Неясность и нечеткость очертаний вследствие густой пелены смога уже давно являются характерными визуальными характеристиками города Алматы. И точно такие же неясность, нечёткость, неконкретность сопровождали разные планы и проекты по очистке воздушного бассейна города. Это касалось вероятных источников загрязнения, методов, технологий, сроков, бюджетов, исполнителей. Но всякий раз поднимался вопрос о том, что нужно что-то делать с ТЭЦ-2, колоссальный вклад которой в загрязнение атмосферы был очевиден. 

И вот 29 ноября 2021 года алматинцы наконец-то смогли получить больше ясности в этом вопросе. В соответствии с Экологическим кодексом РК в южной столице состоялись общественные слушания, посвященные строительству новой газовой станции при ТЭЦ-2, её технико-экономическому обоснованию и воздействию на окружающую среду. Заказчиком проекта является АО "АлЭС", разработчиком – АО "Институт "КазНИПИЭнергопром". 

Подождите ещё пять лет, пожалуйста

Итак, согласно ТЭО, новая газовая станция будет построена на территории уже существующей ТЭЦ-2 и разместится на 17,5 га. Для освобождения нужной площади будет вырублено 1 749 деревьев. Полностью новая ТЭЦ заработает в 2026 году. Её электрическая мощность составит 600 МВт, тепловая – 957 Гкал/ч. Выбросы в атмосферу сократятся в несколько раз – до 2,3 тысячи тонн в год. Стоимость данного проекта составит 315 млрд 813 млн тенге. 

Такие данные озвучили представители "КазНИПИЭнергопрома" в ходе собрания. Однако, когда началась сессия вопросов и ответов, прозвучало множество нареканий к проекту, и большинство из них касалось сроков завершения стройки. 


Читайте также: Почему переделывать ТЭЦ-2 в Алматы на газ не будут, а построят новую газовую станцию


Многие участники встречи сошлись в том, что пять лет – это очень долго. За это время тысячи людей умрут или получат колоссальный ущерб здоровью в виде онкологических, сердечно-сосудистых, аллергических и других заболеваний, вызываемых загрязнением воздуха. 

Присутствовавший на слушаниях видеоблогер и журналист Вадим Борейко напомнил, что первый президент РК Нурсултан Назарбаев ещё в сентябре 2017 года поручил тогдашнему акиму Бауыржану Байбеку и "Самрук-Энерго" решить проблему с ТЭЦ-2 к 2020 году. 

"Но и после того, как была поставлена конкретная задача, было потеряно четыре года. Три года составляли предТЭО. Затем в прошлом году из четырёх проектов выбрали самый кривой, который, как потом признали, был чреват техногенной катастрофой – замена существующих угольных котлов на газовые. И хотя этот проект активно продавливали, он не прошёл экологическую экспертизу. Так мы потеряли ещё год.

Так по чьей прихоти целых два миллиона человек должны еще несколько лет дышать смогом?" – добавил Борейко.

Другие участники в свою очередь сообщили, что во многих странах срок создания с нуля и запуска новых ТЭЦ составляет полтора-два года. А в Алматы вопрос о насущной необходимости модернизации ТЭЦ-2 начал активно подниматься еще в нулевые годы. Куда же девалось столько лет? 

Цена вопроса

Помимо больших сроков проекта, некоторым людям показалась непонятной стоимость проекта – свыше 315 млрд тенге. Это на четверть больше, чем вариант, представленный и забракованный в прошлом году.

Главный инженер "КазНИПИЭнергопром" Максим Васильев пояснил, что в прошлом году рассматривался просто перевод на газ угольных котлов без изменения генерации. Сейчас же совсем другая технология. Кроме того, ставить новую ТЭЦ будут в сейсмически опасной зоне с проседающим грунтом – это тоже усложняет задачу. 

Выступавший далее представитель "Самрук-Энерго" Ансар Айдаров конкретизировал причины изменения сроков:

"Основной момент, который здесь стоит отметить, – это изготовление оборудования. В марте-апреле мы планируем разместить заказ на изготовление оборудования. Мировые производители говорят, что на изготовление газовой турбины уйдет от 14 до 18 месяцев. К этому моменту мы планируем закончить строительные и подготовительные работы и начать монтаж. Первый пуск первой турбины в 2023 году мы готовы обеспечить. Помимо этого, остается вопрос газовой инфраструктуры, подведение газа к ТЭЦ-2, строительство дополнительных ГРЭС". 

