Онлайн-митинги и пикеты в открытых местах. Что предлагают внести в закон о мирных собраниях
Министр информации и общественного развития Даурен Абаев в Алматы обсудил с общественностью проект Закона "О порядке организации и проведения мирных собраний в РК".
Изменить закон о митингах поручил президент Казахстана на втором заседании Национального совета общественного доверия.
"Следует приступить к внедрению уведомительного принципа организации митингов, что соответствует нашей Конституции. Митинги допустимы, если они не нарушают закон, общественный порядок и не мешают покою граждан. Это моя принципиальная позиция, и мы будем её закреплять законодательно", – сказал Касым-Жомарт Токаев.
Какие поправки предложила общественность и что вошло в законопроект
Проект закона о мирных собраниях в первой редакции подготовил директор Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис. Общественный совет Алматы направил документ в столицу, а через некоторое время оттуда прислали исправленный вариант.
Советник президента Ерлан Карин позже заявил, что законопроект готовили не на основе разработки Евгения Жовтиса – это совершенно новый закон.
Тем не менее общественники, которые были довольны предложенным им вариантом, просят вернуть удалённую редакцию.
Читайте также: В Алматы готовят новый закон о митингах. За основу взяли проект Евгения Жовтиса
К примеру, в проекте общественного совета Алматы организатором собрания не может быть:
- недееспособный гражданин, а также осуждённый, находящийся в местах лишения свободы;
- юридическое лицо или неформальная общественная организация, деятельность которых приостановлена или запрещена.
В проекте Министерства информации и общественного развития расширили этот список, добавив:
- граждан с непогашенной или неснятой судимостью за участие в массовых беспорядках;
- ранее неоднократно подвергавшихся административному взысканию за нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний;
- юридическое лицо, не зарегистрированное в Казахстане.
Места проведения мирных собраний в проекте ОС:
- в любых открытых публичных местах, но не ближе 100 метров к местам, где проведение мирного собрания запрещается;
- запрещается проводить мирные собрания на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
В проекте МИОР мирные собрания можно проводить только в специализированных местах.
Процедуры получения разрешения на проведение мирного собрания в проекте ОС нет. В проекте МИОР заявление о получении согласования должен подать организатор митинга в письменной форме в акимат в случаях:
- проведения демонстрации, шествия;
- проведения собрания, митинга с количеством участников 250 и более человек.
Согласование мирного собрания в проекте ОС уведомление о проведении мирного собрания подаёт организатор в письменной форме в уполномоченный орган не позднее 10 рабочих дней до дня проведения мероприятия. В проекте МИОР уведомление подают:
- в случае проведения собрания, митинга – не позднее 15 рабочих дней до дня проведения мирных собраний;
- в случае проведения пикетирования или проведения собрания, митинга, целью которых является предвыборная агитация или агитация перед республиканским референдумом – не позднее 10 рабочих дней до дня его проведения.
Пикетирование в проекте ОС не требует уведомления. В проекте МИОР, напротив, уведомление требуется.
Предложение №1: прекратить митинг, если пришло больше человек, чем было заявлено
Проект закона о мирных собраниях опубликован на сайте "Открытые НПА" 7 февраля 2020 года. Публичное обсуждение законопроекта продлится до 21 февраля. Казахстанцы оставили 23 комментария к нему. Есть как положительные отзывы, так и отрицательные. Основная масса просит доработки документа.
Об этом главу МИОР Даурена Абаева просили и на встрече с общественностью в Алматы. Гражданские активисты назвали спорным моментом ограничения по количеству участников мирных собраний.
"Написано: нужно прекратить мирное собрание, если количество участников будет превышать то количество, которое указано в заявлении. Вы пробовали когда-нибудь на мирном собрании считать участников? Второй момент: полицейских или так называемых товарищей в штатском будем включать. Но иногда их больше, чем самих участников", – выступил директор Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис.
Его поддержали представители общественного совета Алматы.
"Подали заявку на 250 человек, а если человек будет 251, 252? Это уже больше. То есть в этот момент митинг прекратится? На таких митингах очень сложно посчитать людей. Сама по себе норма немного абсурдна", – добавил член общественного совета Алматы Бекнур Кисиков.
По словам активистов, к митингам могут присоединиться прохожие. Поэтому посчитать каждого невозможно.
