С 15 по 18 ноября жители столицы могут ознакомиться с проектом Генерального плана развития Астаны до 2035 года в выставочном зале на улице Мамбетова. 

Как проходит показ генплана столицы

Демонстрация Генерального плана развития города Астаны проходит в виде выставки. В зале расположен макет города, а по периметру – стенды с информацией о каждом пункте плана. 

Пока что данный макет – лишь предпроектное решение. Сам генплан планируют окончательно принять в четвёртом квартале 2023 года. 

Макет столицы / Фото Informburo.kz

А пока сотрудники "Астанагенплана" собирают замечания и пожелания жителей города. Руководитель проектной группы института Бахтияр Токтамысов пообещал, что по каждому такому предложению будет принято соответствующее решение. 

Синим цветом обозначены те здания, которые планируют построить / Фото Informburo.kz

По его словам, необходимость в разработке нового генплана до 2035 года появилась из-за быстрого роста столицы. Первый план, который разработал в 2001 году японский архитектор Кисё Курокава, предусматривал, что в городе будут жить около 800 тысяч человек. 

В течение последних 20 лет в генплан несколько раз вносились коррективы, и всё-таки он сильно устарел. Сегодня население главного города Казахстана составляет 1 млн 340 тысяч жителей, а к 2035 году этот показатель достигнет 2 млн 270 тысяч. 

Обсуждение генплана / Фото Informburo.kz

В какую сторону будет расти Астана

Бахтияр Токтамысов рассказал, что границы и каркас города к 2035 году останутся теми же. Несмотря на это, город будет расти в четырёх направлениях – в сторону Карагандинской трассы в районе ТЦ "Метро", улицы Мангилик Ел, западнее проспекта Туран, а также южнее жилого массива Тельмана. 

Нажмите, чтобы увеличить изображение
Слева – схема застройки по годам. Строительство жилых домов к 2025 и 2035 годам обозначено фиолетовым и сиреневым цветами соответственно / Фото Informburo.kz

В столице появится новая объездная дорога К-3, которую можно назвать третьим кольцом, опоясывающим город. Она будет проходить по улице Хусейна бен Талала, возле нового железнодорожного вокзала, в промышленной зоне в районе Байконур, пересекать проспект Нургисы Тлендиева и обходить озеро Большой Талдыколь. 

Нажмите, чтобы увеличить изображение
Объездные дороги столицы / Фото Informburo.kz

"Мы продолжаем работу по созданию зелёного пояса столицы. Может быть, вы видели, по трассе в сторону Борового, возле Шортанды, уже есть насаждения маленьких ёлочек и берёз. У нас стоит задача – соединить этот зелёный пояс столицы с Боровым", – рассказал Бахтияр Токтамысов.

Нажмите, чтобы увеличить изображение
Зелёный пояс столицы / Фото Informburo.kz

В некоторых районах будут сносить ветхое и аварийное жильё – это районы Коктал, Чубары, Заречный, новый вокзал, Юго-Восток и улица Асана Кайгы. 

"Ещё в 2018 году был разработан проект реконструкции и реновации территорий вдоль улицы Асана Кайгы. Эта улица будет связывать Правый и Левый берега. Сейчас стоит вопрос по финансированию сноса. По генплану там будут располагаться новые жилые комплексы, скверы, социальные объекты", – отметил Бахтияр Токтамысов. 

К слову, об улице Асана Кайгы говорят ещё с 2018 года. В СМИ писали, что к 2020 году там уже должно было  быть освобождено 570 га, а до 2023 года – закончиться второй этап реновации. Но эти планы не были воплощены в жизнь из-за проблем с финансированием. 

Нажмите, чтобы увеличить изображение
Слева – схема сноса. Справа – этажность жилых массивов. Оранжевым выделены высотные здания (10–17 этажей) / Фото Informburo.kz

Расширятся ли дороги

Уже сейчас, когда численность населения Астаны ещё не достигла двух миллионов, многие горожане жалуются на автомобильные пробки. 

На вопрос о том, будут ли расширять улицы города или строить новые, сотрудник "Астанагенплана" ответил, что в нынешнем макете всё остаётся как прежде, единственное – улица Кабанбай батыра будет расширена до шести полос и появится К-3.

"Пока улицы у нас остаются такими же. В 2023 году наш институт планирует начать разрабатывать комплексную транспортную схему. Туда мы включим анализ пассажиропотока и меры по снижению нагрузки на транспортную систему. Это большая работа, которая в Казахстане до этого не проводилась. После того, как мы разработаем схему, привяжем её к генплану", – пояснил Бахтияр Токтамысов. 

Отметим, что о расширении улицы Кабанбай батыра говорил ещё Асет Исекешев, который был акимом Астаны с 2016 по 2018 год. В 2018 году он заявлял, что правительство в течение двух лет проведёт реконструкцию проспекта за счёт займа. Но проект, как видим, был заморожен.

