Казахстану нужна нефтегазохимия. Но где взять специалистов?
В течение короткого времени в Казахстане прошли сразу два крупных международных форума, посвящённых новым капитальным проектам по добыче, транспортировке, хранению и переработке нефти и газа, – конференция Energy trends: Gas & Petrochemicals и XI ежегодная конференция "Казнефтегазсервис-2023: Нефтегазовое строительство и инжиниринг".
И лейтмотивом почти всех выступлений стал тезис, что нефть и газ, составляющие сейчас основу национальной экономики и пополнения бюджета за счёт экспорта, могут иметь ещё большую ценность, если будут перерабатываться внутри страны. Поэтому перед государством стоит стратегическая задача по созданию нефтегазохимической отрасли.
Но как решить эту задачу, не обеспечив нефтегазохимию необходимыми ей кадрами в нужном количестве?
Количество
Уже реализуемые и ещё только заявляемые проекты в отрасли требуют достаточно большого числа специалистов в области химии, инженеров и технических кадров среднего звена. Но по цифрам мы видим, что число выпускников по химическим специальностям год от года снижается.
Государство выделяет всё больше грантов на эти специальности, однако значительная их часть остаётся невостребованной абитуриентами, да и не все студенты доходят до выпуска. Почему привлекательность химических специальностей падает? Это объясняется двумя причинами.
Первая: абитуриенты элементарно боятся вступительных экзаменов ещё на этапе Единого национального тестирования (ЕНТ). Дело в том, что для поступления на химические специальности требуется сдать пару профильных предметов – химию и физику. Оба предмета технические и очень сложные.
По нашей оценке, от общего числа абитуриентов в стране, сдающих ЕНТ, доля тех, кто выбирает эту пару профильных предметов, составляет не более полупроцента. Тогда как математику и физику выбирает почти треть всех абитуриентов, а химию и биологию – примерно пятая их часть.
Раньше, чтобы поступить на химическую специальность, нужно было сдавать химию и биологию, и число абитуриентов и студентов было относительно стабильным. Однако после того, как Министерство образования и науки поменяло пару профильных предметов на химию и физику, стал наблюдаться нисходящий тренд.
С одной стороны, решение министерства можно считать обоснованным, так как и в других странах, особенно в тех, где нефтегазохимия развивается хорошо, именно эта пара профильных предметов выбрана для химических специальностей. С другой стороны, за рубежом активно применяется и пара химия плюс биология. Поэтому мы считаем, что в казахстанских реалиях нужно рассмотреть вопрос о возврате к этой паре.
Вторая причина, почему число абитуриентов снижается, – это, конечно, уровень заработной платы.
Средний уровень зарплат в нефтегазохимии и переработке нефти и газа не превышает 700 000 тенге. Для казахстанского рынка труда это неплохой уровень, но он всё же ниже, чем во многих других сферах. Например, мы видим серьёзное отставание от средних зарплат в добыче нефти и газа, которая составляет 1 200 000 тенге. Зарплаты в сфере воздушного транспорта, страхования, информационных технологий превышают 800 000 тенге.
Понятно, что способные и амбициозные абитуриенты будут ориентироваться на более высокооплачиваемые специальности, нежели в нефтегазохимии и даунстриме.
Справка Informburo.kz
Апстрим (Upstream) – разведка и добыча нефти и газа.
Мидстрим (Midstream) – хранение и транспортировка.
Даунстрим (Downstream) – переработка и распределение конечной продукции.
Качество
От количества перейдём к качеству. Качество образования зависит от его содержания, поэтому обеспечить высокое качество образования можно, лишь обеспечив высокое качество на каждом этапе цепочки создания этого содержания. Эта цепочка включает в себя разработку профессиональных стандартов, разработку на их основе образовательных программ и далее программ обеспечения квалифицированными инженерно-педагогическими кадрами, создание мощной материально-технической учебной базы и качественного учебно-методического комплекса, куда входят учебники, обучающие материалы, тестовые задания и так далее.
Свои проблемы имеются на каждом этапе.
Например, поскольку в профессиональных стандартах, как в техническом задании, отражаются все требования к знаниям и навыкам будущих специалистов, разработкой стандартов должны заниматься отраслевые специалисты. Но общение с представителями отрасли и системы образования показывает, что эта работа сейчас носит достаточно формальный характер и не поставлена на эффективные рельсы.
Ответственные за эту задачу отраслевые специалисты назначаются из числа действующих работников, не имеющих достаточно времени, чтобы заниматься разработкой профстандартов, не отвлекаясь на свои ежедневные задачи. Да и достаточной компетенцией по разработке стандартов эти работники обладают далеко не всегда, поскольку их обучением никто не занимается. Вот и получается, что чаще всего работники системы образования сами делают проект профессионального стандарта, а отраслевые специалисты лишь вносят минимальные корректировки.