На эти замечания Даурен Абаев ответил, что технически посчитать количество участников несложно. Но раз есть замечания от общественности, глава МИОР обещал подумать над этим.
Читайте также: Бахытжан Бухарбай вышел из состава Национального совета общественного доверия
Предложение №2: места для проведения митингов – не на окраине города
В действующем законе о мирных собраниях и предложенной редакции для проведения мирных собраний предлагают отводить специализированные места. Их выбирали акиматы совместно с маслихатами. Как правило, на окраинах. Теперь разрешено митинговать и в центре города.
17 января маслихат Алматы утвердил вторым местом для проведения мирных собраний парк имени Махатмы Ганди. Раньше их можно было проводить только в сквере за кинотеатром "Сары-Арка". Парк географически находится в центре города. Но фактически далеко от делового центра мегаполиса, в спальном районе.
"Место проведения – это наша принципиальная позиция, есть политическое решение. Главное, не на окраинах населённого пункта, чтобы была транспортная доступность, инфраструктура. Это вопрос безопасности. Маслихаты совместно с акиматами будут определять место проведения митинга. Если укажут на окраину, мы будем вмешиваться", – заверил Даурен Абаев.
Но что тогда делать участникам пикета, которые хотят выразить свою позицию возле госоргана, с решением которого они несогласны?
"Человек с плакатом не выходит в Парк Ганди или в район "Сары-Арки". Он идёт туда, где он не согласен. Слово "пикет" отсюда происходит – он пикитирует что-то. Человек, который выходит на митинг или растягивает баннер, вообще не регулируется мирными собраниями. Это свобода выражения мнения", – напомнил Евгений Жовтис.
Читайте также: Что не так с правом на мирные собрания в Казахстане, и как это собираются изменитьПо его словам, обычно люди выходят на центральные площади, чтобы привлечь внимание.
"Принципиально именно там – в пределах видимости и слышимости аудитории. Как только мы говорим о специализированных местах, мы противоречим международным соглашениям", – сказал Евгений Жовтис.
Предложение №3: митинги по уведомлению
В законопроекте эксперты отметили важный плюс: если акимат не отвечает в установленные сроки на заявку о проведении мирного собрания, то митинг считается согласованным по умолчанию.
"Уведомительный порядок по поручению президента мы уже вносим. Это большой шаг. Уведомили – выходите, никаких проблем. Это значит не надо получать разрешения или документа. Вы написали – через 15 дней вышли и высказали свою позицию. Здесь принципиально важно быть услышанными. И люди будут услышаны", – пообещал Даурен Абаев.
Участники слушаний попросили пересмотреть сроки подачи уведомления о проведении мирных собраний. В проекте закона прописано, что нужно уведомлять за 15 рабочих дней. Алматинцы предлагают сократить срок до 7-10 календарных дней.
Читайте также: Митинги по уведомлению и декриминализация клеветы. О чём говорил Токаев на заседании НСОД
Также бывают и спонтанные митинги. К примеру, произошло событие, и люди хотят высказать своё мнение. В таком случае отправить уведомление и ждать 15 рабочих дней не получится – эффект спонтанности пропадает.
"Для проведения пикета не надо никакого уведомления, а место проведения должно быть определено там, где источник проблемы", – предложил гражданский активист Сергей Маленький.
Предложение №4: запрет на ношение предметов, закрывающих лицо
Много вопросов вызвало требование в проекте нового закона к внешнему виду митингующих. Запрещено носить предметы, закрывающие лицо. Но на митинг может прийти верующий в платке или болеющий в медицинской маске.
"Я хочу надеть очки – солнце слепит, глаза болят. Это будет расценено, как предмет, скрывающий лицо?" – спросила представитель движения "Хак" Тогжан Кожалиева.
Даурен Абаев ответил, что очки носить можно, а по остальным предметам пообещал позже внести ясность.
Предложение №5: журналисты должны предоставлять запись митингов
В проекте закона целая глава посвящена тому, как должны вести себя работники СМИ.
"в случаях, предусмотренных законодательством РК, по требованию государственных органов или других должностных лиц предоставлять фотосъёмку и видеозапись мирных собраний".