Пути ускорения

При этом представитель "Самрук-Энерго" сообщил, что работы будут вестись в рамках IPC-контракта, который предусматривает запуск максимального количества параллельных процессов – проектирования, заказа оборудования, строительно-монтажных работ. Дело усложняется тем, что нынешняя ТЭЦ-2 объединяет водоснабжение и теплофикацию. 

И чтобы не подвергать риску теплофикацию города, запланированы три очереди поэтапной сдачи блоков – первая в 2023 году, вторая – в 2025 и третья – в 2026 году. 

"Если появятся возможности что-то сделать раньше, быстрее, мы обязательно ими воспользуемся. То, что мы назвали, – это максимальные сроки. И мы прикладываем все усилия, чтобы сократить сроки реализации данного проекта", – заверил Айдаров.

Экономист Алмас Чукин спросил, почему разработку нового проекта снова поручили "КазНИПИЭнергопрому", если предложенный ими ранее проект забраковали. Представитель "Самрук-Энерго" Ансар Айдаров на это ответил, что у этого института наибольший опыт в данной сфере. 

"Во-первых, они ещё не получили деньги за свою работу и получат, только если их новый вариант будет принят. Во-вторых, они являются основными калькодержателями – они в свое время эту станцию проектировали, у них есть все исходные материалы, опыт, и они планируют до конца года завершить", – пояснил Айдаров.  

Удар по личному карману

Немалую часть жителей города волнуют будущие тарифы. Тем более что в ТЭО они представлены не были. На этот вопрос попросили ответить управляющего директор по экономике и финансам АО "АлЭС"  Асель Аргинбаеву.  

"Трудно сказать, какой будет тариф, потому что он складывается из разных составляющих – стоимости топлива, цены на оборудование, затрат на эксплуатацию самого оборудования, амортизацию, налога на имущество, инфляции. Но однозначно можно сказать, что

тариф будет больше, потому что газ дороже угля", – акцентировала Асель Аргинбаева. 

Правда, уточнила представительница Алматинских электросетей, так как новая станция, согласно расчётам, будет вырабатывать больше энергии, цена на неё вряд ли поднимется слишком сильно. Сейчас руководство компании будто бы ищет разные варианты снижения будущего тарифа, включая социальные субсидии, но многие из них потребуют внесения изменений в отечественное законодательство. 

Будущее угля

Общественный деятель Петр Своик высказал мысль, что городу не следует полностью отказываться от угольного топлива, так как оно более дешёвое и доступное, чем газ, а угольные станции, по его мнению, более надёжные. Ему оппонировала представительница КазНУ имени аль-Фараби Айымгул Керимрай

"Сжигание угля в городе – медленное убийство населения.

Это дополнительные расходы из-за заболеваемости и смертности населения. Согласно исследованию Всемирного банка, около 500 миллионов долларов в год – потери для экономики из-за дополнительной смертности и заболеваемости населения.  Незамедлительное строительство новой газовой ТЭЦ – верное решение. Относительно дефицита газа: если газ не экспортировать, его вполне должно хватить на внутреннее потребление", – заявила Керимрай. 

Кроме того, как ещё в самом начале сказала экологический специалист "КазНИПИЭнергопрома" Любовь Молчанова, отказ от добычи и использования угольного топлива – уже давно ведущий мировой тренд, обусловленный борьбой с глобальным потеплением. Казахстан должен минимизировать потребление угля не только для улучшения экологической обстановки в мегаполисах, но и для снижения выбросов парниковых газов, как этого требует Парижское соглашение. 

К цивилизованному диалогу

Подводя итог обсуждения ТЭО новой ТЭЦ-2, нелишним будет обратить внимание на то, что в ходе данной встречи не только обсуждалось решение конкретной проблемы в конкретном городе, но и нарабатывался опыт взаимодействия власти и общества. 

Часто можно слышать, как в ходе обсуждений острых экологических или социальных проблем модераторы игнорируют вопросы экспертов и гражданских активистов, обрывают их, выкидывают из зум-конференций, используют подставных лиц, провоцирующих скандалы. 

В этот раз всё было по-другому. Все участники имели возможность задать вопросы. На все вопросы были даны ответы, пусть не всегда убедительные, но тем не менее. Не было никаких скандалов. 


Читайте также: "Решить проблему раз и навсегда". Токаев дал старт работам по переходу ТЭЦ-2 Алматы на газ