Новый генплан Астаны: что снесут, где будут новые школы и какие районы соединит ЛРТ
С 15 по 18 ноября жители столицы могут ознакомиться с проектом Генерального плана развития Астаны до 2035 года в выставочном зале на улице Мамбетова.
Как проходит показ генплана столицы
Демонстрация Генерального плана развития города Астаны проходит в виде выставки. В зале расположен макет города, а по периметру – стенды с информацией о каждом пункте плана.
Пока что данный макет – лишь предпроектное решение. Сам генплан планируют окончательно принять в четвёртом квартале 2023 года.
А пока сотрудники "Астанагенплана" собирают замечания и пожелания жителей города. Руководитель проектной группы института Бахтияр Токтамысов пообещал, что по каждому такому предложению будет принято соответствующее решение.
По его словам, необходимость в разработке нового генплана до 2035 года появилась из-за быстрого роста столицы. Первый план, который разработал в 2001 году японский архитектор Кисё Курокава, предусматривал, что в городе будут жить около 800 тысяч человек.
В течение последних 20 лет в генплан несколько раз вносились коррективы, и всё-таки он сильно устарел. Сегодня население главного города Казахстана составляет 1 млн 340 тысяч жителей, а к 2035 году этот показатель достигнет 2 млн 270 тысяч.
В какую сторону будет расти Астана
Бахтияр Токтамысов рассказал, что границы и каркас города к 2035 году останутся теми же. Несмотря на это, город будет расти в четырёх направлениях – в сторону Карагандинской трассы в районе ТЦ "Метро", улицы Мангилик Ел, западнее проспекта Туран, а также южнее жилого массива Тельмана.
В столице появится новая объездная дорога К-3, которую можно назвать третьим кольцом, опоясывающим город. Она будет проходить по улице Хусейна бен Талала, возле нового железнодорожного вокзала, в промышленной зоне в районе Байконур, пересекать проспект Нургисы Тлендиева и обходить озеро Большой Талдыколь.
"Мы продолжаем работу по созданию зелёного пояса столицы. Может быть, вы видели, по трассе в сторону Борового, возле Шортанды, уже есть насаждения маленьких ёлочек и берёз. У нас стоит задача – соединить этот зелёный пояс столицы с Боровым", – рассказал Бахтияр Токтамысов.
В некоторых районах будут сносить ветхое и аварийное жильё – это районы Коктал, Чубары, Заречный, новый вокзал, Юго-Восток и улица Асана Кайгы.
"Ещё в 2018 году был разработан проект реконструкции и реновации территорий вдоль улицы Асана Кайгы. Эта улица будет связывать Правый и Левый берега. Сейчас стоит вопрос по финансированию сноса. По генплану там будут располагаться новые жилые комплексы, скверы, социальные объекты", – отметил Бахтияр Токтамысов.
К слову, об улице Асана Кайгы говорят ещё с 2018 года. В СМИ писали, что к 2020 году там уже должно было быть освобождено 570 га, а до 2023 года – закончиться второй этап реновации. Но эти планы не были воплощены в жизнь из-за проблем с финансированием.
Расширятся ли дороги
Уже сейчас, когда численность населения Астаны ещё не достигла двух миллионов, многие горожане жалуются на автомобильные пробки.
На вопрос о том, будут ли расширять улицы города или строить новые, сотрудник "Астанагенплана" ответил, что в нынешнем макете всё остаётся как прежде, единственное – улица Кабанбай батыра будет расширена до шести полос и появится К-3.
"Пока улицы у нас остаются такими же. В 2023 году наш институт планирует начать разрабатывать комплексную транспортную схему. Туда мы включим анализ пассажиропотока и меры по снижению нагрузки на транспортную систему. Это большая работа, которая в Казахстане до этого не проводилась. После того, как мы разработаем схему, привяжем её к генплану", – пояснил Бахтияр Токтамысов.
Отметим, что о расширении улицы Кабанбай батыра говорил ещё Асет Исекешев, который был акимом Астаны с 2016 по 2018 год. В 2018 году он заявлял, что правительство в течение двух лет проведёт реконструкцию проспекта за счёт займа. Но проект, как видим, был заморожен.
