (когда правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий) и права человека. Поэтому, на что бы вы ни опирались, вы обязаны признавать эти три ценности", – сказал Молдияр Ергебеков.  


Читайте также: "Сумочки – в аутлете, Tiffany – в серебре". Айнура Сергазиева ответила на критику о дорогих вещах


Халида Ажигулова, доктор PhD, профессор права и юрист по правам человека, убеждена, что в Казахстане проблема системной дискриминации женщин существует на всех уровнях.  

"В стране за годы независимости со стороны общества сформировалось устойчивое недоверие к любым назначениям на госслужбу, из-за того что принципы меритократии не работали. Люди привыкли видеть, что на высоких должностях сидят чьи-то родственники. Но когда именно женщину куда-то назначают, проблема недоверия и дискриминации усугубляется. Всегда возникают предубеждения, что женщина не может сама, благодаря своим знаниям, добиться высокой должности", – рассказала Халида Ажигулова.    

Женщин-руководителей на высоких позициях, по словам правозащитницы, по-прежнему мало. Ажигулова сослалась на данные Агентства по делам госслужбы, согласно которым 55% всех госслужащих – это женщины.  

"Но если мы посмотрим на высокопоставленные должности в стране, то там очень мало женщин. Возьмите, к примеру, новый состав правительства, где из 21 министра только одна женщина (министр здравоохранения Ажар Гиният). В руководстве силовых ведомств всегда одни мужчины. Та же ситуация с акимами городов и областей", – отметила Ажигулова.

Одной из главных проблем в Казахстане, по её словам, по-прежнему является принуждение женщин к сексу со стороны мужчин-начальников  в обмен на продвижение по должности.  

"Сексуализированное домогательство на рабочем месте вынуждает женщин не продолжать карьеру на госслужбе, в крупных компаниях или правоохранительных органах. Любая девушка или женщина, столкнувшаяся с этой суровой действительностью, оказывается в тупике. При отказе человек чаще всего теряет работу, а согласившись – репутацию", – подчеркнула Ажигулова.

По её словам, два года назад была принята новая конвенция ООН "О ликвидации насилия и домогательств на рабочем месте". В прошлом году Халида Ажигулова вместе с другими экспертами из неправительственных организаций обратились к президенту страны, рекомендовав ратифицировать эту конвенцию, а также внести изменения в Трудовой кодекс, обязав всех работодателей разработать и принять методы против сексуализированных домогательств на рабочем месте и злоупотребления властью.


Читайте также: 17-летние школьницы запустили сайт, помогающий казахстанкам спастись от домогательств


"Если работодатели будут придерживаться такой политики, то в долгосрочной перспективе это поможет повысить доверие населения к принимаемым решениям и назначениям на всех уровнях. Плюс ко всему должно быть просвещение в школах в виде обучающих тренингов и уроков по гендерному равенству, запрету любых форм гендерного насилия. Но в основе должен быть закон и ответственность, иначе остальные меры будут не эффективны", – рекомендовала Ажигулова.   

По словам журналиста Думана Терликбаева, специализирующегося на гендерных вопросах, критика в отношении женщин, назначаемых на высокие посты в государстве, нередка и в прогрессивных странах Запада. И, несмотря на видимость того, что критика направлена на должностное лицо, зачастую истинная причина кроется в половой принадлежности критикуемой. Проблема усугубляется устоявшимися общественно-политическими ценностями и молчанием со стороны общества.  

"Такое часто встречается и в нашем обществе. Интересно, что когда говоришь это хейтерам в лицо, они это отрицают. Гендерные вопросы лежат намного глубже, чем мы думаем. Например, интеллигенция, уважаемые в стране и известные медиа личности зачастую распространяют через СМИ и соцсети сексистский, гомофобный контент и поддерживают дискриминационный характер взаимоотношений в обществе.

Виктимблейминг (обвинение жертвы) можно встретить на каждом углу. Харассмент (приставание или домогательство) не считается проблемой в нашем обществе, для которого важнее "ұят" и "семейные ценности", – поделился мнением Терликбаев.  

Некоторые исследования, по словам журналиста, показали, что даже так называемая прогрессивная молодёжь готова больше голосовать за мужчин, чем за женщин.

"Это говорит о том, что проблема системная и её не решить 30-процентной квотой (в мае 2020 года президент подписал закон о введении 30-процентной квоты в избирательных партийных списках для женщин и молодёжи. – Авт.). Единичные назначения женщин на высокие руководящие должности в целом не меняют настроения в обществе.

Надо подходить к гендерным вопросам разумно, приучать к гендерному равенству уже со школы, повышать уровень сексуального просвещения у учащихся и гендерной грамотности среди учителей. Кроме того, считаю, что надо дать возможность феминистским организациям в полной мере реализовывать свои права, и важно не избегать обсуждения проблем женщин в обществе", – резюмировал журналист. 


Читайте также:


Новости партнеров