"Я пришёл снимать, это моя работа. Ко мне подходит прокурор или начальник РОВД и говорит: "Дайте нам это видео, нам это нужно". Хорошо, если вернут через два-три дня, хотя через два-три дня эта новость уже никому не нужна. Я считаю, что это совершенно ненужный пункт. Нас лишают возможности работать и донести до людей информацию", – высказался журналист и член общественного совета Алматы Сергей Пономарёв
Министр уточнил, что требовать запись у журналистов будут только в случае совершения преступления для доказательной базы. И потребуется видеозапись или фотосъёмка не сразу, а со временем. Формулировку пункта будут корректировать.
Читайте также: Акция с лозунгом "От правды не убежишь". Почему никто не смог определить, что это было?
Кроме того, журналистам запрещается:
- иметь при себе холодное, огнестрельное или иное оружие;
- иметь при себе специально подготовленные приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей;
- заниматься распространением или употреблением алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ;
- находиться в алкоголическом, наркотическом или токсикологическом опьянении.
"Мы аккредитованные журналисты, пришли туда с удостоверением. Ну мы же не бандиты, не террористы", – возмутился Сергей Пономарёв.
Даурен Абаев согласился с абсурдностью прописанных требований. А вокруг ношения жилета с надписью "Пресса" возникли разногласия. Сергей Пономарёв считает их лишними, другие – что они защищают работников СМИ.
"Я считаю, журналистам необходимо носить жилеты. Что плохого, если корреспондент будет обозначен? Это вопрос безопасности, и жилет не помешает выполнять репортёру свои служебные обязанности", – высказалась секретарь общественного совета Алматы Алтынай Кобеева.
Министр информации и общественного развития считает так же.
"Мы подумаем над этим. Но нам кажется, что эта норма до первого инцидента. Когда произойдёт что-то, вы скажите: он был журналистом. А мы не знали, никто не знал", – сказал Даурен Абаев.
Какие предложения поступили от общественности
Участники слушаний предложили разработать интернет-площадку, на которой будут отражены все заявки на проведение митингов.
"Мы хотим провести митинг, подаём заявку. Она должна быть отражена в реестре в общем доступе. Так любой гражданин узнает, что в таком-то месте проводится митинг на такую-то тему. Должны регистрироваться факты отказа. В случае отказа причина должна быть отражена. ГосСМИ – телеканалы "Хабар", "Казахстан" должны освещать митинги, потому что финансируются из бюджета", – предложил общественник Болат Жуматаев.
Также поступило предложение проводить онлайн-митинги.
"Сейчас век цифровизации. Люди слишком заняты, чтобы выходить на улицу. Хорошо было бы в социальных сетях выразить своё мнение. Митинги – это последняя стадия проявления позиции. На самом деле столько альтернативных форм взаимодействии госорганов и общественности", – считает Алтынай Кобеева.
Читайте также: Евгений Жовтис о митингах: Протестная активность растёт и нужно как-то спускать пар
Есть категория людей, которые в силу физических особенностей либо из-за места работы не могут выходить на митинги. Хотя выразить своё мнение хотели бы. Для них онлайн-митинги были бы выходом из положения.
"Онлайн-митинги, опросы – это ещё один вид выражения мнения. Есть инертные люди, которые не выйдут на улицу, но онлайн могли бы. Платформу мы уже разрабатываем. Если министерство пропишет этот вид собраний в законе, то мы готовы помочь в реализации", – предложил Болат Жуматаев.
Общественники отметили, что в законопроекте не раскрыт вопрос финансирования митингов.
"Как будут выяснять источник финансирования? Будут проверять организатора, его ТОО, личный счёт? А где тогда презумпция на проведение митинга, право каждого гражданина на свободу выражения своего мнения, которое прописано у нас в Конституции?" – спросил Бекнур Кисиков.
"Люди на митингах собираются разные: организаторы, участники, полицейские. Должна быть взаимосвязь между силовиками и организаторами. Например, в толпе есть провокаторы, и нужно, чтобы по заявке организатора митинга полицейские уводили нарушителей", – предложил общественник Болат Жуматаев.
"По вашим предложениям и замечаниям: принципы ответственности участников, полицейских – с удовольствием добавим. Жалко, что мы сами не догадались это сделать. По срокам уведомлений считаю нет противоречий. Сроки давайте обсуждать", – резюмировал Даурен Абаев.
Обсуждение проекта пройдёт во всех регионах Казахстана. Министерство информации и общественного развития после сбора замечаний ещё раз пересмотрит документ. Принять закон должны до выборов в Парламент.