Продолжаются работы по проектированию альтернативного вида общественного транспорта – ЛРТ или Astana Metro, как его называют в генплане. Оно будет состоять из четырёх линий:
- первая протянется от аэропорта по проспекту Кабанбай батыра до нового вокзала "Нурлы жол";
- вторая – от проспекта Кабанбай батыра (район ТРЦ "Азия парк") до старого железнодорожного вокзала;
- третья соединит старый и новый железнодорожные вокзалы;
- четвёртая – от ТРЦ "Азия парк" до района Уркер (бывшая Ильинка) и улицы Айтматова.
В "Астанагенплане" заявили, что ничего не могут сказать о сроках реализации проектов, так как решение по финансированию принимать будут исполнительные органы.
Где будут отдыхать астанчане
Многих горожан, присутствовавших на презентации, также интересовало, какие места отдыха появятся в Астане. В ведомстве подтвердили, что Линейный парк возле Abu Dhabi останется.
"Также мы хотим развивать экотуризм. Институтом было предложено создание экопарков в районах Куйгенжар и Майбалык. В Куйгенжаре, помимо жилых массивов, расположатся места для летнего и зимнего отдыха, рекреационные зоны", – отметил Бахтияр Токтамысов.
На схемах генплана действительно показан экопарк на территории Большого и Малого Талдыколя и озеленение территорий близ новой мечети.
Будет ли хватать школ и больниц
В столице наблюдается острый дефицит детских садов. В интервью Informburo.kz в качестве одной из причин эксперты называли недоработки в генплане. По их словам, в документе не всегда учитывается нужная людям инфраструктура.
Бахтияр Токтамысов сообщил, что, согласно нынешнему генплану, к 2035 году в каждом районе столицы появятся школы в шаговой доступности от жилых домов.
"Сегодня у нас в городе имеется 148 школ. Государственных – 105 и частных – 43. А к 2035 году будет построено дополнительно 158 школ. Также если сейчас дошкольных учреждений – 429, то через 13 лет прибавится ещё 135", – рассказал сотрудник "Астанагенплана".
В столичном же здравоохранении, добавил он, сейчас функционирует 39 гособъектов, планируется строительство ещё 78.
В генплане – одно, на местности – другое
Астанчане в соцсетях нередко жалуются на то, что на сайте генплана отображается, допустим, школа, а в действительности расположен жилой комплекс.
В "Астанагенплане" заявили, что их сайт находится в разработке. По мере обновления генплана должен обновляться и сайт, но он не всегда поспевает за изменениями.
Пришедшая на презентацию жительница столицы Наталия Зоренко рассказала, что возле её дома по генплану стоит школа, а на деле – ветхие здания.
"В микрорайоне Молодёжный есть старые дома напротив улицы Кравцова, Есильского и Макинского переулков. Бараки там совсем ветхие. В них полы провисают, печки не работают. Условия ужасные. Дома эти строились ещё во время основания столицы. По плану к 2023 году там должна была быть построена школа. Но её всё нет", – заявила астанчанка.
По её словам, она регулярно заходит на сайт генплана, чтобы понять, когда снесут бараки. Сегодня ей ответили, что до 2025 года школу должны построить.
"Но к 2025 году скажут до 2030 года и так далее. А людям там невыносимо жить", – не поверила обещаниям Наталия Зоренко.
Про свет и тепло
Главный специалист отдела инженерной инфраструктуры "Астанагенплана" Жанибек Жораев рассказал, что сейчас ведётся строительство двух водоводов от астанинского водохранилища к двум существующим насосно-фильтровальным станциям (НФС). Третья НФС также находится на этапе строительства.
Он добавил, что на данный момент в городе есть только одно канализационно-очистное сооружение в районе Талдыколя. Поэтому проектируется второе подобное – КОС-2 – в той же местности.
"Что касается сетей электроснабжения, то проектируется подстанция "Арай" в районе проспекта Туран и реконструкция существующей подстанции "Жулдыз" в районе Мынжылдык. Также ведётся строительство ТЭЦ-3 со сроком завершения в 2023 году и трёх котельных или газово-тепловых станций, которые обеспечат теплом южную часть города – в районе Туран, Тельмана и Юго-Запада", – уточнил Жанибек Жораев.
Читайте также:
- Жителей Астаны приглашают обсудить генплан города
- Антикор завершил расследование в отношении директора Астана-Зеленстрой
- "Где я такие деньги возьму?" Почему газификация столицы продвигается так медленно