Что касается образовательных программ, то до недавнего времени ключевой образовательной программой для нефтегазохимических производств являлась химическая технология органических веществ. Но, как говорят участники отрасли, эта программа по содержанию не в полной мере подходит, к примеру, для производства полимеров, ароматики и производных от них. А ведь именно эта продукция будет главной для производств, которые планируются в стране на ближайшее десятилетие.
Что уж говорить о том, что в программах наблюдается недостаточная ориентированность на практическую подготовку, вопрос совершенствования материально-технической базы упирается в проблему доступности финансов, отсутствуют в достаточном количестве инженерно-педагогические работники из-за неразвитости отрасли в целом.
Если просуммировать все проблемы в подготовке кадров для нефтегазохимии, то можно выразить это следующей формулой: уменьшается количество учащихся по теряющей свою привлекательность специальности, которой обучаются по программам, не подходящим и не обеспечивающим достаточное качество.
Что делать?
Ответ на этот вопрос лежит минимум в трёх плоскостях.
Первое: очевидно, что система образования в стране должна реагировать на новый спрос со стороны отрасли. Сейчас подготовкой кадров по химическим специальностям занимаются около 25 вузов и до 40 колледжей. Но в условиях казахстанского рынка труда даже для работы оператором на технических установках будет требоваться высшее образование, а не среднее техническое, поэтому основной упор нужно делать на подготовку в вузах.
И здесь мы делим все вузы на две группы. Первая группа – это ведущие университеты Алматы и Астаны:
- Казахстанско-Британский технический университет;
- Satbayev University (КазНИТУ имени Сатпаева);
- Казахский национальный университет имени аль-Фараби;
- Назарбаев Университет.
Вторая группа вузов – это региональные университеты:
- Атырауский университет нефти и газа имени Сафи Утебаева;
- Торайгыров Университет в Павлодаре;
- Южно-Казахстанский университет имени Мухтара Ауэзова в Шымкенте.
Важный вопрос: с какими университетами выстраивать работу по подготовке кадров?
Университеты в Павлодаре и Шымкенте имеют хорошие связи со своими региональными работодателями, в первую очередь с местными нефтеперерабатывающими заводами. Павлодарский нефтехимический завод является по сути градообразующим предприятием, поэтому проблем с обеспечением работой выпускников Toraighyrov University не возникает.
Уровень доходов на юге страны традиционно ниже, чем в северных регионах, но и стоимость жизни ниже, поэтому работа на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе для выпускников Auezov University также является привлекательной.
Сложнее ситуация с Атырауским университетом нефти и газа. В Атырауской области средняя заработная плата составляет около 600 000 тенге, это самый высокий показатель в стране. При этом заработные платы в нефтепереработке и нефтегазохимии могут быть неконкурентоспособными по сравнению с другими возможностями трудоустройства в этом регионе. Это можно видеть даже по тому, что работники практически всех нефтедобывающих компаний региона стремятся на работу в "Тенгизшевройл" и "Норт Каспиан Оперейтинг Компани", поскольку в них условия и уровень оплаты труда существенно выше.
Имея в виду, что большинство новых нефтегазохимических производств планируется создавать на западе Казахстана, проблема кадров для них будет возникать в регионе постоянно из-за относительно низких зарплат.
Дополнительным вызовом является и то, что большинство родителей не хотят, чтобы их дети учились в Атырау. Да и результаты ЕНТ в местных школах показывают, что уровень подготовки поступающих в АУНГ уступает топовым вузам Алматы.
Поэтому подготовка кадров для нефтегазохимии в стране должна выстраиваться на базе вузов Алматы и частично Астаны – как наиболее активных в части обновления содержания образования и взаимодействия с работодателями.
Но здесь возникает проблема, как привлечь выпускников этих вузов для работы в западном регионе страны.
Решением является второе обязательное условие: повышение уровня оплаты труда в нефтегазохимии. Задача сложная, неоднозначная, но абсолютно необходимая.
Помимо зарплаты также нужно обеспечить привлекательные условия труда. Например, для работы на нефтегазохимических производствах обычно используются сменные режимы работы, что вынуждает работников постоянно находиться в Атырау. При переходе же на вахтовый режим работодатель может сразу расширить географию поиска и привлекать квалифицированные кадры со всего Казахстана и даже из ближнего и дальнего зарубежья.
Только так – высокой оплатой и комфортными условиями труда – можно заинтересовать абитуриентов химическими специальностями.
А если иметь в виду, что многие подростки выбирают свою будущую профессию ещё до окончания школы, то логично, что популяризация работы в нефтехимической отрасли должна начинаться с 10-го или даже 9-го класса. И чтобы мероприятия по профессиональной ориентации были эффективными, они должны быть самыми разными и по форме, и по содержанию, а не сводиться лишь к ярмаркам вакансий и самопрезентациям вузов.
Дармен Садвакасов и Тахир Аслялиев,
партнёры ТОО "Dasco Consulting Group"