Продолжаются работы по проектированию альтернативного вида общественного транспорта – ЛРТ или Astana Metro, как его называют в генплане. Оно будет состоять из четырёх линий: 

  • первая протянется от аэропорта по проспекту Кабанбай батыра до нового вокзала "Нурлы жол";
  • вторая – от проспекта Кабанбай батыра (район ТРЦ "Азия парк") до старого железнодорожного вокзала;
  • третья соединит старый и новый железнодорожные вокзалы;
  • четвёртая – от ТРЦ "Азия парк" до района Уркер (бывшая Ильинка) и улицы Айтматова.

В "Астанагенплане" заявили, что ничего не могут сказать о сроках реализации проектов, так как решение по финансированию принимать будут исполнительные органы.

Нажмите, чтобы увеличить изображение
Схема ЛРТ / Фото Informburo.kz

Где будут отдыхать астанчане

Многих горожан, присутствовавших на презентации, также интересовало, какие места отдыха появятся в Астане. В ведомстве подтвердили, что Линейный парк возле Abu Dhabi останется.

"Также мы хотим развивать экотуризм. Институтом было предложено создание экопарков в районах Куйгенжар и Майбалык. В Куйгенжаре, помимо жилых массивов, расположатся места для летнего и зимнего отдыха, рекреационные зоны", – отметил Бахтияр Токтамысов. 

На схемах генплана действительно показан экопарк на территории Большого и Малого Талдыколя и озеленение территорий близ новой мечети. 

Нажмите, чтобы увеличить изображение
Рекреационные зоны агломерации / Фото Informburo.kz

Будет ли хватать школ и больниц

В столице наблюдается острый дефицит детских садов. В интервью Informburo.kz в качестве одной из причин эксперты называли недоработки в генплане. По их словам, в документе не всегда учитывается нужная людям инфраструктура.

Бахтияр Токтамысов сообщил, что, согласно нынешнему генплану, к 2035 году в каждом районе столицы появятся школы в шаговой доступности от жилых домов.

"Сегодня у нас в городе имеется 148 школ. Государственных – 105 и частных – 43. А к 2035 году будет построено дополнительно 158 школ. Также если сейчас дошкольных учреждений – 429, то через 13 лет прибавится ещё 135", – рассказал сотрудник "Астанагенплана". 

В столичном же здравоохранении, добавил он, сейчас функционирует 39 гособъектов, планируется строительство ещё 78. 

Нажмите, чтобы увеличить изображение
Слева – объекты образования, справа – здравоохранения. Жёлтым выделены те, что должны быть построены / Фото Informburo.kz

В генплане – одно, на местности – другое

Астанчане в соцсетях нередко жалуются на то, что на сайте генплана отображается, допустим, школа, а в действительности расположен жилой комплекс. 

В "Астанагенплане" заявили, что их сайт находится в разработке. По мере обновления генплана должен обновляться и сайт, но он не всегда поспевает за изменениями.

Пришедшая на презентацию жительница столицы Наталия Зоренко рассказала, что возле её дома по генплану стоит школа, а на деле – ветхие здания. 

"В микрорайоне Молодёжный есть старые дома напротив улицы Кравцова, Есильского и Макинского переулков. Бараки там совсем ветхие. В них полы провисают, печки не работают. Условия ужасные. Дома эти строились ещё во время основания столицы. По плану к 2023 году там должна была быть построена школа. Но её всё нет", – заявила астанчанка. 

По её словам, она регулярно заходит на сайт генплана, чтобы понять, когда снесут бараки. Сегодня ей ответили, что до 2025 года школу должны построить. 

"Но к 2025 году скажут до 2030 года и так далее. А людям там невыносимо жить", – не поверила обещаниям Наталия Зоренко.

Про свет и тепло

Главный специалист отдела инженерной инфраструктуры "Астанагенплана" Жанибек Жораев рассказал, что сейчас ведётся строительство двух водоводов от астанинского водохранилища к двум существующим насосно-фильтровальным станциям (НФС). Третья НФС также находится на этапе строительства. 

Он добавил, что на данный момент в городе есть только одно канализационно-очистное сооружение в районе Талдыколя. Поэтому проектируется второе подобное – КОС-2 – в той же местности. 

"Что касается сетей электроснабжения, то проектируется подстанция "Арай" в районе проспекта Туран и реконструкция существующей подстанции "Жулдыз" в районе Мынжылдык. Также ведётся строительство ТЭЦ-3 со сроком завершения в 2023 году и трёх котельных или газово-тепловых станций, которые обеспечат теплом южную часть города – в районе Туран, Тельмана и Юго-Запада", – уточнил Жанибек Жораев. 


Читайте также: